Школы стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:37, курс лекций

Описание

Зарубежный опыт стратегического планирования и управления. Школы планирования и позиционирования: формирование стратегии как формального процесса. Содержание школы предпринимательства. Направления когнитивной школы (школы познания). Школа обучения, конфигурации и школа власти, ее представители.

Работа состоит из  1 файл

школы в стратегическом планировании.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

    Школа власти трактует процесс разработки стратегии развития фирмы как  процесс переговоров. Содержание данной школы раскрывается следующими основными положениями:

    1.  Процесс формирования стратегии  развития любой организации определяется  действием политических сил как  внутри нее, так и во внешней  по отношению к ней среде.

    2.  Стратегия развития организации  носит, как правило, спонтанный характер.

    3. Властные структуры на уровне  организации рассматривают процесс  разработки стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения  и переговоров, а в отдельных  случаях и прямой конфронтации.

    4.  Властные  структуры  на  макроэкономическом   уровне рассматривают организацию как стремящуюся к своему благополучию посредством контроля над действиями других агентов рынка или путем кооперации с ними. В этом случае компании опираются как на стратегическое маневрирование, так и на коллективные стратегии в различного рода союзах.

    По  мнению Г. Минцберга,  Б. Альстрэнда и Д. Лэмпела, школа власти внесла значимый вклад в развитие арсенала стратегического управления, раскрыв  такие понятия, как «коалиция», «политические игры» и «коллективная стратегия». Кроме того, она обратила внимание на важность использования политических методов для осуществления стратегических перемен. 

    8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективного процесса (Д.Джонсон, Дж.Спендер, К.Рот, Д.Дикс,Ф.Ригер)

    Школа культуры сформировалась в сфере стратегического управления в 80-х годах XX века благодаря успехам японских корпораций. В качестве основных положений школы культуры можно назвать следующие:

    1. Согласно представлениям школы  культуры процесс формирования стратегии рассматривается как процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании.

    2.  Верования каждого индивида представляют  собой результат процессов приобщения  к определенной культуре или социализации.

    3.  Члены организации оказываются  способными лишь отчасти охарактеризовать  убеждения, на которых базируется  их культура.

    4.  Основной характеристикой стратегии  развития организации представители  школы культуры считают ее  предначертанность, даже если она не вполне осознанна.

    5. Культура, включая идеологию, содействует  не стратегическим изменениям, а  сохранению текущей стратегии.

    Необходимо  отметить, что особое развитие получила шведская ветвь школы культуры стратегического  управления. Наиболее яркими ее представителями и лидерами являются Э. Ренман и Р. Норманн. В центре внимания большинства представителей шведской школы стратегического управления находятся проблемы застоя и упадка организаций, а также исследования политических и культурных сил, определяющих данные состояния. При этом ключевую роль в процессе изучения организации они отводят изучению понятия «соответствия».

    В работах сторонников школы культуры стратегического управления раскрывается четыре основных механизма достижения такого соответствия:

    1)  составление карты или схемы,  отображающей окружение организации;

    2)  приведение в соответствие (дополнение  внешней среды);

    3)  совместные консультации;

    4) доминирование   (способность   организации   переносить свое  отображение на внешнее окружение).

    Следующим принципиальным моментом исследований является разработка теории ресурсной базы. Основными положениями данной теории являются следующие:

    1.  Преобладающей формой фирм являются  диверсифицированные компании.

    2. У любой фирмы имеется реальная возможность устанавливать определенные типы ресурсов, которые обусловливают получение прибыли.

    3. Стратегия любой крупной фирмы  предполагает обеспечение равновесия  между эксплуатацией существующих  ресурсов и развитием новых.

    4. Приобретение фирмы может рассматриваться как покупка набора ресурсов на крайне несовершенном рынке.

    Представители школы культуры ввели понятие  «стратегических ресурсов», обеспечивающих получение устойчивых выгод в  условиях конкуренции. Так, например, Д. Барни выделяет четыре основных критерия для оценки ресурсов :

    1)  ценность,  т. е. способность  повышать эффективность деятельности  фирм;

    2) редкость;

    3)  неповторимость (невоспроизводимость);

    4)  заменяемость.

    Главным фактором, который обеспечивает фирме  преимущество, основанное на ресурсах, является невозможность его имитации. Причем наиболее эффективным препятствием на пути имитации явл-ся культура.

    9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивного процесса (М.Ханн, Дж.Фримен, У.Эстли, К.Оливер)

    Школа внешней среды объединяет зарубежных исследователей, которые отводят организации пассивную роль, заключающуюся в реакции на происходящие во внешнем окружении события. По их мнению, формирование стратегии представляет собой некий процесс отражения.

    Эта школа дает общее представление о процессе формирования стратегии, раскрывая особую роль внешнего окружения, под которым понимается определенный набор неких «внешних сил», не являющихся организацией.

