Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:57, доклад
Система качества (СК), разработанная в соответствии со стандартом ГОСТ
Р ISO 9001-96, - это структурированный набор документов, регламентирующий
определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который
включает политику в области качества, руководство по качеству,
методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции
(протоколы, формы отчетов, описания работ и др.).
Что такое система качества?
Система качества (СК), разработанная в соответствии со стандартом ГОСТ
Р ISO 9001-96, - это структурированный набор документов, регламентирующий
определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который
включает политику в области качества, руководство по качеству,
методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции
(протоколы, формы отчетов, описания работ и др.). В целом, указанный набор
документов содержит описание наиболее типичных бизнес-процессов, имеющих
отношение к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Разработка документов СК является необходимым, но не единственным
условием получения
аудиторов, таких как Госстандарт РФ, Российский морской регистр
судоходства, Lloyd's Register, Det Norske Veritas, наиболее существенным
моментом в подготовке компании к сертификации является внедрение СК и
обеспечение ее функционирования в течение не менее 3-х месяцев.
Практика работы
на отечественном рынке
проблемой создания корпоративной СК является эффективная мотивация и
обучение. Только при условии ясного понимания руководством компании
предмета, целей, методологии и практики внедрения СК возможно достижение
результата. На этапе выполнения диагностического обследования консультанты
НПП ISO 9000 проводят встречи с руководством компании, организуют семинары
по общим вопросам систем качества и практике внедрения стандартов ISO 9000
в нашей стране и за рубежом. В результате этой работы разрабатываются цели
и основные положения политики компании в области качества.
|Система управления качеством - это прежде всего определенная философия. |
|Какова традиционная реакция
в России на наличие каких-
|обнаруженных например при гарантийном обслуживании? У нас действительно |
|будут недовольны этим фактом, но самое первое, что будет сделано найдены|
|и наказаны виновные. Философия
управления качеством также
|конечно, чтобы виновные были наказаны, но если они действительно |
|виноваты, а не стали
жертвой "некачественных
|но самое главное, чтобы
были устранены причины,
|изготовлению некачественной
продукции, то есть
|должны быть установлены
и заменены качественными.
|уничтожена в самом зародыше, так как невозможно гарантировать высокое |
|качество продукции, если после обнаружении недостатков не выявлена, и |
|полностью не устранена причина их возникновения. На это и нацелено |
|документирование на
|вмешиваться в технологию, можно только в том случае, если процессы |
|формализованы,
|происходил тот или
иной производственный
|нужно установить параметры
исходных материалов и
|среды, электроэнергии
и прочие существенные условия,
|процесс производства
некачественной продукции.
|называется "прослеживаемость
. Если же каждый процесс
|как захотел конкретный мастер или он формируестя случайным образом, |
|установить и устранить
причину возникновения
|невозможно. Причина может быть столь же случайна, например, |
|несоответствие оборудования, неправильная оснастка, или, например, |
|рабочий не той квалификации
принимал участие в
|запорол деталь.
|Итак "система качества
- это совокупность
|методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства |
|качеством.
|Проблема создания системы качества натыкается еще на одну типично |
|Российскую состоящую
в том, что считается
|для кого-то, а не для
конкретного работника.
|ситуацией является: если инструкцию полезно нарушить, ее можно нарушить.|
|Это принципиально
|управления качеством. Точность и последовательность соблюдения |
|инструкций является
|связи с этим при подготовке и создании системы качества в России полезно|
|расширить сферу рассмотрения проблемы и рассмотреть вопрос о создании |
|поддерживающей систему
качества системы
|Действительно, документация и система качества является одним из |
|элементов общих
|системы управления
|фирму, вам сразу сообщат сразу массу правил, инструкций, которые не |
|только будут затрагивать не только глобальные стороны вашей |
|деятельности, но и правила поведения в офисе. Как вы должны выходить к |
|клиенту, как вы будете пользоваться Интернетом, электронной почтой, |
|допустима ли личная переписка и разных других вещей. Это может касаться |
|и совсем других сторон жизни. Например, вы должны пить воду, специально |
|предназначенную для питья, иначе если вы будете пить сырую воду и |
|заболеете по причине нарушения вами инструкции, вам не будет |
|гарантировано возмещение временной нетрудоспособности. Хотя это не |
|соответствует Российскому законодательству, тем не менее, такие ситуации|
|случается.
