Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:31, реферат
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Мэйо обнаружил, что
четко разработанные рабочие задания
и адекватная зарплата не всегда способствовали
повышению производительности, как считали
сторонники школы научной организации
управления [8].
Одним из главных
отличий школы психологии и человеческих
отношений является внесение в нее
бихевиоризма, т. е. теории человеческого
поведения.
Самыми известными
фигурами развития бихевиоризма являются
Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас
Мак-Грегор и Фредерик Герцберг. Они изучали
различные аспекты социального взаимодействия,
мотивацию, модели власти и полномочий,
организационную структуру, коммуникации.
Лидерство, изменения содержания работы
и качества трудовой жизни.
Бихевиоритская школа
резко переместила фокус школы человеческих
отношений на разработку методик совершенствования
межличностных отношений.
Большое место в
исследованиях ученых, примыкающих
к школе психологии и человеческих
отношений, занимают проблемы мотивации
людей в организации. К числу
исследователей, уделивших этим проблемам
значительное внимание, следует отнести:
А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда,
К. Альдерфера [4].
Наиболее последовательно
концепция мотивации развита
видным представителем школы психологии
и человеческих отношений, профессором
школы менеджмента Мичиганского
университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор
внес значительный вклад в развитие содержания
теории человеческих ресурсов, сосредоточив
свое внимание на вопросах лидерства,
стиля руководства, поведения людей в
организациях.
Этот подход стал
очень популярен и в 1960-х, охватив
практически всю сферу
Итак, школа человеческих
отношений уделяла внимание психологии
отношений, поведению и потребностям
людей, социальным взаимодействиям
и групповым интересам. В результате
хоторнских экспериментов был сделан
вывод о том, что поведение группы может
в большей степени не зависеть от рабочих
условий или схемы оплаты труда.
1.4 Школа науки
управления (количественный подход)
Становление школы
науки управления связано с развитием
математики, статистики, инженерных наук
и других смежных с ними областей знаний.
Наиболее известными представителями
этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи,
С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р.
Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган [9].
Школа науки управления
сформировалась в начале 50-х гг. и успешно
функционирует и в настоящее время. В школе
науки управления различают два главных
направления:
1. Рассмотрение производства
как «социальной системы» с
использованием системного, процессного
и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем
управления на основе
Заслуга школы науки
управления заключается в том, что
она сумела определить основные внутренние
и внешние переменные (факторы), влияющие
на организацию [4].
Дж. Муни и А. Рэйли, развивая
идеи А. Файоля, отдали приоритеты принципу
координации (упорядочению групповых
усилий для обеспечения единства действий).
Причем координация в их понимании должна
была осуществляться сверху вниз через
все подразделения, а власть и ответственность
последовательно распределялись по рангу
подразделений. В результате за счет вертикального
разделения труда создавались простые
типы иерархии.
Следует отметить, что
и в более поздних работах
Л. Гулика (1947 г.) и Л. Эрвика (1972 г.) координация
считалась основополагающим принципом
построения организационных структур
[3].
На практике координация
использовалась эффективно только при
определенных условиях. Так, принцип
«одного хозяина» закреплял единоначалие,
норма управляемости
В дальнейшем для
построения организационной структуры
классическая теория предлагала воспользоваться
рядом принципов.
Разделение труда
и распределение функций.
Подразделение на отделы
(организационная единица -- исходя
из задач бизнеса, функциональные отделы
-- с ориентацией на клиента и рынок).
Норма управляемости
(субъективный показатель).
Единоначалие (работник
должен иметь только одного начальника).
Поскольку при реализации
принципов построения структуры
необходимо было пользоваться субъективным
мнением и ситуативны ми факторами,
то и структуры выстраивались путем проб
и ошибок. Ярким примером для понимания
глубины проблем, связанных со структурой
управления, может служить исследование,
проведенное в одном из промышленных центров
Великобритании. Руководителем программы
исследований была назначена промышленный
социолог Дж. Вудворд. Дж. Вудворд исследовала
все возможные связи технологии, структуры
и успеха и доказала, что классические
принципы построения организационной
структуры эффективны только в случае
массового производства, в других случаях
в организационной деятельности стандартных
оптимальных путей нет. Так, в Великобритании
в 1950-х гг. неожиданно для американских
исследователей в науке управления был
сделан шаг вперед. Имя английской исследовательницы
социолога Дж. Вудворд с выдающимся вкладом
органикомеханистической технологии
построения организационных структур
вошло в число основателей школы управленческой
науки [5].
Второе направление
школы науки управления связано
с развитием точных наук и, прежде
всего, математики. В современных
условиях многие ученые называют это
направление новой школой.
Начало применения
математических методов в экономических
исследованиях в XIX в. связывают с именем
французского экономиста А. Каунота (1801--1877)
[6].
