Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

шпоры по менеджменту1.rtf

— 304.55 Кб (Скачать документ)

1.Подходы к определению понятия «менеджмент».

  Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Функция - вид деятельности по управлению людьми. Менеджмент - это часть знаний, помогающих осуществить данную функцию. Управление - способ организации жизни и деятельности людей, основанный на делегировании полномочий. С точки зрения деятельностного подхода феномен управления рассматривают и как управленческую деятельность, управленческую работу и труд.

     Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Управленческая деятельность основана на выделении предмете в объекте управления в совместной деятельности субъекта и объекта управления.

     Субъекты: руководитель, менеджер, чиновник, предприниматель, государственные и частные структуры, общественные организации.

     Объекты: социальные и технические структуры, процессы, отношения, организации, персонал

     Менеджмент - это управление, организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

     Сущность менеджмента заключается в необходимости квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организаций в соответствии с ее целями и задачами в условиях рынка. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Важной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.

     Задачи менеджмента:

     - осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач

     - выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей

     - постоянный поиск и освоение новых рынков

     - определение конкретных целей развития организации

     - развитие стратегии развития организации и развития

     - определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения

     - стимулирование сотрудников в организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты

     - переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией

     - организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов

     Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организации и отношений между работниками. Менеджмент как искусство базируется на положении о том, что кроме знания научных разработок и теоретических достижений управленцу необходим практический талант поведения и хорошие организаторские способности, искусство использования которых в каждом конкретной ситуации определяет в конечном счете успех организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Закономерности и принципы менеджмента.

Закон - категория отражающая существенно необходимые связи между явлениями реального мира.

Закономерность управления - обьективные сущ-я повроряющиеся взаимосвязь между категориями упр.

Основные категории: 1) система управления 2) Обьекты и субьекты управления 3)прямые и обратные связи 4)Внутренняя и внешняя среда системы управления.

Важнейшие закономерности управления:

- Соответствие социального содержания упр., формам собств. производства.

- соотносительность управляющей и управляемой систем,субьекта и обьекта управления.

- распространенность контроля.

Принципы управления - основопологающие идеи и правила поведения руководителя.(1912),Г.Эмерсон «12 принципов производства»

1.Общие принципы:

- Иерархичности ( выделение уровней соподчиненности всех уровней)

-Обратная связь ( наличие между субьектом и обьектом упр.прямых и обратных связей)

-Компетентность(знание менеджером обьекта управления)

-Единоначалие ( приказ от 1 начальника)

- Лидерство

-Научность

-Экономичность (управление не может быть дороже самого процесса)

2.Частные принципы:

-регулируют отдельные управленчиские процессы с учетом специфики деят.орг.,имеют исключительно локальный характер.

- сезонность,ритмичность. 
 
 

3.Школа научного управления:

     Наиболее тесно связано с работами Фредерика У. Тейлора, супругов Френка и Лилии Гилберт, Генри Гаитта. (1885-1920)

Создатели полагали, что используя наблюдения, замеры, анализ можно усовершить многие трудовые операции, добиваясь их более эффективного выполнения. Основой ее формирования стали эксперименты на промышленных предприятий, имевшие цель предотвратить потери от нерационального использования оборудования, сырья и материалов.

     Ф. Тейлор (1856-1915) - создатель 1-ой в мире управленческой концепции. Суть системы Тейлора - организация труда и управленческих отношений. Он предлагал науку гармоний в месте противоречий, сотрудничество в работе, место увеличения производства, развитие каждого рабочего до максимума допустимой его производительности и благосостояния.

     Лежат 4 принципа:

     - создания научного фундамента, заменяющий старый сугубо старого

     - научное исследование каждого отдельного вида деятельности на основе научных критериев, их профессиональный отбор и их профессиональное учение

     - сотрудничество администрации с рабочими в целях практического внедрения научной организации труда

     - равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Административная школа управления (1920-1950)

     Возникновение этой школы связано с Анри Файоля (1825-1925)

     Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства. Тейлор - цеховое управление, а Файоль - высшее администрирование. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация достигает успеха

     Принципы управления:

     1. структурные принципы определяют главные вопросы, требующие решения при создании организованной структуры, формировании целей и задач организации, определении линий власти, а также прав и обязанностей членов организации

     - разделение труда

     - власть и ответственность

     - централизация

     - единство руководства

     - цель начальника

     - единоначалие

     2. принцип процесса в значительной мере касаются непосредственно взаимодействия и общения менеджеров со своими подчиненными

     - дисциплина, вознаграждения, справедливость, корпоративный дух, подчинение частных интересов общим

     3. принцип конечного результата определяет желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная организация должна характеризоваться порядком и стабильностью

     - порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициатива

     В деятельности организации Файоль выделял следующие стороны: финансовая, коммерческая, техническая, защитная, бухгалтерская, административная.

5.Идеальная бюрократическая организация М.Вебер.

     Концепция бюрократии была первоначально сформулирована в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером.

Характеристики рациональной бюрократии:

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.

6. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

     Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Однако, бюрократические структуры подвергались и критике за их неспособность к внедрению новшеств и отсутствие достаточной мотивации сотрудников.

Недостатки школы:

- теория не смогла разобраться в конфликтах между рабочим и руководителем.

- школа сбросила со счетов влияние формальных структур на членов орг.

- При создании не формальной структуры,важную роль играет ,технологические сложности,чем человеческие отношения.

Вклад школы в теорию менеджмента:

- Применение приемов управления межличностными отношениями сотрудников,для повышения производительности труда.

- Применение науки о человеческом поведении и управлении,чтобы каждый рабочий мог быть полностью использован,в соответствии с его потенциалом.

- Изменились взгляды на место человека в орг., и методы работы с ним,1-е место проблемы исследования мотивации человека на рабочем месте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Школа человеческих отношений (1930 - неоклассическая школа)

Основы школы по Мэри Паркер Фоллетт:

1.Впервые обоснована необх.строить науку управления на достижениях науки психологии,а не интуиции.

2.Она активно выступала против отношений начальник-подчиненый.

3.Она выдвинула идею участия рабочих в управлении.

4.ответствеенность не перед кем-либо,а за что -то.

Ф.является основоположиницей науки нофликтологии на праве.

Г.Хаторн конец 20х г. - хаторнские эксперементы по изучению производительности труда рабочих:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"