Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:22, реферат
. Элтон Мэйо родился 26 декабря 1880 года в Аделаиде (Южная Австралия) и был вторым ребенком в семье уважаемых колонистов. Ожидалось, что он пойдет по стопам своего деда и выберет профессию врача. Но он не проявил себя в университете и был послан в Великобританию. Там, в Шотландии, он продолжил изучать медицину и психопатологию. Большое влияние на формирование его взглядов оказали идеи Дюркгейма и Фрейда. Потом Мэйо вернулся в Австралию, чтобы работать в Аделаиде. Уже тогда он публиковал материалы, посвященные менеджменту, но там его взгляды на управление были непопулярны. Мэйо возобновил свое обучение в университете и специализировался на изучении этики и логики. Кроме того, его называли самым блестящим студентом философа сэра Уильяма Митчелла. Академическая карьера Элтона Мэйо в Австралии была ус
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
Аэрокосмического
приборостроения
Экономический
факультет
|
Выполнила студентка | __________________
(подпись) |
Руководитель дипломной работы | __________________ (подпись) |
2010
Элтон
Мэйо родился 26 декабря 1880 года в Аделаиде
(Южная Австралия) и был вторым
ребенком в семье уважаемых колонистов.
Ожидалось, что он пойдет по стопам своего
деда и выберет профессию врача. Но он
не проявил себя в университете и был послан
в Великобританию. Там, в Шотландии, он
продолжил изучать медицину и психопатологию.
Большое влияние на формирование его взглядов
оказали идеи Дюркгейма и Фрейда. Потом
Мэйо вернулся в Австралию, чтобы работать
в Аделаиде. Уже тогда он публиковал материалы,
посвященные менеджменту, но там его взгляды
на управление были непопулярны. Мэйо
возобновил свое обучение в университете
и специализировался на изучении этики
и логики. Кроме того, его называли самым
блестящим студентом философа сэра Уильяма
Митчелла. Академическая карьера Элтона
Мэйо в Австралии была успешной. В 1911—1921
Мэйо преподаватель логики, психологии
и этики, а затем профессор философии и
психологии в Квинслендском университете
(Брисбейн, Австралия). Вскоре он поехал
в командировку в Великобританию, но по
устному соглашению остался в США, где
работал над рядом проектов. Когда его
университет отказался возобновить командировку,
он остался в США без средств. Тогда в течение
шести месяцев он получал финансовую поддержку
от Джона Д. Рокфеллера, и в 1923 поступил
в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском
университете. В 1926 Мэйо получил должность
адъюнкт-профессора и руководителя отделения
производственных исследований Гарвардского
университета. Значительный вклад в развитие
социологии управления и индустриальной
социологии внесли знаменитые Хоторнские
эксперименты Мэйо в компании «Вестерн
Электрик» близ Чикаго (1927—1932 гг.). Изучая
влияние различных факторов (условия и
организация труда, заработная плата,
межличностные отношения, стиль руководства
и др.) на повышение производительности
труда на промышленном предприятии, Мэйо
доказал особую роль человеческого и группового
фактора. Обобщение эмпирических данных
привело его к созданию социальной философии
менеджмента. В 1947 переехал в Великобританию,
где продолжил научную деятельность. Умер
Элтон Мэйо в Гилдфорде (Великобритания)
1 сентября 1949.
Мэри Паркер Фоллетт родилась в Квинси, Бостон, в 1868 г. Закончив Thayer Academy, она поступила в гарвардский Annexes College (позднее переименованный в Radcliffe College). Всего в Radcliffe Фоллетт провела шесть лет, с перерывом с 1890 по 1891 г., когда она находилась в Newnham College (Кембридж), где изучала политику, историю и юриспруденцию. Год, проведенный в Кембридже, стимулировал ее интерес к Великобритании, куда она регулярно возвращалась, где у нее появилось множество друзей, среди которых были Линделл Ф. Урвик и Сибом Раунтри, и где она провела последние годы жизни (Челси). Фоллетт нельзя отнести ни к «деловым женщинам», ни к ученым. Она была мыслителем, интересовавшимся политикой, социологией и вопросами управления, на что ее отчасти вдохновил опыт социальной работы в родном Бостоне, полученный ею в молодые годы.
