Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы ГОС экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

ГОСЫ.docx

— 452.27 Кб (Скачать документ)

Общее и особенное в подходах различных школ управления.

       Авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.

Школа человеческих отношений и  школа поведенческих наук, общее - правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления, стремлением к формализации управленческих отношений. Характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы руководителя определяется на основании того, смог ли он достигнуть целей, которые были ему поставлены.

  • Школа научного управления основа для производственного менеджмента;
  • Школа классического менеджмента для выделения функций управления, распределения полномочий и ответственности менеджеров;
  • Использование моделей человеческих отношений для формирования социально – психологического климата
  • индивидуализм менеджеров, основанный на их личных интересах
  • адаптации организационной структуры к комплексу целей, функций и задач управления;
  • внедрение стратегического менеджмента, позволяющего осуществить выбор стратегии развития хозяйствующих субъектов на целевых рынках потребителей

Европейский менеджмент: проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны. Быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации. Даже в рамках крупных концернов дочерние компании сохраняют долю самостоятельности.

  • необходимость научного обоснования рациональности принимаемых решений
  • предвидение отклонений фактических результатов  от запланированных вследствие различий эмоционально-психологического настроя работников
  • осуществлять саморазвитие коллектива.

Японский менеджмент: ориентация на новые технологии и психологические методы менеджмента. Более высоко ценят опыт работы, чем образование. В Японии сначала предоставляют практику, которая только затем переходит в знания. Внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников. Японцы избегают индивидуализма, важной для них является коллективная ответственность. Руководство особое внимание уделяет технологическим нововведениям.

    • интересы группы выше интересов индивида,
    • работа и принятие решений в группах;
    • централизованный контроль найма
    • техническое обеспечение качества продукции;
    • ориентации деятельности на достижение общей цели;
    • социальной, экономической, юридической защиты работников;

Методологические принципы формирования российского менеджмента:

1. Концепция копирования западной  теории менеджмента.

Не учитывает особенностей российского менталитета. Достаточно перевести западные учебники и монографии, и использовать данные положения на практике, не меняя их. Может привести к необратимым последствиям в силу различий в экономических процессов разных стран.

2. Концепция адаптации западной  теории менеджмента. Частичный учет особенностей русской ментальности, предполагает не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При выборе теории необходимо учитывать специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития страны, ментальность жителей.

3. Концепция создания российской  теории менеджмента. Основывается на учете особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. Невозможно полное копирование западного и восточного опыта или полное их отрицание. Российский менеджмент должен обладать своим характерным содержанием, формой и методами управления, которые должны соответствовать специфике российского менталитета и национальных особенностей.

Основные направления  развития теории и практики российского  менеджмента.

1. тенденция развития специальных видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента и др. Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного вида деятельности особых технологий управления. Отличительная черта: специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих сферах.

2. внимание к формированию культуры организации. Составляющими компонентами являются: правила, нормы, принципы, ценности, идеалы, история, формы поощрений. Культура является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности.

3. Наиболее актуальные проблемы управления: управление занятостью, информационные технологии, поддержка предпринимательства, мотивирование экономической активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие организации.

Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Организация — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определённые планы. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы. Организация как совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

Построение организации. Существуют три главных этапа:

  1. определение характера выполняемой работы, деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие направлениям по реализации стратегии;
  2. распределение работы между отдельными позициями менеджмента, определение должностных обязанностей и их поручение конкретным лицам.
  3. классификация позиций менеджмента, построение групп управления.

Модели и типы организационных  структур. 

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся  между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как  единого целого.

Линейная. Во главе каждого  структурного звена находится рук-ль, наделенный всеми полномочиями и  осущ-ющий единоличное руководство  подчиненными ему работниками, через которого по одному каналу «сверху-вниз» проходят все команды упр-я, обязательные для выполнения нижестоящими звеньями. Формируется иерархия рук-лей. Преимущества: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; простота управления; четко выраж-ая ответ-ть; оперативность в принятии решений, личная ответ-ть рук-ля за рез-ты деят-ти своего подразделения. Недостатки:; ↑ треб-я к рук-лю, отсутствие звеньев по планир-ию, подготовке реш-ия; перегрузка инф-ей, множественность контактов; концентрация власти в управляющей верхушке.

Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Решение по общим вопросам принимаются коллегиально. Преимущества: ↑ компетентность спец-тов; освобождение линейных мен-ров от реш-я спец. вопросов. Недостатки: повышение ответ-ти исполнителей; трудности поддержания взаимосвязи м/у отделами; дублирование и несогласование указаний, получаемых работниками «сверху», нарушение принципов единоначалия.

Линейно - штабная организационная  структура. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, Достоинства: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. Недостатки: лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;  чрезмерная централизация управления;

 Матричная структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта или целевой программы.

Дивизиональные структуры. Выделение крупных автономных подразделений (дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением ответственности за получение прибыли.

Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. Смысл: собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для осуществления проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных ресурсов.

Делегирование и виды полномочий.

Полномочия  - ограниченное право использовать ресурсы организации, отдавать распоряжения, осуществлять управленческие решения.

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Полномочия  проявляются в виде двух общих  типов:

1) линейные – полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному

2) штабные полномочия – право советовать или помогать руководителям:

2.1 Рекомендательные полномочия: консультирование линейного руководства;

2.2 Обязательного согласования: линейное руководство обязано согласовывать опред-й круг решений со штабным аппаратом;

2.3 Параллельные  полномочия –право отклонять решения линейного руководства;

2.4 Функциональные  полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

Понятие нормы управляемости.

Норма управляемости  — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. 7±2 подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Состав инфраструктуры

Производственная  инфраструктура предприятия –совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. Относятся: вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением сырьем, топливом, ремонтом оборудования.

Социальная  инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей. Состоит из подразделений общественного питания, охраны здоровья, детских учреждений, заведений образования, ЖКХ, организаций отдыха и культуры

Структура инфраструктуры (внешняя и внутренняя инфраструктура)

Внешняя инфраструктура включает все виды транспорта и транспортного хозяйства (железнодорожные станции, порты, объекты, обеспечивающие функционирование нефте- и газопроводов), линии электропередачи, средства передачи и обработки информации, и другие системы и сооружения, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.

Основы управления инфраструктурой.

Основы  управления инфраструктурой – приведение в соответствие физических  параметров рабочих мест с людьми и содержанием работ организации. Объединяет принципы управления бизнесом, архитектуры, поведенческих и технических наук.  Является неотъемлемой частью системы управления организации. Необходимо управлять в силу следующих обстоятельств:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"