Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:43, шпаргалка
64 кратких ответа.
27
в.Что такое соц.
28
в.Возниконовен м-та
в человеч.обществе?
исторически функции м-та возникают при
выполнении совместной дея-ти. В первобытном
племени которое представляло собой соц.систему
,многие виды дея-ти нуждались в упорядовачении
для достижения результата. В доисторическую
эпоху функции такого упорядовачения
выполнял как правило вождь племени. Древние
государства нуждались в м-те на гос. и
региональном уровнях.Организация совместных
усилий в масштабах государства позволяла
добиваться значительных успехов в стоительстве
культовых сооружений, инфраструктуры.В
производстве основанном на рабском труде,
существовал м-т основанный на неэкономическом
привлечении к труду, т. е на принуждении.
В средние века в сельском хоз-ве м-т сводился
к выполнению функций управляющего барской
усадьбой или хозяйством феодала.Крепостной
крестьянин не нуждался в менеджменте
когда обрабатывал свой надел и выполнялд
работы в своем личном хозяйстве.Но если
он работал на барина т. е по принуждению,
то мене-т становился необходимостью и
фигура управляющего или приказчика приобретала
важность с позиции эффективности труда.
В средневековых гродах ремеселнник в
менеджере не нуждался, хотя имело место
цеховая система которая задавала
условия для эффективной деятельности
выполняя отчасти функцию контроля качества
и регулирования.
29
в. В чем заключаются
основные идеи
Фредерика Унслоу
Тейлора? 1856г в США.Учился на юриста,
но потом решил сменить сферу дея-ти.имел
опыт работы на рабочих местах в промышленности.Был
рабочим , главным инженером,Рзработал
методы управления, которые получили впоследствии
название научного м-та.Основные идеи
заключаются в следующем: 1 основная цель
м-та – обеспечение максимального процветания
и работодателя и работников.Под процветанием
тейлор понимал и материальное благополучие
и развитие как бизнеса , так и работника.2Согласно
Тейлору,все люди делятся на два класса.Представители
первого класса стремятся к скорейшему
выполнению работы.второй класс низкая
производительность является нормой работы
и поведения.Таким образом работник работник
может развиваться от 2 к 1.менеджер должен
создать условия. 3 поведение человека
второго класса тейлор называл «притворством».Притворство
было естественным и системным.Естественное
притворство заключаетсяв том ,что работник
стремится облегчить приходящую на него
рабоч.нагрузку.т.е работать как можно
медленнее и затрачивать меньше усилий.системное
притворство заключается в том,что работники
стараются скрыть свои возможности от
работадателя. 4 с притворством и тем и
тем, следует боротся с помощью научного
изучения трудового процесса путем его
хронометрирования.Труд.процесс разбивается
на элементарные операции,фиксируется
время выполнения каждой опреции работником
1 класса.Затем это время становится нормой
и распостарняется на всех работников.выполшнение
любым работником нормы означало его развитие
до уровня работника первого класса. 5
труд должен оплачиватся по результату.чем
больше продукции произвел работник,чем
больше нормированных трудовых операций
он выполнил,тем выше должен быть его зароботок.
Эти взгляды нашли отражение в формуле
тейлора «технология+хронометраж+
30
в. Какие функции
управления сформулировал
Анри Файоль? француз(1841-1925) будучи практиком
,выполнил большую работу по систематизации
принципов м-та применительно к орг-ии
в целом. Сформулировал следующие функции
управленияLпланирование, организация,
распорядительство, координация, контроль)
Файоль –практик, он обобщил свой многолетний
личный практический опыт.Основной труд
- №Общее и промышленное управление» 1916
г издания. также сформулировал 14 базисных
принципов некоторые из них сохраняют
значение до сих пор.1Единоначалие (каждый
сотрудник получает приказы только от
одного начальника) 2разделение труда(
специализация как в производстве, так
и в управлении позволяет повысить эффективность
труда) 3.централизация (схожие виды дея-ти
в рамках орг-ии должны быть объеденины
под руководством одного менеджера) 4 скалярная
цепочка управления (влестные полномочия
сверху вниз охватывают всех работников
орг-ии.
