Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
На данный момент времени это очень актуальная тема, т.к. рынок труда это важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х годах в России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось негативное явление, как безработица. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Безработица имеет серьезные социальные последствия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования рынка труда………................6
1.1 Рынок труда и его структура…………………………….....................6
1.2 Причины и формы безработицы…………………………………..…11
1.3 Государственное регулирование занятости…………………………17
Глава 2. Функционирование и развитие рынка труда города Белгорода…………………………………………………………………….…..20
2.1 Состояние рынка труда города Белгорода………………………….20
2.2 Обзор рынка труда……………………………………………………24
2.3 Особенности спроса и предложения по категориям вакансий…….25
2.4 Рынок услуг по подбору и трудоустройству персонала……………29
2.5 Особенности кадровой политики предприятий и организаций на местном рынке труда………………………………………………….….30
Заключение………………………………………………………………………32
Список источников и литературы………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………...…………36
В последние годы активно совершенствуются методы управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты, высокие требования предъявляются к компетентности персонала фирм, занятых в аграрном или связанном с ним секторе. Сейчас здесь наблюдается острая нехватка менеджеров. Сложность состоит в требованиях, предъявляемых к таким специалистам: агрономическое образование + образование в области менеджмента, что встречается довольно редко, – и, конечно же, соответствующий опыт работы. При этом уровень зарплаты менеджера среднего звена невысок и составляет примерно 3000–7000 руб.
Директора предприятий, филиалов.
Спрос на заполнение вакантных должностей директоров инициирован, в основном, московскими и питерскими фирмами, открывающими свои филиалы и представительства в Белгородской области. Требования к соискателям на должность директора весьма высокие:
1) предпочтительно два высших образования (одно профильное, другое – экономическое, либо степень МВА);
2) наличие опыта работы руководителем: не менее 2–3 лет (32% вакансий), 3–5 лет (42% вакансий), от 5 лет (21% вакансий);
3) знание как минимум одного иностранного языка (чаще английского);
4) владение навыками работы на ПК;
5) личностные качества: логическое мышление, организаторские и управленческие способности, креативность;
6) максимальные возрастные рамки – от 25 до 50 лет, хотя предпочтение отдается кандидатам в возрасте 30–40 лет;
7) большинство работодателей склонны брать на руководящую позицию кандидатов-мужчин (77% вакансий); лишь 4% хотят, чтобы их предприятием руководила женщина.
Менеджеры по продажам и торговые представители.
Продолжает расти спрос на менеджеров в сфере продаж. Эти специалисты сейчас наиболее востребованы на рынке труда. Ужесточение условий конкуренции, необходимость сохранения существующих и завоевания новых рынков сбыта диктуют требования, предъявляемые к таким специалистам: наличие экономического образования (для торговых представителей не обязательно) и опыта работы в сфере продаж, энергичность, нацеленность на результат, коммуникабельность и пр. Все чаще звучит требование лояльности к руководству. Часто работодатели отмечают необходимость иметь водительские права и личный автомобиль (за его использование в рабочих целях фирма, как правило, выплачивает работнику денежную компенсацию).
Менеджеры по персоналу, специалисты кадровых служб.
За последние два года многие средние и крупные фирмы Белгорода ввели в свой штат должность менеджера по персоналу, заметно вырос его статус на предприятиях. Потребность в таком специалисте в основном бывает продиктована одной из следующих причин:
1) рост текучести кадров;
2) невозможность найти на рынке труда нужных специалистов;
3) сложности с системой обучения; отток недавно пришедших в компанию профессионалов;
4) проблемы, связанные с мотивацией и т. д.
К сожалению, большинство специалистов, занимающих должность менеджера/директора по персоналу, имеют недостаточный уровень подготовленности в сфере управления человеческими ресурсами, вытекающий из отсутствия базового специализированного образования. Таким образом, зачастую этим специалистам не хватает знаний в области психологии, либо качеств, присущих хорошему управленцу (организаторские способности, нацеленность на результат, решительность и т. п.), что значительно сказывается как на стратегическом планировании потребности в персонале, так и на возможности создания корпоративной культуры, и, соответственно, единой команды и творческого коллектива.
