Синергия как основной результат слияния/присоединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание

За последние годы появилось значительное количество работ отечественных авторов, посвященных оценочной деятельности и проведению сделок по слияниям и присоединениям, включая освещение вопросов реализации синергических эффектов. Тем не менее, сложность, многоаспектность и недостаточная разработанность ряда вопросов, связанных с определением и оценкой синергических эффектов, обусловили потребность научного осмысления и анализа характеристик изученных видов синергических эффектов, применения сравнительного и затратного подходов к их оценке, а так же вновь выявленных эффектов синергии. Все это делает тему работы актуальной как с научной, так и с практической точек зрения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
1 Слияние и поглощение компаний ………….………..……………………............4
2 Закон синергии: сущность и реализация……………………………….................6
2.1 Сущность закона синергии……………………………………………………6
2.2 Реализация синергетического закона………………………………………...8
2.3 Признаки достижения синергии…………………………………………….10
3 Эффект синергии как результат слияния и поглощения компаний...................11
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

курсовая практикум.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

- Коллективного принятия решений;

- Организация оперативного производственного планирования и управления и др.

Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трёх сред: руководителя, подчинённых и внешней среды по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется двумя значениями: знает закон или не знает закон:

• Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии.

Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат.

• Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.

Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать и правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании.

• Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе синергии.

Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.

 

 

2.3 Признаки  достижения синергии

 

Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.

Приведём набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:

– длительная и качественная работа оборудования без поломок;

– использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;

– хорошее настроение в коллективе;

– снижение усталости работников;

– доверительные отношения между сотрудниками;

– поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

– сокращение технологического цикла;

– снижение сердечно-сосудистых, простудных и других заболеваний;

– частичный отказ от услуг сторонних организаций;

– благотворительная деятельность;

– постоянный спрос на продукцию;

– активное приобретение работниками акций своей компании;

– усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

– усиление интереса работников к повышению своей квалификации;

– выработка и поддержка традиций и ценностей организации;

– соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;

– рост рационализаторских предложений по совершенствованию производства и управления в организации;

– сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;

– устойчивость организации к небольшим возмущающим воздействиям;

– усиление технологической и организационной дисциплины и т.п.

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.

 

3 Эффект синергии  как результат слияния и поглощения  компаний

 

Существует несколько  современных подходов к определению эффекта синергии.

Синергия в переводе с греческого языка означает содействие, содружество, соучастие. В бизнесе синергия означает преимущество от совместной деятельности нескольких предприятий (компаний) по сравнению с их разрозненной деятельностью. Синергия является результатом целенаправленного управления, а не возникает сама по себе как случайный эффект. Эффект, возникающий вследствие объединения подсистем, может быть как положительным, так и отрицательным. Позитивную синергию можно описать логической формулой 2 + 2 >4, а негативную синергию обозначим как 2 + 2 <4.

Синергизм является универсальным  эффектом для всех открытых систем, поэтому и выводы, полученные при  изучении систем в одних науках, могут быть уверенно перенесены в другие научные сферы.

Существует классификация  синергетических эффектов по критериям, составляющим прибыль фирмы:

1) торговый синергизм  (появляется при использовании  общих каналов распределения для разных товаров, при реализации стратегии "связанных" продаж);

2) операционный синергизм (проявляется в более эффективном использовании имеющихся производственных мощностей, персонала; снижение удельных издержек и операционных расходов на единицу товара);

3) инвестиционный синергизм  (может быть следствием совместного  использования оборудования, общих запасов сырья, использования НИОКР и "ноу-хау" при производстве различных продуктов);

4) управленческий синергизм  (возникает при использовании  опыта, квалификации, качеств управленческого персонала для реализации новых проектов, решении стратегических задач и т.д. Данный вид синергии присутствует в прибыли неявно, через повышение конкурентоспособности компании, усиление её рыночной позиции, выбор наиболее эффективных решений).

Особенность синергии бизнеса  состоит в том, что в результате решений по обобществлению операций, взаимному содействию подразделений и персонала, соучастию в процессе мы наблюдаем выгоды, возникающие в одном месте бизнеса, и не обращаем внимания на проигрыши, возникающие в другом месте. Более того, выявить отрицательную синергию в отличие от положительной часто очень проблематично и еще проблематичнее определить в числовых показателях. Единственная возможность, позволяющая объективно оценить управленческое решение, — это подсчет результата не отдельного решения применительно к отдельной функциональной области действия, а в целом для предприятия.

В отдельных случаях  издержки увеличиваются в результате такого явления, как организованное расточительство активов акционеров из-за злоупотребления служебным положением в личных интересах отдельного управленца.

сделка слияние  поглощение банковский

Рисунок 1 - Изменение  стоимости компании при диверсификации бизнеса.

Как уже было сказано, синергия возникает при объединении  отдельных компаний в единое целое. В этом случает, на оценку стоимости компании влияют как минимум два разнонаправленных фактора: с одной стороны, действительно существует эффект отдачи от масштаба, способствующий росту прибыли; с другой – влияет рост потерь от рассредоточения управленческого внимания менеджеров (рис.1).