    По  своему содержанию школа внешней  среды основывается на «теории ситуационных факторов», которая описывает взаимосвязи между конкретными измерениями окружения и определенными признаками организации.

    В качестве важнейших принципиальных положений школы внешнего окружения  можно назвать следующие:

    1.  Внешнее окружение организации  рассматривается как главный элемент процесса формирования организационной стратегии.

    2.  Организация должна адекватно  реагировать на изменения внешнего  окружения.

    3.  Руководство организации рассматривается  как пассивный элемент стратегического  процесса, главной задачей которого является обеспечение адаптации организации к действию внешних сил.

    Вместе  с тем существенным недостатком  теории ситуационных факторов применительно  к стратегическому управлению можно  считать то обстоятельство, что описание характера изменений внешнего окружения является весьма абстрактным и расплывчатым, а стратегию развития фирмы следует формировать исходя из определенных позиций (установок). 
 

    10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесса трансформации (П.Хандавалла, Д.Миллер, П.Фризен, Р.Майлз)

    Школа конфигурации стратегического управления основывается на двух важнейших положениях - конфигурации и трансформации. Причем под конфигурацией понимаются устойчивые структуры и внешнее окружение, а под трансформацией - процесс  разработки стратегии развития фирмы. Процесс разработки стратегии имеет своей основной целью изменение ориентиров деятельности организации, результирующие стратегии призваны стабилизировать ее движение в выбранном направлении.

    Школа конфигурации стратегического управления описывает последовательную реализацию стратегии внутри устойчивых состояний, нарушаемых действием случайных факторов. Для этих целей в рамках рассматриваемой школы, во-первых, анализируется взаиморасположение различных измерений организации в определенных условиях; во-вторых, рассматривается временная последовательность смены различных состояний развития организации. Вместе с тем достижение стабильного состояния организации предполагает наличие устойчивой схемы поведения.

    В качестве принципиальных положений школы конфигурации стратегического управления следует назвать такие:

    1.  Любая организация на протяжении  достаточно длительного периода  времени может быть описана  как некая устойчивая конфигурация  ее составных частей, т. е. принимает  четко определенную форму структуры, что, в свою очередь, обусловливает ее поведение и присущий ей набор стратегий.

    2.  Периоды   стабильного   развития   организации   прерываются скачками  в иную конфигурацию.

    3.  Чередование периодов устойчивого  состояния конфигурации и переходного процесса трансформации постепенно выстраивается в определенную последовательность (концепция жизненных циклов организаций).

    4.  Основной целью стратегического  управления является поддержание   стабильности   организации   на   относительно продолжительных отрезках времени, т. е. обеспечение управления процессом  перехода и  сохранение жизнеспособности организации.

    5.  Содержание процесса формирования  стратегии развития  организации   предполагает  разработку  концепций  или формальное планирование. При этом обязательным условием является своевременность предпринимаемых действий и их адекватность.

    6.  Результирующие стратегии принимают  формы планов или схем, которые  на протяжении определенного  периода времени поддерживают  себя сами.

    Представители школы конфигурации стратегического управления предложили выделить определенные стадии, или этапы, в развитии организации: стадия развития;

    стадия  стабильности;

    стадия  адаптации;

    стадия  борьбы;

    стадия  революции.

    Кроме того, исследователи определили основные схемы, по которым с течением времени определенные стадии развития организации сменяют друг друга:

    –периодические   встряски,   когда   длительные   периоды стабильности время от времени  сменяются «революционными потрясениями»;

    –сдвиги туда-сюда, когда периоды адаптированной конвергенции в стабильную среду сменяются стадиями борьбы за осуществление изменений;

    –жизненные  циклы, когда стадию развития сменяет  стадия стабильности и т. д.

    – регулярный процесс, когда организация  находится в более или менее постоянном процессе адаптации.

    Большинство представителей школы конфигурации рассматривают перемены в организации  как квантовый скачок, который  означает одновременное изменение  множества организационных компонентов. Причем при квантовом скачке, как  считают Д. Миллер и П. Фризен, изменения являются «революционными», т. е. мгновенными (хотя они и не отрицают постепенное развитие). Такой подход предполагает, что организации поочередно устраняют силы, которые противостоят то изменениям, то последовательному выполнению действий. Другими словами, организация фактически предпринимает попытку совершить скачок в новое устойчивое положение, с новым набором стратегий, структур и принципов культуры, т. е.с новой конфигурацией.

    Г.Минцбёрг,Б. Альстрэнд и Д. Лэмпел предлагают, в свою очередь, подразделить рассмотренные выше школы стратегического управления на три группы.

    Первые  из трех представленных школ (школы  дизайна, планирования и позиционирования) носят предписывающий характер, раскрывая  то, как должны разрабатываться стратегии.

    Следующие шесть школ рассматривают специфические  аспекты процесса формирования стратегии. Их сторонников интересуют не столько  предписания идеального стратегического  поведения, сколько описание реальных процессов разработки стратегий.

Информация о работе Школы стратегического менеджмента