Возможность использования
математики для решения экономических
проблем вызвала большой
Ряд крупных специалистов,
таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,
Л.В.Канторович, внесли большой вклад
в разработку и развитие экономико-математических
методов (ЭММ).
Особое место принадлежит
Д.Е. Слуцкому, известному своими работами
по теории вероятности и математической
статистике. В 1915 г. он опубликовал статью
«К теории сбалансированности бюджета
потребителя», которая оказала большое
влияние на развитие экономико-математической
теории. Через 20 лет эта статья получила
мировое признание [2].
Первая в стране
Лаборатория экономико-
В 1930 г. в г. Кливленде
(США) была образована ассоциация «Международное
общество для развития экономической
теории в связи со статистикой
и математикой», в которую входили
известные буржуазные экономисты И.
Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий,
Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать
журнал «Эконометрика». Образование этой
ассоциации послужило отправным моментом
создания математической школы экономистов
[1].
Отличительной особенностью
науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно
важное значение, когда необходимо принимать
решения в сложных ситуациях, требующих
оценки нескольких альтернатив [10].
Таким образом, 50-е
гг. XX в. характеризуются формированием
нового этапа в развитии управленческой
мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых
в предшествующие периоды, исследователи
пришли к пониманию необходимости комплексного
подхода к управлению. Кроме того, была
сформулирована идея о том, что управление
-- это не только наука, но и искусство [11].
Таким образом, отличительной
чертой школы науки управления является
замена вербального и описательного
анализа четкими моделями, символами
и количественными
2. ВКЛАД ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
В СОВРЕМЕННУЮ НАУКУ
Любая наука базируется
на использовании исторического
опыта. Изучение уроков истории позволяет
избежать противоречий и ошибок, встречающихся
на ранних этапах развития науки.
Наука управления в
этом отношении мало отличается от
других наук. Как и любая наука,
она интересуется прошлым, настоящим
и будущим. Анализ прошлого позволяет
лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать
будущее развитие.
Знание и осмысление
прошлого способствует лучшему пониманию
современного состояния науки, а
также появлению и формированию
новых идей. Развитие науки управления
свидетельствует, что нежизненные
концепции гибли, а оставались только
самые ценные, проверенные практикой
и временем [11].
Рассмотрим вклад
школ менеджмента в современную
науку в следующей таблице.
Таблица - Вклад в
современную науку управления различных
школ и научных направлений
Научные направления и ключевые концепции
Основные идеи используемые
в современном менеджменте
1. Научное управление
и классическая (административная)
школа.
Появилась в 20-е годы.
Представители: Ф. Тейлор, супруги Гилбреты,
Эмерсон, Ганн, А. Файоль, М. Вебер.
1. Научная организация
труда.
2. Рационализация
трудовых опера-ций.
3. Разделение труда
и управления.
4. Процессный подход к управлению.
1. Менеджмент - это
наука
2. Анализ способов
выполнения работ.
3. Управление - это
серия непрерывных
Продолжение таблицы.
2. Школа человеческих
отношений (30-е годы) и поведенческих
наук (50-е годы). Представители: Э.
Мэйо, Д. МакГрегор, Р. Блейк.
1. Коллектив - это
особая социальная группа.
2. Межличностные
отношения как фактор роста
эффективности и потенциала
1. Использование
факторов коммуникаций, групповой
динамики, мотивации лидерства.
2. Отношения к
членам организации, как к
3. Теория принятия
решений и количественный
1. Разделение процесса
разработки решений на стадии,
а стадии на серии шагов.
2. Применение методов коли-чественных измерений.
1. Субъективный подход
к оценке рациональности
2. Использование
количественных моделей,
4. Системный (50-е
годы) и ситуационный (60-е годы) подходы.
1. Взаимодействие
всех частей организации.
2. Учет воздействия
факторов окружающей среды.
3. Анализ ситуационных переменных.
1. Рассмотрение организации,
как целостной системы.
2. Анализ внешней
среды - ключевая задача управления
организацией.
3. Принятие решений
с учетом сложившейся
5. Теории стратегии
(70-е годы), инновационный и лидерский
подход (80 - 90-е годы). Представители:
Т. Питерс, Р. Уотермен, И. Ансофф, П. Друкер.
1. Взаимодействие
организации с окружающей
2.Инновационность,
как основа
3. Лидерство вместо менеджеризма.
1. Разработка стратегии,
как фактор
2. Инновации и
изменения в организации.
3. Радикальное изменение
отношений между персоналом и
руководителем.
Важнейшим вкладом
школы научной организации
Весомым вкладом
этой школы стала также идея отделения
управленческих функций от фактического
выполнения работы. По сути, именно Тейлор
и его современники указали на
то, что менеджмент является отдельной
сферой деятельности и что организация
выиграет, если каждая группа работников
сосредоточится на том, что она делает
лучше всего.