Сфера услуг, ее составные части и роль в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является – сфера услуг.
Предметом исследования - особенности международного рынка услуг.
Цель исследования – Определить понятие, структуру и основные тенденции развития современного международного рынка услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 8
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СФЕРЫ УСЛУГ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что  обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28,0 до 43,2% в 1980‐2000 гг.).

По темпам абсолютного  роста и по значимости в общем  объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.

Исторически большинство  услуг, за исключением транспорта и  связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно‐коммуникативных технологий ИКТ.

Принципиально важен для многих услуг такой  результат ИКТ, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой ‐ совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: потребители получают доступ к огромному массиву информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчете на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно‐развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли ‐ транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы ‐ медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно‐управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововведения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно‐структурной перестройки бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СФЕРЫ УСЛУГ

 

Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сервисного сектора в ВВП. Однако долгое время отечественная сфера услуг сильно отставала от аналогичного сектора экономик большинства развитых государств. В 1970–1980-х гг. во многих странах начался период бурного роста сервисного сектора, тогда как в экономике СССР сфера услуг играла отнюдь не ведущую роль, несмотря на очевидные достижения в области образования, здравоохранения, культуры и ряде других сервисных отраслей. Во многом это можно объяснить комплексным взаимодействием таких факторов, как жесткое государственное регулирование и отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг, низкий уровень конкуренции сервисных организаций, государственная монополия на некоторые виды сервисной деятельности (внешняя торговля, страхование, банковская сфера и др.), негибкость большинства государственных производителей услуг при изменении спроса и предпочтений потребителей, механизм финансирования сервисной сферы (по «остаточному принципу»), почти полная закрытость отечественной сферы услуг для доступа из внешнего мира.

Безусловно, формирование новой системы социально-экономических отношений в постсоветской России оказало благотворное влияние на развитие отечественной сферы услуг. Тем не менее, следует отметить некоторые сложности, сопутствовавшие процессу преобразования российской сферы услуг в начале 1990-х гг., когда наблюдалось снижение темпов производства, уменьшение реальных доходов населения, прокатилась волна массовых сокращений. Вынужденный отказ от потребления услуг на регулярной основе, в частности бытовых, повлек за собой переключение домохозяйств на практику самообслуживания и вызвал значительное падение спроса на услуги парикмахерских, прачечных и химчисток, мастерских по ремонту обуви и т.д. Помимо бытовых существенно снизилось потребление платных услуг учреждений культуры (музеев, театров и кинотеатров), предприятий общественного питания (кафе и ресторанов), гостиниц. В целом среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг снизились в 1991–1995 гг. на 24,9%.

Однако статистические данные не отражают еще одну характерную черту того периода — теневые отношения, которые, охватив многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотили организации сервисного сектора Российской Федерации. Неформальное предоставление услуг, не требующее интеллектуальных ресурсов для разработки стратегии, внушительных материальных и финансовых затрат для ее реализации, замедлило развитие не только отдельных сервисных организаций, но и ряда отраслей отечественной сферы услуг. Перенос акцента на неформальный сектор услуг являлся закономерным способом адаптации населения к реализуемым реформам: в предоставление подобных услуг была вовлечена в первую очередь часть населения, не обладавшая исходными финансовыми, социальными и иными ресурсами для инициации официального бизнеса.

Достаточно широкое распространение получило оказание услуг частными лицами, не вступающими в отношения найма, а также предоставление услуг сотрудниками организаций с использованием ресурсов этих организаций при условии полного или частичного присвоения вырученных средств (типичными примерами являлись парикмахерские услуги и обслуживание в автосервисе).

Неформальное потребление услуг — двусторонний процесс, в который вовлечены лица, не только предоставляющие услуги, но и их потребляющие. Воспроизводство неформального рынка услуг в существенной степени было обусловлено ограниченным спектром официально предоставляемых услуг, а также их высокой стоимостью относительно доходов населения. В качестве фактора, в некоторой степени сдерживающего рост неформального рынка услуг, выступало отсутствие формальных гарантий, позволяющих в случае необходимости предъявлять иски в судебные инстанции.

В рассматриваемый  период трансформации российской экономики в стране начались приватизационные процессы, в том числе в отношении сервисных организаций. Часто к моменту приватизации такие организации находились в весьма неудовлетворительном состоянии, практически не имея перспектив выживания. Именно благодаря разгосударствлению и смене собственника они обрели «второе дыхание» и получили возможность дальнейшего развития.

К началу третьего тысячелетия кризис в потреблении услуг, имевший место в период перехода от социалистической плановой экономики к рыночным отношениям, в целом был преодолен. Относительная стабилизация экономики страны благоприятно отразилась и на сервисной сфере: наметились тенденции к увеличению предложения и появлению новых видов услуг, совершенствованию качества и в итоге к повышению спроса на услуги и изменению его конъюнктуры. Такая активизация роли сервисного сектора в российской экономике стала возможной благодаря воздействию ряда факторов, а именно: приватизации, устранению монополии государства на некоторые виды услуг, созданию законодательно-правовой базы предпринимательской деятельности, либерализации ценообразования и формированию конкурентной среды, демонополизации внешнеэкономической деятельности.

В 2006 г. доля доходов  от сферы услуг в ВВП России составила уже 56%. За периоды 1996–2000 гг. и 2001–2005 гг. среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг в России увеличились соответственно на 2% и 5,4%. Доля расходов на оплату различных услуг в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств также существенно возросла — с 13,8% в 2000 г. до 25,2% в 2006 г.

