Сфера услуг, ее составные части и роль в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является – сфера услуг.
Предметом исследования - особенности международного рынка услуг.
Цель исследования – Определить понятие, структуру и основные тенденции развития современного международного рынка услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 5
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 8
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СФЕРЫ УСЛУГ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

По мере развития научно-технического прогресса трансформируются способы ведения домашнего хозяйства, которое характеризуется все более высоким уровнем технического оснащения. Увеличивается степень сложности используемых бытовых, аудио- и видеоустройств, получают повсеместное распространение домашние компьютеры с подключением к сети Интернет, растет количество личных автотранспортных средств. Это позволяет прогнозировать устойчивый спрос со стороны российских домохозяйств на услуги по установке, наладке, ремонту и обслуживанию такого рода техники.

Не менее  значимыми для отечественного сервисного сектора являются происходящие в стране социально-демографические преобразования, в частности гендерные изменения в сфере занятости. С увеличением занятости женщин и повышением их статуса в иерархии организации связывают рост потребления услуг по уходу за детьми, доставке товаров, разнообразных бытовых услуг, помогающих сэкономить время. В современной российской экономике в общей численности занятого населения удельный вес женщин достаточно велик и составляет примерно 50%. За 2000–2006 гг. доля женщин среди руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней увеличилась с 35% до 39%, а среди специалистов высшего уровня квалификации в настоящее время насчитывается уже более 60% женщин.

Принято считать, что потребление услуг имеет некоторую стратификационную привязку: одной из основных групп потребителей услуг в развитых странах выступает средний класс. Большая часть отечественных исследователей также полагает, что активное потребление услуг является одной из характеристик стиля жизни российского среднего класса. Основываясь на различных критериях его идентификации, оценка численности российского среднего класса варьируется весьма существенно. Независимо от количественной оценки отечественный средний класс рассматривается как социальная группа, не имеющая тенденции к сокращению численности и/или кардинальному изменению потребительских практик, что позволяет прогнозировать сохранение его активности на сервисном рынке и по меньшей мере, неснижающийся спрос на услуги.

По мнению автора, еще одним важным фактором, стимулирующим дальнейшее развитие сферы услуг в России, является распространение системы кредитования граждан. Сумма кредитов, предоставленных физическим лицам, выросла за 2001–2006 гг. с 45 до 2065 млрд. руб. Полученные кредиты направляются, в том числе на оплату различных дорогостоящих услуг, в частности, достаточно востребованными являются банковские программы «Отдых в кредит», а также образовательные кредиты.

После открытия «железного занавеса» неуклонно растет количество зарубежных поездок российских граждан. Так, общее число выездов за границу в 2006 г. (без учета посещений стран СНГ) составило 15,7 млн. поездок против 8,4 млн. в 1995 г. С туристическими целями в 2006 г. выехало 7,1 млн. человек, в то время как в 1995 г.— 2,6 млн. Такая активность населения, несомненно, способствует развитию российского туристического сектора, отрасли транспортных, финансовых и других услуг.

Укреплению российской сферы услуг способствуют не только позитивные тенденции, имеющие место в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных сервисных компаний на территории РФ. Открытие российского рынка услуг, либерализация внешней торговли, в том числе торговли услугами, содействуют активизации деятельности зарубежных поставщиков различных видов услуг. С 1995 г. Россия участвует в переговорах по присоединению к ВТО. В рамках этого процесса переговоры ведутся по четырем направлениям, в том числе по согласованию условий доступа иностранных услуг и их поставщиков на российский рынок. На текущий момент достигнуто соглашение по доступу зарубежных поставщиков ряда услуг. Как итог увеличивается приток в отечественную сервисную сферу иностранного капитала, необходимого для развития передовых технологий, эффективных методов управления, получает распространение культура обслуживания клиентов и потребления услуг. Яркими примерами успешно действующих иностранных сервисных организаций на рынке РФ являются Citibank, Raiffeisenbank, Marriott, McDonalds, Auchan. По размеру иностранных инвестиций сфера услуг занимает второе место после топливно-энергетического комплекса, традиционно являющегося наиболее привлекательной для инвестирования отраслью российской экономики.