В 1900 г. Фоллетт основала дискуссионный клуб в бостонском Roxbury Neighborhood House. Цель этого центра, находившегося в бедном районе города, состояла в предоставлении социальной, рекреационной и образовательной помощи молодежи и, в первую очередь, тем ее представителям, которые рано оставили школу и стали работать на предприятиях и заводах. Следствием этого опыта стала начатая Фоллетт кампания по созданию социальных и образовательных центров. В результате проведенной ею работы в Бостоне была создана первая в городе и в стране организация, занимавшаяся созданием школьных центров и именовавшаяся Комитетом по дополнительному использованию школьных зданий. В 1902 г. Фоллетт посетила Эдинбург, где ее весьма впечатлила созданная там система профессиональной ориентации. По возвращении в США она стала работать над созданием подобной же системы, которая была бы связана с вечерними школами. Когда в 1912 г. руководство Бостонской системы школ решило открыть бюро трудоустройства, Фоллетт была приглашена в специальный Комитет по трудоустройству. Этой темой она, так или иначе, занималась всю жизнь. По словам Меткалфа и Урвика, опыт профессиональной ориентации позволил ей наладить необходимый контакт с производством. Под ее руководством происходил сбор информации об условиях труда в различных отраслях. Именно в этот период проблемы производственных отношений стали интересовать ее сильнее, чем вопросы политики и социологии.
Первая публикация Фоллетт увидела свет в 1909 г.; это была брошюра, которая основывалась на работе, выполненной ею в бытность студенткой в Newnham, и была озаглавлена «The Speaker of the House of Representatives» («Спикер Палаты представителей»). Главный же ее труд «The New State» («Новое государство») увидел свет только в 1918 г., а в 1924 г. появилась еще одна ее работа «Creative Experience» («Творческий опыт»). В двух последних работах она выражала уверенность в преимуществе групповых интересов перед индивидуальными и, тем самым, отрицала соответствующие положения либерализма. Она придерживалась точки зрения, в соответствии с которой «истинное «я»- это «я групповое», а «человек не имеет прав вне общества, помимо общества или вопреки обществу». К 20-м гг., когда коллективизм смог зримо выразить себя в различных формах социализма, подобная позиция для европейских политиков стала едва ли не самоочевидной.
Ее подход состоял в анализе характера согласия, на котором основывается любая демократическая группа, путем рассмотрения влияющих на него психологических факторов. Это согласие представлялось ей не чем-то статичным, а постоянно происходящим процессом, где в результате взаимопроникновения идей индивидуальных рождаются новые жизнеспособные групповые идеи. Умерла Фоллетт в 1933 году.
Двух ученых-Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Конкретно Мери Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как « обеспечение выполнения работы с помощью остальных лиц».
Фаворитом движения за внедрение новейших форм и способов управления в индустрии, позже получивших наименование «школы человеческих отношений», стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие способы ориентированы на достижение материальной эффективности, а не на утверждение сотрудничества. Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового рвения менеджмента разглядывать каждую промышленную компанию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли. Речь шла о том, что сугубо технологический аспект эффективности производства, как и вопросы экономического дохода, нужно разглядывать через призму взаимосвязи этих сторон промышленной организации с фактически человеческим, социальным фактором промышленности. Естественно, что каждому работнику присуще определенные физиологические и материальные потребности, удовлетворить которые в разумной мере при развитой экономике сравнимо просто. Тут более принципиально учесть то событие, что человеку свойственны и социальные потребности - общения, самоактуализации, признания - а их удовлетворить существенно сложнее.
Опыты
Элтона Мэйо, в особенности те, которые
проводились на заводе « Уэстерн Электрик»
в Хоторне, открыли новое направление
в теории управления. Э. Мэйо нашел, что
верно разработанные рабочие операции
и отменная заработная плата не постоянно
вели к производительности труда. Силы,
возникавшие в ходе взаимодействия между
людьми, могли превзойти и частенько превосходили
усилия управляющего. Время от времени
работники реагировали еще сильнее на
давление со стороны коллег по группе,
чем на желания управления и на материальные
стимулы. Более поздние исследования,
проведенные А. Маслоу и другими психологами,
помогли понять предпосылки этого явления.
Мотивами поступков людей, предполагает
А. Маслоу, являются, в основном, неэкономические
силы, как считали сторонники и последователи
школы научного управления, а разные потребности,
которые могут быть только частично и
косвенно удовлетворены с помощью средств.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если управление проявляет огромную заботу о собственных работниках, то и уровень
удовлетворенности
работников обязан возрастать, что
будет вести к увеличению производительности.