31 в.Что такое теория Х и теория У Дугласа мак-Грегора? Доктор философии(1906-1964) считал ,что любому управленчскому решению или действию предшевствуют те или иные предположения относительно человеческой природы и человеческого поведения, являющиеся ключевым моментом, определяющим индивидуальный стиль руководства конкретного менеджера. Считал ,что классический м-т(теории тейлора, Файоля,Вебера) основывается на определенных представлениях о работнике.Согласно этим представлениям, работник обладает врожденной неприязнью к труду, нуждается в постоянном контроле, не желает брать на себя ответственность, препочитает чтобы им управляли.Такой подход к работнику и связанный с ним м-т Мак-Грегор называл теорией Х. В противовес этой теории он предложил теорию У.Согласно этому подходу, орг-ии, более полно использующие интеллект и воображение своих сотрудников ,являются более эффективными. М-р должен создавать условия, в которых сотрудники получают от работы удовольствие, не нуждаются в жестком контроле, а действуют самостоятельно и ответственно, проявляют инициативу и отождествляют достижение целей орг-ии со своими собственными интересами. Теория У указывает направление в котором может конструктивно развиваться м-т. Главный труд «Человеческая сторона предприятия» (1960)
32
в.Как систематизировал
человеческие потребности
а.маслоу.? Практикующий физиолог,психолог
и психоаналитик Абрахам Маслоу (1908-1970)
наблюдая своих пациентов, пришел к выводу,
что многие их проблемы возникают из-за
неспособности удовлетворить свои потребности.Он
систематизировал человечиские потребности
по уровням выделив высшие и низшие уровни.считал
что по мере удовлетворения свих потребностей
низшего уровня человек переходит к удовлетворению
высших. Последователи Маслоу выстроили
иерархию потребностей в виде пирамиды.Такой
подход получил название «пирамида Масллоу»
сверху –вниз по нарастающей. Физеологические
нужды( вне орг-ии это пища, вода,возможность
реализации инстинктов. в орг-ии- зароботнаЯ
плата) Потребность в безопасности (вне-отсутствие
воин, насилия. чистота природной среды,
в – безопасность труда, гарантии занятости)
Потребность в отношениях принадлежности
(вне- семья, друзья,общественные группы,
в – принадлежность к рабоч группам
бригада, группа, сектор) потребность в
удовлетворении чувства собственного
достоинства(вне- одобрение семьи, друзей,
общественных групп и общества в целом,
в – признание профф.статуса,кредит доверия
со стороны руковдства, возложение на
себя дополнительных обязанностей.)Потребность
в самоактулизации (вне образование, верования,
хобби, личное развитие, проявление творчества,
в – возможности для обучения, продвижения
по вертикали,проявление творческих способностей)главный
труд «Мотивация и личность»(1954)
33
в.В чем суть
мотивации фредерика
Херцберга?психолог ф. является автором
мотивационно-гигиенической теории, основанной
на идее обогащения труда.Согласно теории
мотивация к труду формируется под воздействием
двух основных групп факторов.К ервой
относятся так называемые гигиенические
факторы.это условия труда,уровень зароботной
платы,межличностные отношения в коллективе,отношение
начальства к подчиненным, методы м-та,
безопасность условий труда, степень непосредственного
контроля за работой.неудовлетворенность
работой возникает тогда когда хотя бы
один из этих факторов снизится до неприемливого
для работника уровня.Вместе с тем приемлимый
для работника уровень гиг.факторов не
влияет на удовлетворенность трудом,не
мотивирует к более высоким результатам.Работа
должна интересовать. Ф.Х считал что основная
трудовая мотивация возникает из осознания
личных достижений и ощущения роста личной
ответственности.Поэтому большое значение
придается второй группе факторов, так
называемыми мотиваторами.мотиваторы
определяют степень удовлетворенности
трудом.К числу мотиватров относятся:продвижение
по службе, признание и одобрение результатов
работы, высокая степень ответственности,возможности
творческого и делового роста,возможность
в принятии решений.. Использование в м-те
мотиваторов позволяет существенно повысыть
результативность труда и порождает такие
явления как добровольное увеличение
сотрудниками рабочего дня, принятие на
себя дополнительных обязанностей, генерирование
новых идей относительно будущего фирмы.
35
в.Что такое процессный
подход в м-те?