Экономисты, главные бухгалтеры, бухгалтеры.
И предложение, и спрос со стороны работодателей на эти специальности достаточно высоки, однако предложение всё же превалирует. Основной спрос на специалистов в сфере бух. учета и экономистов предъявляют небольшие компании, которые в последние годы непрерывно появляются на рынке Белгородской области. От этих специалистов, прежде всего, ждут стабильности выполнения своих функциональных обязанностей и отсутствия больших амбиций по причине малых возможностей карьерного роста внутри компании.
Маркетологи.
Спрос на замещение вакантных должностей маркетологов растет, причем в основном со стороны торговых компаний. Очень часто у этих специалистов отсутствует базовое образование в области маркетинга. К тому же многие руководители, принимая решение о внедрении в структуре своей организации маркетинговой службы (как дань моде), сводят деятельность этой службы только к сбытовым функциям, зачастую даже не выделяя ее из состава отдела продаж. Многие фирмы сталкиваются с проблемой отсутствия согласованности целей, стоящих перед службой маркетинга и руководством.
Юристы.
Спрос на юристов невысокий. Причем, очень тяжело найти работу юристу сразу после окончания вуза. На эту позицию, как правило, подбирают человека с 2–3-летним опытом работы в этой области.
Менеджеры по рекламе.
Менеджеры по рекламе, рекламные агенты очень востребованы, но, скорее, не как профессионалы, а как молодые люди с активной жизненной позицией. Предъявляемые требования – в основном личностные: коммуникабельность, энергичность, опрятность, приятная внешность.
Мерчендайзеры.
Совсем новая профессия на рынке труда Белгорода (первый вопрос тех, кто обращается по поводу заявленной вакансии мерчендайзера, – “А что это такое?”).
На эту работу охотно берут молодых людей в возрасте 20–30 лет (часто из числа студентов вузов) с последующим обучением. Требования к ним: энергичность, коммуникабельность, опрятность, привлекательная внешность и т. п.
Офис-менеджеры, секретари.
Спрос на секретарей, офис-менеджеров и т. п. значительно выше предложения. Но при этом уровень квалификации большинства кандидатов на заявленные вакансии часто не соответствует современным требованиям (приятная внешность, знание одного или двух иностранных языков, “слепая” машинопись, владение делопроизводством).
Педагоги.
Предложение по педагогам, преподавателям высокое, но из-за того, что государственные образовательные учреждения не могут предоставить достойной оплаты труда, немногие выпускники педагогических вузов идут работать по специальности. Уровень зарплаты учителя – от 1000 рублей.
В настоящее время на рынке труда Белгорода действуют 3 фирмы по оказанию рекрутинговых услуг и 4 фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан. Несмотря на повышение активности на рынке труда, большинство предприятий города неохотно обращаются к услугам кадровых агентств. Предприятия предпочитают набирать кадры самостоятельно, путем размещения соответствующей рекламы в специализированных СМИ или обращения в службы занятости и на биржи труда (в основном в целях подбора на рабочие специальности).
Недоверие к рекрутинговым фирмам вызвано рядом причин:
1) услуги, предоставляемые фирмами по поиску и подбору персонала, относительно новы для региона, и руководители многих предприятий психологически не готовы платить за эти услуги; они не могут реально оценить те затраты, которые несет их предприятие, самостоятельно занимаясь подбором кадров, для того чтобы сопоставить их с расценками кадровых агентств;
2) услуги фирм, занимающихся подбором персонала, – в основном некачественные. Зачастую происходит перекладывание проблем поиска на плечи заказчика, нежелание брать на себя ответственность за результат;
3) для качественного подбора персонала на конкретные вакансии необходимо подробно познакомиться со структурой и корпоративной культурой предприятия заказчика, с климатом в коллективе, с существующими проблемами и пр. Как правило, местные компании не готовы к подобной открытости (традиционно срабатывает режим излишней секретности).