Они рекомендовали употреблять
приемы управления человеческими отношениями,
включающие более эффективные деяния
непосредственных начальников, консультации
с работниками и предоставление им более
широких возможностей общения на работе.
Мэри
Паркер Фоллетт изучала социальные
дела в малых группах. Свои взоры
она изложила в книгах, некие из
которых были опубликованы лишь после
её погибели: «Творческий опыт» (1924), «Энергичное
администрирование» (1941), «Свобода и соподчинение»
(1949). С её точки зрения, конфликт в трудовых
коллективах не постоянно деструктивен;
в неких условиях он может быть и конструктивным.
Власть принятая как подчинение одного
человека другому, оскорбляет человеческие
чувства и не может быть основой эффективной
индустриальной организации. Демократия
- вот та большая сила, которая употребляет
каждого и компенсирует несовершенство
отдельных индивидов тем, что сплетает
и в жизни общества. Лидерство не есть
удел личности, привыкшей господствовать;
фаворитами стают не лишь по рождению,
но и благодаря соответствующему обучению.
Подлинный фаворит обязан не лишь предвосхищать
будущую ситуацию, но и творить её. В статье
«Менеджмент, как профессия» (1925), она выделяла
следующие причины возрастания потребности
в менеджменте:
Исходно теоретики «человеческих отношений» в собственных трудах придерживаются следующей аргументации: в доиндустриальном обществе человек знал свое место, свое будущее и в нем царила социальная солидарность; патриархальная система, появившаяся на базе семьи и отношений родства, давала человеку удовлетворенность в труде и до некой степени в публичной жизни. Фабричная система и сопутствующий ей процесс обособления личности разрушили былую общественную солидарность, оторвав индивидуума от его естественной социальной базы. В первую очередь из-за роста крупномасштабных организаций, в которых характер социальных отношений сместился с персонифицированных к формально-безличностным зависимостям. В итоге сформировался образ жизни, лишенный нравственных ценностей, без корней, с утраченной индивидуальной самобытностью людей, канувшей в Лету заодно с традиционными узами и святынями, столь долго и безотказно обеспечивающих целостность и целеустремленность человеческого существования. Получившая обширное распространение социальная анонимность, в конце концов, привела к деформации, как
личной жизни
людей, так и к дезорганизации
производственных коллективов, отчетливо
проявившейся в чувстве никчемности,
в ощущении невосполнимых утрат
и в глубочайшем разочаровании
достижениями индустриальной цивилизации.
Ухудшение общественного климата на
предприятиях плохо отражалось на экономических
показателях их деятельности. Все это
вызывало тревогу посреди предпринимателей
и менеджеров.
По
мнению Э. Мэйо, неважно какая трудовая
организация владеет единой и встроенной
социальной структурой, главные тезисы
которой сводятся к следующему:
Задача менеджмента на этом этапе состояла также в том, чтоб в дополнение к формальным зависимостям между членами организаций, значение которых было выявлено при исследовании бюрократической модели управления, развить плодотворные неформальные контакты. Они, как проявили проведенные Э. Мэйо и его сотрудниками опыты, очень значительно влияют на результаты совместной производственной деятельности людей. Исследования на Хоторнском заводе (штат Иллинойс), принадлежащем компании « Вестерн Электрик», продолжавшиеся 12 лет (1924 - 1936), выявили парадокс неформальной группы в структуре производственного процесса, дела, между членами которой оказывали ощутимое действие на ритмику и производительность труда. Выяснилось, к примеру, что группе присуще рвение разрабатывать свои собственные нормы, ценности и позиции, устанавливать серьезный социальный контроль над поведением отдельных членов коллектива в процессе труда. Исследования проявили далее, что неформальные группы - это естественно сложившиеся социальные образования, переросшие поведенческие рамки, созданные формальной структурой организации. По утверждению Э. Мэйо, фактор сотрудничества в группе является очень принципиальным обстоятельством, по собственной значимости сравнимым с самим менеджментом. Другими словами, неформальные дела в процессе производства были признаны за весомую организационную силу, способную или бойкотировать распоряжения менеджмента, или способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому неформальные дела ни в коем случае нельзя пускать на самотек, ими следует научиться управлять на базе сотрудничества меж рабочими и администрацией.