Синергия как основной результат слияния/присоединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание

За последние годы появилось значительное количество работ отечественных авторов, посвященных оценочной деятельности и проведению сделок по слияниям и присоединениям, включая освещение вопросов реализации синергических эффектов. Тем не менее, сложность, многоаспектность и недостаточная разработанность ряда вопросов, связанных с определением и оценкой синергических эффектов, обусловили потребность научного осмысления и анализа характеристик изученных видов синергических эффектов, применения сравнительного и затратного подходов к их оценке, а так же вновь выявленных эффектов синергии. Все это делает тему работы актуальной как с научной, так и с практической точек зрения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
1 Слияние и поглощение компаний ………….………..……………………............4
2 Закон синергии: сущность и реализация……………………………….................6
2.1 Сущность закона синергии……………………………………………………6
2.2 Реализация синергетического закона………………………………………...8
2.3 Признаки достижения синергии…………………………………………….10
3 Эффект синергии как результат слияния и поглощения компаний...................11
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

курсовая практикум.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Специальность: Антикризисное управление

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Практикум по конкурентным стратегиям, слияниям, поглощениям и банкротству

 

ТЕМА: Синергия как основной результат слияния/присоединения

 

 

                                                                                       Выполнил: студент

                                                                                      заочного отделения

                                                                            

                                                                                                Проверил: ____________

 

                                                                                               Оценка: ______________

 

 

 

 

Уфа – 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………....3

1 Слияние и поглощение компаний ………….………..……………………............4

2 Закон синергии: сущность и реализация……………………………….................6

    2.1 Сущность  закона синергии……………………………………………………6

    2.2 Реализация  синергетического закона………………………………………...8

    2.3 Признаки  достижения синергии…………………………………………….10   

3 Эффект синергии как результат слияния и поглощения компаний...................11

Заключение…………………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход России к рыночным отношениям сопровождался активным процессом передела собственности, проводившийся посредством слияний и присоединений. В настоящее время Российские компании исследуют возможность приобретений компаний за рубежом, что приводит к необходимости учитывать не только текущие показатели работы приобретаемой компании, но и перспективы реализации синергических эффектов для успешной конкуренции с иностранными конкурентами за право приобретения той или иной компании.

В странах с развитыми  рыночными отношениями реализация синергии часто является одной из причин проведения сделок по слиянию или присоединению, что оказывает влияние на стоимость приобретаемых компаний, доходность инвестиций, направленных на приобретение компаний. Помимо этого, синергические эффекты предопределяют направления развития конкретного рынка, что является следствием повышенной доходности инвестиций, направленных на слияния и присоединения, в результате которых проявляются эффекты синергии.

За последние годы появилось значительное количество работ отечественных авторов, посвященных  оценочной деятельности и проведению сделок по слияниям и присоединениям, включая освещение вопросов реализации синергических эффектов. Тем не менее, сложность, многоаспектность и недостаточная разработанность ряда вопросов, связанных с определением и оценкой синергических эффектов, обусловили потребность научного осмысления и анализа характеристик изученных видов синергических эффектов, применения сравнительного и затратного подходов к их оценке, а так же вновь выявленных эффектов синергии.

Все это делает тему работы актуальной как с научной, так и с практической точек зрения.

 

 

 

 

 

1 Слияния и  поглощения компаний

 

Основные принципы развития крупных компаний в 80-е годы –  экономия, гибкость, маневренность  и компактность – во второй половине 90-х годов сменились ориентацией  на экспансию и рост. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Немногие проблемы экономической теории и практики вызывают более жаркие дискуссии, чем  проблемы слияния и поглощения компаний. Сталкиваются абсолютно противоположные точки зрения на целесообразность и эффективность подобной реструктуризации компаний: некоторые рассматривают слияния как важный источник повышения результативности деятельности компаний; другие считают их только отражением властных инстинктов менеджеров, чье стремление снижает, а не повышает эффективность компании.