Следует отметить, что, несмотря на очевидное общее увеличение импортно-экспортных операций, объемы импорта российских услуг превышают экспорт. По данным ВТО, в 2006 г. доля России в импорте коммерческих услуг составила 1,7% ($43,7 млрд.), что соответствует 17-му месту в мировом рейтинге, а в экспорте — 1,1% ($30,7 млрд.), обеспечив по данному показателю лишь 25-е место. Наибольшую долю в структуре экспорта коммерческих услуг в 2006 г. занимают транспортные (32,8% объема экспорта страны) и туристические (24,9%) услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, сфера услуг занимает превалирующее положение в экономике многих стран мира с различными типами политического устройства, уровнем экономического развития, территорией, населением, социокультурными особенностями. Несмотря на то, что в одних странах вполне сложилась «сервисная экономика», а в других сфера услуг не играет столь значимой роли, в целом можно говорить об общей тенденции глобального увеличения роли сервисного сектора в общемировом экономическом пространстве.

Российская сфера услуг, долгое время не относившаяся к приоритетным отраслям народного хозяйства, претерпела за последние год кардинальные изменения. Общемировые социально-экономические тенденции и процессы реформирования отечественной экономики, безусловно, способствовали не только достижению российской сервисной сферой высоких темпов роста, но и созданию очевидных предпосылок ее дальнейшего развития.

Однако, несмотря на позитивные показатели и положительные экономические прогнозы, развитие отечественного рынка услуг, по мнению автора, несколько тормозится под влиянием определенных, сложившихся в сознании российских «сервисных производителей» и «сервисных потребителей» стереотипов. Отечественная сфера услуг представляется нам в некотором роде пропитанной психологией «кроликов и удавов», где в качестве «удавов» выступает сервисный персонал, а потребителям отводится роль «кроликов», как правило, безмолвных, но иногда и восстающих.

Молчаливая  всеядность «кроликов» и психология уверенных в собственной «непотопляемости» «удавов» не стимулирует некоторые сервисные организации к проведению изменений. Кроме того, в сознании потребителей еще присутствует послевкусие «остаточного принципа» экономики, когда деятельность сервисных организаций считалась не столь значимой для общества, как промышленное производство, гораздо менее сложной и трудоемкой.

Тем не менее, множество российских сервисных отраслей не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития. И хотя поставка отечественных услуг на рынки других стран пока не в полной мере соответствует имеющемуся у России потенциалу, можно определенно говорить о наметившихся в этом направлении позитивных сдвигах в рамках отдельных отраслей сферы услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. — М.: Аспект Пресс, 2005.
    2. Адаптационные стратегии населения. 10 лет исследований / Под ред. Е.М. Авраамовой. — СПб.: Компьютербург, 2004.
    3. Балаева О., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №3.
    4. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Эра услуг: требуются профессионалы // Бизнес-образование. — 2002. — №2(13).
    5. Беляев М.И. «Мировая экономика», 2009г. – 307с.
    6. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. — М.: Юнити-Дана, 2007.
    7. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — №2.
    8. Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №2.
    9. Кликич Л.М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход. — М.: Изд-во МСХА, 2004.
    10. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. — М., СПб., Киев: Вильямс, 2005.
    11. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996.
    12. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007.
    13. Панкратьева Н.Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4.
    14. Российский статистический ежегодник. — М.: Росстат, 2007.
    15. Рутгайзер В.М., Корягина Т.И., Арбузова Т.И. и др. Сфера услуг. Новая концепция развития. — М.: Экономика, 1990.
    16. Сфера услуг: Экономика: учебное пособие / Кол. авт. Под ред. Т.Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2006.
    17. Третьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. — М.: Инфра-М, 2005.

Информация о работе Сфера услуг, ее составные части и роль в мировом хозяйстве