|
|Структура и история
стандартов качества
|История стандартов качества ИСО 9000 восходит к Британским стандартам |
|BSI 5750, которые были одобрены
Британским институтом
|(British Standard Institute - BSI) в 1979 году. В свою очередь эти |
|стандарты часто считаются
восходящими к американским
|MIL-Q9858, принятым в конце 50-х годов в США. Стандарты серии ИСО 9000 -|
|это пакет документов по созданию систем качества и обеспечению качества,|
|подготовленный членами
международной организации,
|"ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). Ныне стандарт BSI 5750 |
|известен как стандарт ИСО 9000 версии 1987 года. Термин "версии |
|означает, что в настоящее
время данный стандарт
|пересмотра стала
|ряда специфических продуктов,
|первой версии стандартов. Кстати, одним из таких специфических продуктов|
|было программное обеспечение,
|по ИСО.
|В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает: |
|все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все |
|разделы (которые могут модифицироваться отдельно) стандарта ИСО 9000 и |
|стандарта ИСО 9004;
|все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе |
|все их разделы;
|ИСО 8402 и в отдельных
случаях - некоторые другие стандарты,
|определяющие специфическую
деятельность поставщика.
|Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются|
|фундаментальными документами Системы Качества, определяют методологию |
|обеспечения качества
и представляют собой три
|функциональных или
|системы качества (как правило "поставщик , "потребитель , "субконтрактор|
|или "субпоставщик ). Собственно именно по этим стандартам и проводится |
|сертификация "поставщика являющегося основным объектом управления |
|качеством.
|Получившая система стандартов (точнее ее подмножество - 9001-9003) |
|обладает определенной вложенностью, то есть каждый последующий стандарт |
|определяет систему качества
для более узкой области
|Стандарты 9000 и 9004 определяю общие требования к системе качества и |
|модели управления качеством.
|Процесс сертификации
|Для того, чтобы получить
вожделенный лейбл,
|соответствии системы качества стандартам ИСО 9000, необходимо пройти |
|процесс сертификации.
|Так как сертификацию проходит система качества, то она должна быть |
|предварительно создана на предприятии. В принципе предприятие может |
|создать систему качества совершенно самостоятельно, не прибегая к помощи|
|консультантов. Однако если предприятие не имеет опыта в такой |
|деятельности, то полезно бывает пригласить специалиста уже на этом |
|этапе, что позволит
в будущем сократить
|аудитов. В принципе
скорее всего стоимость
|будет примерно одинакова.
|Далее с помощью внешнего аудита качества предприятие должно |
|удостовериться, что созданная
система качества
|ИСО 9000 и, если это произошло, то она получает соответствующий |
|сертификат. Обычно с первого раза пройти аудит не удается, так как в его|
|ходе выявляются недостатки системы качества. На их устранение выделяется|
|некоторое время, после
которого аудит повторяется.
|считается нормальным
и закладывается в проект
|сертификации является
плодом совместной
|(специализированной компании,
имеющей право проводить
|компании-претендента. Обычно
с 3-4 попытки сертификация проходит.
|Далее предприятие обязано поддерживать систему качества в актуальном |
|состоянии, что означает отслеживание всех изменений, происходящих в |
|производственных процессах в документации и процедурах системы качества.|
|Для подтверждения
|периодического аудита системы качества, в результате которых |
|сертификация может быть либо подтверждена, либо приостановлена, либо |
|аннулирована.
|Как следует из
|составляющих. Ясно что
оценить размер первой
|трудно - здесь все зависит от "запущенности предприятия. Вообще говоря, |
|сюда может входит и
стоимость, скажем
|поддержания документооборота системы качества и стоимость системы |
|управления ресурсами предприятия ( прежде всего складами, производством |
|и продажами). Соответственно,
размер затрат лежит в
|нескольких тысяч до
нескольких миллионов долларов.
|К счастью, стандарт
не требует каких либо
|этом мы поговорим несколько позже), которые могут привести к |
|существенным затратам предприятия, поэтому в общем то существенных |
|препятствий с этой точки зрения для Российских предприятий здесь нет. |
|Второй этап - это собственно сертификация. Как показывает опыт, ее |
|стоимость в России лежит в пределах 20 -50 тысяч долларов, и зависит от |