Но какие  бы не существовали мнения по этому  вопросу, слияния и поглощения компаний – это объективная реальность, которую необходимо исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы, позволяющие не повторять ошибки, уже пройденные и неоднократно другими.

Мировой опыт корпоративного менеджмента и, прежде всего, американский, в области реструктуризации компаний безусловно будет весьма полезным для вновь создаваемых и действующих российских корпораций и вполне применимым в практической деятельности.

По прогнозам  специалистов, российской экономике  в ближайшее время не грозит бум  корпоративных слияний, подобный по масштабам западным или американским аналогам. Хотя в 1998 году о своем намерении объединиться было сделано немало громких заявлений со стороны российских компаний, прогнозируется, что наиболее распространено будет не их слияние, и их поглощение, причем вернее всего иностранными компаниями.

В этих условиях очень важно уметь ориентироваться  в типах слияний компаний, выявлять основные цели, которые преследуют стороны при заключении сделки слияния  или поглощения компаний, оценивать  эффективность такой сделки и  ее возможные последствия. Если же компании грозит поглощение другой фирмой, то к этому процессу надо очень хорошо подготовиться: или своевременно принять против захватные меры, достаточно активно апробированные в мировой практике, или же своими действиями добиться выгодных для себя условий поглощения, памятуя о том, что в большинстве случаев, как это не парадоксально, в результате такой сделки выигрывает не поглощающая, а поглощаемая компания. Надо только постараться увеличить этот выигрыш.

Прежде чем  перейти к вопросам, несомненно имеющим практическую значимость, определимся с особенностями терминологии, рассмотрим классификацию основных видов слияний и поглощений компаний и кратко остановимся на исторических аспектах данных процессов, уделив максимальное внимание современной волне слияний компаний.

Существуют определенные различия в толковании понятия “слияние компаний” в зарубежной теории и  практике и в российском законодательстве.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами  под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

В соответствии же с российским законодательством  под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке может появиться новая компания D (D=А+В+C), а все остальные ликвидируются.

В зарубежной же практике под  слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. В российском законодательстве этот случай попадает под термин “присоединение”, подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А=А+В+С).

За рубежом понятия  “слияния” и “поглощения” не имеют  такого четкого разграничения, как  в нашем законодательстве. Даже сами английские аналоги рассматриваемых понятий имеют неоднозначное значение:

Merger – поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);

Acquisition – приобретение (например, акций), поглощение (компании);

Merger and acquisitions – слияния и поглощения компаний.

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

С юридической точки  зрения существует достаточно большое  количество способов объединения.

 

2 Закон синергии: сущность  и реализация

 

2.1 Сущность закона синергии

 

Закон синергии имеет большое значение для оптимизации системы организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда и самим трудом становится высокоэффективным фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта.

Синергия (сотрудничество, содействие) – означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов.

По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих.

При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических систем это производительность труда, объём производства, прибыль, рентабельность и др.), их взаимозависимость и изменение во времени.

Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы в целом.

Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и части предприятия ориентированы на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.

Закон синергии и в организациях и на предприятиях проявляется через сотрудничество. Вот почему бригадная форма организации труда эффективнее, чем индивидуальная.

Однако следует иметь в виду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой организации существует такой набор элементов (ресурсов), при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше.

Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры как объекта, так и субъекта организации необходимо оценивать две его составляющие: положительную – созидательную, организующую и отрицательную – разрушительную, дезорганизующую. Суммирование сил может и снизить потенциал – примером может быть вмешательство в деятельность спасательных служб некомпетентных руководителей. Другим примером может быть участие в решении одной проблемы представителей разных ведомств.

Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального или преступного подхода к порученной деятельности.

 

2.2 Реализация синергетического закона

 

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, чтобы ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.

Синергетический эффект может быть получен за счёт:

- Организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль и т.п.);

- Организации труда;

- Организации производства;

Информация о работе Синергия как основной результат слияния/присоединения