Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 06:41, реферат
Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания первой мировой войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся глубоким и продолжительным экономическим кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные и классические подходы к управлению производством при всей их научности и практической ценности были не в состоянии обеспечить необходимый рост производительности труда.
Школа человеческих отношений и поведенческие концепции менеджмента…………………………………………………………….3
Системный и ситуационный подход к управлению…………………..7
Функциональная и дивизиональная организационные структуры….13
Список литературы……………………………………………………...17
Так, например, машиностроение представляет собой большую сложную систему, в которую входят промышленные и производственные объединения, машиностроительные заводы, НИИ, плановые органы и т.д. В свою очередь сами заводы -- это системы, рассмотрение которых при анализе требует учитывать подсистемы и элементы самого завода и связи данной системы с другими объектами внешнего окружения. Машиностроение как система входит в еще более крупную систему общественного производства -- в отрасль обрабатывающей промышленности.
Такая сложность
системных связей приводит управляющих
к необходимости учитывать
Системный подход в практике управления в нашей стране стал возможным благодаря крупным научным открытиям и творческой практической деятельности ученых и управленческого аппарата. Начало такому подходу на практике положило применение принципа планомерности как основы управленческой деятельности.
Конкретным механизмом управления в системном подходе является балансовый метол планирования и анализ хозяйственной деятельности. Система балансов, разработанная в России, до недавнего времени давала возможность предприятиям осуществлять деятельность с учетом своих возможностей и влияния внешнего окружения, вести контроль за движением материальных и финансовых средств, обеспечением производства рабочей силой. Разрушение системы планирования в 90-х гг. привело к разбалансированию всего народного хозяйства страны и глубокому экономическому кризису.
Материальные, стоимостные балансы и баланс труда являются важнейшими способами сбора, обработки и анализа статистических данных, позволяющими выявить взаимосвязи предприятия, увязать их в единый документ для руководства в практической работе. Таким документом является баланс доходов и расходов предприятия. Это финансовый план, завершающая часть техпромфинплана предприятия.
Впервые в практике управления техпромфинплан был разработан в начале 30-х гг. на заводах г. Ленинграда и получил широкое распространение в стране в годы последующих пятилеток. Это позволяет заключить, что системный подход в управлении на практике был разработан значительно раньше, чем он был теоретически обоснован в менеджменте.
Балансовый метод и НОТ стали методологической базой системного подхода к управлению и позволили решать многие проблемы на основе всестороннего анализа целей, количественного сравнения затрат и результатов, эффективности и выявлять степень риска каждого из путей решения проблем, искать внутренние резервы и ресурсы для улучшения работы.
Системный подход
в управлении потребовал не только
методологической основы, но и технического
обеспечения управленческого
совершенствовать методы плановой работы (балансовый метод планирования, сетевое планирование, принятие управленческих решений, определение степени риска и т.д.);
эффективно и быстро решать задачи экономической статистики, сбора и обработки данных для прогнозирования;
совершенствовать автоматизированную систему управления производством;
проводить управленческие деловые игры посредством имитации экономических процессов и явлений;
осуществлять более надежное управление техникой и технологиями, управление запасами, поставками и сбытом продукции, в целом службой маркетинга.
Системный подход
в управлении в нашей стране не
нашел своего логического завершения,
как в странах Запада. Главным
тормозом здесь стала административно-
В 80-х гг. ряд ученых выдвинули новую концепцию управления, известную как концепция «7--8», которую разработали Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питере и Р. Уотермен. В известной работе «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих» авторы этого подхода указали, что наиболее эффективной деятельность менеджеров станет тогда, когда они будут учитывать взаимодействие семи составляющих элементов. Это:
стратегия;
структура;
система управления;
кадры предприятия, персонал;
стиль управления и организационная культура;
квалификация сотрудников;
организационные ценности.
Любые изменения
в одном из взаимосвязанных элементов
оказывают влияние на остальные.
Поэтому необходимо гармоничное
состояние всех данных составляющих,
поддержание необходимого баланса
между ними. Свое дальнейшее развитие
системный подход получил в ряде
количественных теорий управления, где
основной деятельностью менеджеров
стала формализация различного рода
ситуаций при помощи современных
технических средств
Одним из главных положений в таком подходе стало умение руководителей предугадывать ход развития экономических и других событий и прогнозировать перспективы для развития своих предприятий.
На первый план
в управленческой работе вышла проблема
не только адекватно действовать
в соответствии со сложившейся на
сегодняшний день конкретной ситуацией,
но и определять путем системного
анализа базы стратегических данных
возможные направления
Б. Карлоф в конце 80-х гг. применил стратегический подход на опыте компании «Скандинавские воздушные линии», известной в нашей стране как «САС», а впоследствии изложил основные положения своей работы в книге «Деловая стратегия». Сущность ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления, известные еще с классической школы управления, реализуются по-разному, не шаблонно, а на основе всестороннего анализа взаимосвязанных факторов внутреннего и внешнего порядка.
Краткое описание
основных управленческих идей и практических
подходов к управлению показывает,
что раз и навсегда данных принципов
и методов руководства
Функциональная и дивизиональная организационные структуры.
Организационная
структура — это внутренняя упорядоченность,
согласованность и
В общегосударственном
масштабе сформировалась организационная
структура, разделяющая единый народнохозяйственный
комплекс на отдельные крупные
Организационная
структура этих крупных функциональных
частей народного хозяйства
Функциональная организационная структура. Функциональный принцип формирования организационных структур имеет многовековую историю развития, при этом каждый длительный период в жизни человеческого общества внес свои особенности в этот процесс.
В первобытнообщинном
периоде организационная
Средневековый период дал обществу цехи, территориальное размежевание когда-то единого общества на феоды, помещичьи владения с трудом крепостных и полукрепостных крестьян и ремесленников.
Промышленная
революция резко изменила жизнь
и уклады народного хозяйства
ряда стран. Из простой кооперации (гетерогенной
и органической) выросла капиталистическая
кооперация, появились мануфактуры,
фабрики и заводы. Их организационная
структура была подчинена интересам
и целям массового
На этом отрезке развития общества в основном сформировалась функциональная организационная структура, сохранившаяся до настоящего времени. Каждая составная часть организации выполняет свою функцию: плановый отдел планирует работу; производственный отдел выпускает продукцию; отдел снабжения поставляет сырье, материалы, энергию и т.д.
При функциональной
организационной структуре
Теоретическое
обоснование преимуществ
Информация о работе Школа человеческих отношений и поведенческие концепции менеджмента