Пока эффект масштаба покрывает потерями возникшими из-за усложнения объекта управления, суммарная составляющая этих эффектов имеет положительный знак и стоимость компании действительно возрастает по мере расширения спектра деятельности. Начиная с некоторого порогового значения (точка Q на графике), темпы роста эффекта масштаба замедляются, а потери увеличиваются возрастающими темпами. В результате снижаются денежные потоки, и предприятие обесценивается вопреки прогнозируемому в точке Q росту его стоимости.

График наглядно демонстрирует  существование оптимального уровня диверсификации, максимизирующего стоимость  бизнеса. Однако потенциальный эффект синергии может быть реально достигнут далеко не всегда.

Очень важно определить эффект синергии при проведении финансового анализа сделки.

Немногие компании получают от слияний и поглощений то, что  ожидают, в том числе потому, что  переоценивают величину синергетических  эффектов. Еще меньше тех, которые  сравнивают реальные и прогнозировавшиеся результаты.

Такую ситуацию называют "проклятием победителя". При слиянии  компаний большая часть создаваемой  акционерной стоимости, как правило, достается не покупателю, а продавцу. Покупатель отдает продавцу всю дополнительную стоимость, которая образуется в результате слияния или поглощения, в виде премии — она составляет от 10 до 35% рыночной стоимости приобретаемой компании до объявления сделки.

Основная причина "проклятия  победителя" состоит в том, что  средний покупатель переоценивает  синергетические эффекты, создаваемые  в результате слияния или поглощения. Покупатель действует в условиях острого дефицита информации. Чаще всего ему приходится оценивать возможные синергетические эффекты и ставить цели, зная совсем немногое о приобретаемой компании.

Сказывается и недостаток опыта в проведении подобных сделок. Однако мало кто даже из регулярно поглощающих компаний тщательно анализирует данные по прошлым сделкам и в результате делает адекватные заключения по будущим.

Самый эффективный способ оценить эффекты синергии — использовать прошлый опыт.

Следует отметить, что  концепция синергии является одной  из самых популярных, при обосновании не только необходимости объединения компаний, но и анализа финансовой состоятельности этого процесса.

Синергия фактически означает победу над уже сложившимися ожиданиями: если она потенциально возможна с точки зрения инвесторов, то после объявления об объединении  компаний акции будущих партнеров должны вырасти в цене.

Анализ эффектов синергии должен проводиться как с качественной, так и c количественной стороны. Качественный анализ предполагает, что нужно создать своего рода "список заявок" на эффекты синергии, а затем оставить в списке потенциальных причин возникновения синергии (применительно к конкретной сделке) только наиболее вероятные. Для этого понадобится провести стратегическую оценку возможностей каждой компании, выявив потенциал комбинирования ресурсов.

Следующим этапом анализа является количественная оценка эффекта синергии. Нужно спрогнозировать приросты целого ряда параметров, от которых зависит поступление потоков денежных средств. Такой анализ связан с ключевыми факторами инвестиционной стоимости компании:

- рост выручки от реализации за счет увеличения объемов продаж, выхода на новых клиентов, улучшения качества продукции и услуг, усиления конкурентной позиции объединенной компании и завоевания ею роли лидера в определенных сегментах рынка — благодаря таким видам операционной синергии, как экономия на гибкости и новые возможности роста;

- рост рентабельности продаж за счет снижения затрат и ускорения роста продаж - благодаря таким видам операционной синергии, как экономия на масштабах выпуска продукции и новые возможности роста;

- снижение отчислений по налогу на прибыль — за счет оптимизации налоговых выплат и снижения ставки налогообложения прибылей;

- снижение и оптимизация величины инвестиций в оборотный капитал и достижения экономии инвестиций в долгосрочные активы — за счет таких видов синергии, как экономия на масштабах выпуска и на гибкости.

В результате оценки эффектов синергии будет получена добавленная  ими инвестиционная стоимость. Однако компания-инициатор должна платить премию к цене акции приобретаемой компании. В этом случае сделка объединения станет эффективной, только если премия меньше этого прироста инвестиционной стоимости. За столь простым, на первый взгляд, выводом кроется весьма серьезная проблема. Уплачивая премию, компания-инициатор попадает в ловушку: чтобы компенсировать затраты, необходимо добиться резкого увеличения доходности капитала в будущем. Иными словами, премия предписывает необходимое увеличение доходности и определяет требования к экономической прибыли.

Реализация алгоритма  анализа эффективности слияний и поглощений должна предусматривать еще один важный аспект количественной оценки синергии: необходимо избежать дублирования эффектов. Наиболее реалистичными представляются эффекты, связанные с изменением затрат: ведь именно эти компоненты находятся под наибольшим влиянием менеджмента компании. Сложнее добиться роста продаж, поскольку здесь компании приходится в большей мере полагаться на внешние для нее процессы, протекающие за ее воротами на конкурентном поле. Исследования зарубежных слияний и поглощений по отраслям, показывают, что достичь ускорения роста продаж после объединения весьма проблематично.

Иногда неверная трактовка  полученных результатов финансового  анализа, приводит к неэффективной  сделке.

Около половины сделок по слияниям и поглощениям не приводят к положительному результату. К примеру, исследования консалтинговой компании KPMG показали, что четыре из пяти крупнейших слияний и поглощений 1996-1998 годов оказались для компаний, их совершивших, убыточными.

Информация о работе Синергия как основной результат слияния/присоединения