Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа
Объектом исследования является – сфера услуг.
Предметом исследования - особенности международного рынка услуг.
Цель исследования – Определить понятие, структуру и основные тенденции развития современного международного рынка услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 8
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СФЕРЫ УСЛУГ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Становление экономики услуг в России – неизбежный процесс, свойственный всем странам мира, обусловленный развитием производительных сил, повышением эффективности материального производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, удовлетворяемые производством вещей.
Употребляя термин «сфера услуг», который весьма широко используется во многих изданиях (как научных, так публицистических), авторы вкладывают в него разный смысл, толкуют его с различной степенью широты и детализации. Во многом это объясняется тем, что феномен сферы услуг в достаточно целостном, системном, более или менее зрелом виде сформировался и стал играть свою роль сравнительно недавно. Тщательным исследованием сферы услуг экономисты-теоретики занялись только во второй половине ХХ в. В западных странах это произошло в 60–70-е годы ХХ в., в России формально тоже в этот период, хотя и с позиций командной экономики.
Но реальный, жизненный, практический (научно-практический) интерес стал проявляться и усиливаться только в последнее десятилетие ХХ в., когда пришло осознание важности и сложности этой сферы общественного производства.
В научных публикациях можно встретить ряд понятий, употребляемых наряду с понятием «сфера услуг»: «непроизводственная сфера», «нематериальное производство», «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «сфера обслуживания», «инфраструктурная сфера», «духовное производство» и т.д.
В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. В современных условиях роль сферы услуг проявляется в том, что она: выступает важным сектором национального и мирового хозяйства; играет огромную роль в развитии человеческого капитала; оказывает все возрастающее влияние на функционирование и развитие материального производства; способствует увеличению свободного времени; создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества; выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни; обеспечивает современное качество экономического роста и повышение конкурентоспособности страны.
В целом сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Этим и обусловлен выбор темы, научной работы. Кроме того, изучение туризма в современных условиях, как значимой и динамично развивающейся отрасли сферы услуг, по праву считается глобальным социально-экономическим явлением современного мира, что также является достаточно актуальным.
Объектом исследования является – сфера услуг.
Предметом исследования - особенности международного рынка услуг.
Цель исследования – Определить понятие, структуру и основные тенденции развития современного международного рынка услуг.
Для выполнения поставленных целей, в работе необходимо будет решить следующие задачи:
Методологическую основу работы составили общенаучные (диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, анализа, синтеза, дедукции, индукции), а также взгляды отечественных исследователей на развитие сферы услуг.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Международный рынок услуг ‐ купля‐продажа услуг на мировом рынке.
Услуга ‐ целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; В-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами.
Существует два вида услуг:
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:
Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно‐консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.
Торговля услугами ‐ важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США ‐ 73% рабочих мест, в ФРГ ‐ 41, в Италии ‐ 35%.
Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:
Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.
Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).
Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор ‐ суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.
Частный некоммерческий сектор ‐ музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.
Коммерческий сектор ‐ авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.
За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) ‐ от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.
Важнейшая закономерность
эволюции сферы услуг заключается
в том, что она развивается не в изоляции
от материального производства в интеграции
этих видов деятельности, и от глубины
интеграции многом зависит эффективность
современного хозяйства. Рост взаимодействия
и взаимопроникновения вещной продукции
и услуг идет нескольким направлениям.
В промышленности умножаются трудо‐функции, выраженные в форме
услуги, неуклонно увеличивается численность
инженерно-технического, административного
и другого персонала и степень его участия
в производстве вещного продукта, мере
роста производства товаров и услуг многократно
разветвляются, усложняются межотраслевые
связи этих секторов: в услугах повышаются
уровень и качество материального оснащения
и обеспечения, |вещном производстве расходы
на услуги становятся все более крупой
статьей общих производственных издержек.
В последние десятилетия XX в. взаимосвязь
двух типов хозяйственной деятельности
поднимается на новую ступень: в новых
технологиях универсального применения
услуги и вещный продукт практически неразделимы,
сливаются воедино. Наиболее рельефно
это взаимопроникновение выражено в отраслях
услуг информационно‐коммуникационног
Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.
Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро на услуги высокого класса.
Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса.
Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно‐компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.
Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других ‐ социальных, структурных.
Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства. Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство после Второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).
Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно‐технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70‐80‐х гг. Экономический кризис, с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.
В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, сбытовых, организационно‐управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.
В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов. Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 42,0% в 1980‐х годах до 21,9% в 1990‐х годах), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.
Информация о работе Сфера услуг, ее составные части и роль в мировом хозяйстве