Модернизация  экономики России не только стимулировала развитие традиционных сервисных видов деятельности, но и способствовала возникновению относительно новых для страны типов услуг, таких как аудиторские, консалтинговые, дизайнерские и другие. Можно утверждать, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне цивилизованными рыночными отношениями.

В новых социально-экономических  условиях особую актуальность приобретает государственное регулирование деятельности отечественной сферы услуг и отдельных сервисных отраслей. Весьма значимыми для сервисного сектора являются:

  • законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;
  • законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.п.;
  • ограничение или запрет импорта определенных услуг;
  • ограничение деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг (например, им может быть разрешено осуществление только определенного вида сервисной деятельности и/или могут быть введены жесткие стандарты, квоты, налоги и другие ограничительные меры);
  • разработка нормативных документов по безопасности и качеству услуг, их стандартизации, сертификации.

В соответствии с общемировой тенденцией более половины малых предприятий относятся именно к сфере услуг. По оценкам специалистов, развитие малого бизнеса является одним из наиболее экономичных и быстрых путей ее расширения. Принципиальную роль в развитии отечественной сервисной отрасли играет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется по различным направлениям: оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная помощь, поддержка в области инноваций, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и т.п.

Следует отметить, что к малому и среднему бизнесу относится значительное число франчайзинговых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг. Данная модель предпринимательства стала развиваться в России только в конце 1990-х гг.

Сейчас на российском рынке уже успешно функционирует ряд международных франчайзинговых компаний, например Baskin Robbins, English First, Carlo Pazolini, Kodak, Sbarro, Subway и др. Среди отечественных предприятий, использующих франчайзинговые схемы ведения бизнеса, можно выделить такие, как «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка» и др. Согласно результатам исследования рынка франчайзинга в Российской Федерации, проведенного компанией Deloshop, в 2007 г. в РФ действовало около 600 франчайзеров, при этом некоторые из них являются таковыми лишь формально, т.к. не обладают необходимыми компетенциями и не в состоянии соблюдать соответствующие «правила игры». Несмотря на это, перспективы расширения франчайзинга в России представляются весьма благоприятными в первую очередь в сферах торговли и общественного питания.

Франчайзинг как модель предпринимательства предполагает взаимодействие франчайзеров и франчайзи, позволяющее получать от партнеров необходимые ресурсы для производства продукции и/или услуг. Однако франчайзинг является лишь частным случаем установления подобного тесного сотрудничества организаций.

Партнерские отношения также могут служить основой деятельности стратегических альянсов, совместных предприятий, деловых сетей. Соответственно, современная организация, в том числе и сервисная, является уже не отдельной хозяйственной единицей, а выступает субъектом хозяйственных связей в сети взаимодействующих на рынке бизнес-единиц.

Таким образом, в условиях глобализации экономики, стремительного развития научно-технического прогресса, высокой степени турбулентности внешней среды четкая граница между организацией и ее окружением размывается. В практике бизнеса, в том числе в сервисной индустрии, получила распространение концепция маркетинга взаимоотношений («маркетинг партнерских отношений», «маркетинг взаимодействий»), которая в широком смысле подразумевает формирование и укрепление компанией долгосрочных, основанных на стремлении к получению взаимной выгоды устойчивых отношений со своими потребителями, поставщиками, инвесторами, государственными учреждениями, финансовыми институтами и прочими заинтересованными группами. При этом появляются новые организационные формы, цель которых состоит в обеспечении быстрой и гибкой реакции на изменения в технологии, конкуренции и потребительских предпочтениях. Их деятельность основана на партнерских отношениях экономических единиц, которые не конкурируют между собой, а являются компаньонами и взаимовыгодно дополняют друг друга. Несмотря на то, что маркетинг взаимоотношений появился в России позднее, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, экспансия процессов структурирования рынков в России уже очевидна, что находит отражение в b-2-b- и в b-2-c-секторах, в том числе в сфере услуг. В частности, получает распространение взаимодействие сервисных и промышленных компаний (например, торговых и производящих реализуемые товары), нескольких сервисных организаций (например, авиакомпаний и гостиниц), а также формируются устойчивые связи производителей и частных лиц — потребителей услуг.

Одной из современных тенденций, наблюдаемых в сервисном секторе России, как и всего мира, является быстрое распространение новых технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных. По данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, в 2012 г. число интернет-пользователей в России может превысить 45 млн. Информационно-коммуникационные технологии, находя самое широкое применение в сервисной сфере, способствуют ее кардинальным изменениям. В последние годы появляются возможности усовершенствования предоставления традиционных услуг (с использованием компьютерных баз данных, интернет-рекламы, интернет-продаж и т.д.), а также высокотехнологичные способы оказания совершенно новых типов услуг, предполагающих обслуживание в виртуальном пространстве. Также информационные технологии обеспечивают серьезное конкурентное преимущество сервисным организациям, для деятельности которых временной фактор является критическим (например, компаниям, занимающимся осуществлением денежных переводов). Кроме того, территориальная привязка сервисных потребителей и производителей, игравшая еще недавно решающую роль при предоставлении целого ряда услуг (таких как торговые), с повышением уровня развития информационных технологий и распространением интернет-продаж уже не является необходимым условием.

Информация о работе Сфера услуг, ее составные части и роль в мировом хозяйстве