Процессный подход заключается в рассмотрении
управления как процесса, поскольку достижение
целей с помощью( посредством) других людей
– это не единовременное дискретное действие,
а серия непрерывных взимосвязанных
действий.Процесс управления является
общемй суммой всех функций. В настоящее
время состав функций м-та разный у разных
авторов.существуют различные подоходы
к лассификации функций, но большинство
авторов склоняются к тому что существуют
первичные(основные, общие) функции и связующие
процессы(вспомогательные, фоновые функции)
Процессный подход к м-ту означает готовность
каждого м-ра выполнять каждую из функций
м-та в их достаточно строгой последовательности.
36в.Что
такое системный
подход в м-те?
В рамках системного подхода рассматривается
не процесс м-та , а орг-ия как открытая
система, в которой изменения одной ее
части влекут за собой реакцию др. частей.Изменения
во внешней среде, поскольку система открытая,
так же влияют на ее внутреннее состояние.Это
оч. важно иметь в виду менеджеру, принимающему
решение, поскольку именно системный подход,
или системный взгляд на орг-ию позволяет
учесть все многообразие последствий
или заранее продумать конпенсационные
меры, а также понять взаимозависимость
между отдельными частями орг-ии и между
орг-ей и окружающей средой.
37в.
Что такое ситуационный
подход в м-те?
Центральным моментом ситуационного подхода
является ситуация как конкретный набор
обстоятельств,которые влияют на органицацию
в данный момент времени.Ситуация определяет,
какие методы и инструменты м-та использовать
и какие качества, черты и навыки нужны
в данный момент м-ру.Ситуационный подход
часто определяемый как ситуационное
мышление, предполагает, что м-р владеет
определенным набором навыков и инструментов,
доказавших свою эффективность, знает
их сильные и слабые стороны и сравнительные
характеристики, умеет правильно разобратся
в ситуации, ранжировать факторы и переменные
по значимости.И наконец он должен уметь
увязать конкретные методы и приемы м-та
с конкретной ситуацией, минимизируя отрицательный
эффект и обеспечивая достижение целей
орг-ии.
38в.Что
такое функция
м-та?функция м-та представляет собой
действие, обеспечивающее выполнение
специфического вида управленческой дея-ти.Функции
характеризуют общие задачи и направления
управленческих работ. Состав и содержание
этих работ в наименьшей степени зависят
от специфики конкретной орг-ии, ее отраслевой
принадлежности, размера, организационно-правовой
формы.Иными словами, функции м-та, универсальны
для любой сферы дея-ти и для любого менеджера,
будь то мастер на производстве, главврач
больницы, управляющий банком, или командир
полка.Функции м-та характеризуются однородностью
целей, действий или объектов их приложения.
39в.Какие
функции м-та бывают?
состав фу-ий м-та различается по различным
научным школам.известно впервые фун-ий
выделил Файоль и согласно его концепции
к функйиям управления относятся( планирование,
организация, распорядительство, координация,
контроль) современное представление
о функциях м-та у большинства авторов
выглядит следющим образом((планирование,
организация, мотивация, контроль).Это
так назывемые базовые или первичные функции.некоторые
авторы дополняют этот перечень так называемыми
связующими процессами , относя к ним
коммуникации, управленческие решения.
На такого предатвления о функциях формируктя
прицессный подход в мен-те. целесообразно
все функции м-та разделить на две группы
.общие, основные(планирование, организовывание,
контроль, регулирование.) фоновые связующие(мотивация,
установление коммуникаций, принятие
управленческих решений)
40 в.Что такое сценарий стратегического управления? Стретегические мероприятия орг-ии осуществляются по определенному сценарию.Сценарий представляет собой логическую последовательность действий орг-ии по формированию стратегии.Сценарий включает в себя следующие действия.1 формирование философии орг-ии. 2 формирование миссии орган-ии. 3 анализ среды окружения(шансы и риски) 4 анализ потенциала орг-ии. 5 определение стратегических целей.Дифференциация целей по уровням 6 выбор типов стратегий 7 разработка оперативных мер(проекты, программы, планы) 8 выполнение стратегии контроль и регулирование. (шаг 1-2 относятся к нормативному м-ту) (шаг 3-6 к стратегическому) (7-8 к оперативному)