1. Очень немногие руководители местных предприятий планируют подбор персонала в соответствии с этапами развития компании. Подбор осуществляется от случая к случаю, в основном собственными силами без привлечения рекрутинговых компаний.
2. Обучение персонала чаще всего бессистемно, редко напрямую связано с решением конкретной бизнес-задачи компании. Существует проблема использования полученных знаний на практике в соответствии с планом развития бизнеса.
3. Немногие руководители компаний задумываются о создании условий для повышения уровня мотивации своих сотрудников.
4. Чрезвычайно редки компании, где серьезно подходят к созданию систем продвижения, адаптации сотрудников, формированию кадрового резерва.
Подведём итоги по второй главе:
1) Уровень безработицы по Белгородской области увеличился в прошлом году на 0,1 %. Постановлением правительства области утверждена программа по стабилизации ситуации на рынке труда региона в прошлом году.
2) Для того чтобы сохранить 9 тысяч 100 рабочих мест, правительство области заявило о своем участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. Планируется получение субсидии на поддержку малого предпринимательства
3) Спрос и предложение по категориям вакансий: директора предприятий, филиалов, менеджеры по продажам и торговые представители, менеджеры по персоналу, специалисты кадровых служб, экономисты, главные бухгалтеры, бухгалтеры, маркетологи, юристы, менеджеры по рекламе, мерчендайзеры, офис-менеджеры, секретари, педагоги.
4) В настоящее время на рынке труда Белгорода действуют 3 фирмы по оказанию рекрутинговых услуг и 4 фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан.
Заключение
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы, с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины занятые ведением домашнего хозяйства). По нашему мнению в 1999 году наблюдалось улучшение на рынке труда, так изменился оборот рабочей силы работников предприятий и организаций по сравнению с 1998 годом, прием работников стал превышать выбытие. Численность обратившихся в службу занятости для поиска работы сократилась на 729 человек, а так же численность стоящих на учете безработных уменьшилась на 2504 человека. Уровень официальной безработицы понизился до 1,0% к трудоспособному населению. Хотя и произошло увеличение средней продолжительности безработицы до 8,3 месяца.
В результате усиления работы с работодателями службы занятости наблюдалась тенденция к увеличению числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Но не смотря на это, трудоустройство граждан по-прежнему затруднено. Так наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают:
- женщины (среди безработных, стоящих на учете, их 83,5%);
- граждане, которые впервые вышли на рынок труда, в том числе выпускники профессиональных учреждений всех уровней и образовательных школ (38%) из-за отсутствия опыта работы;
- граждане старше 40-45 лет;
- затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии (химики, технологи, аппаратчики).
Рынок труда не испытывает потребность в таком количестве рабочей силы. На рынке труда в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям (грузчики, сторожа и т.д.), и, наоборот, на специалистов высокой квалификации выдвигаются дополнительные требования: определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.
На рынке труда большим спросом пользуются станочники, наладчики, электрогазосварщики, плотники.
Исходя из складывающейся обстановки в городе Белгороде, для улучшения положения на рынке труда, государственная служба занятости должна развивать качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствовать информационные системы на рынке труда, целевая поддержка мест; развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности, поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп; организация общественных и временных работ.
Главный же путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по нашему мнению, экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике. В целом же, рынок труда на данный момент неустойчив, поэтому в 2010 году может произойти как увеличение безработных, так и понижение числа безработных.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 31-36, 79-82.
2. Давыдова, Н.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и стратегия занятости [Текст] / Н.М. Давыдова. – М.: Наука, 2002. – с. 13-24.
Информация о работе Рынок труда, его функционирование и развитие