Система качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:57, доклад

Описание

Система качества (СК), разработанная в соответствии со стандартом ГОСТ
Р ISO 9001-96, - это структурированный набор документов, регламентирующий
определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который
включает политику в области качества, руководство по качеству,
методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции
(протоколы, формы отчетов, описания работ и др.).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 28.82 Кб (Скачать документ)

|нескольких факторов. Прежде  всего - насколько предприятие  в состоянии   |

|само подготовиться к  сертификации, и соответственно, сколько  раз        |

|придется повторять аудит.  Некоторое влияние имеют размеры  предприятия и |

|сложность производственных  и технологических процессов,  также как и     |

|расценки регистратора.                                                  |

 

|Необходимость сертификации                                              |

 

|Ясно, что предприятию  имеет смысл выкладывать деньги  за сертификацию    |

|только в том случае, если оно при этом получит  определенные             |

|преимущества, тем более  как уже было сказано, собственно  о качестве     |

|продукта речи здесь  не идет. Почему же сертификация  стала весьма        |

|популярна, в том числе  и у нас в стране?. Все объясняется  достаточно    |

|просто. Сертификация обязательна  для поставок продукции по              |

|государственному заказу, а во многих странах, где  его в явном виде нет -|

|то для нужд военной,  космической и связанных с  ними индустрий. Косвенным|

|следствием этого является  то, что практически всю промышленную  продукция|

|поставляемую из России  на экспорт, также желательно  сертифицировать,    |

|иначе покупатель вынужден  будет проводить дорогостоящие  процессы        |

|входного контроля партий  продукции (чтобы иметь право  самому на         |

|сертификацию), что естественно,  скажется на цене (как говорят,          |

|сертифицированную продукцию  можно продать в среднем раза  в 2 дороже, чем|

|несертифицированную), а  иногда, если покупатель не хочет  возиться с     |

|входным контролем, то  вообще может стать препятствием  для заключения    |

|контракта.                                                              |

 

|Программное обеспечение  и система качества                              |

 

|Вообще говоря создание  системы качества не требует  наличия на           |

|предприятии каких-либо  программных продуктов для ее  поддержи. Однако    |

|реально ситуация несколько  сложнее.                                     |

 

|В системах качества  о программных продуктах вспоминают  в следующих      |

|случаях:                                                                |

 

|собственно поддержание  системы качества (системы документооборота);     |

 

|поддержание качества  процессов управления;                              |

 

|поддержание качества  технологических процессов.                         |

 

|Так как основное требование  ИСО 9000 - это документированность          |

|процессов, то для поддержания  документации и доведения ее  до            |

|заинтересованных лиц,  необходим как минимум текстовый  редактор и система|

|электронной почты. Естественно  это можно делать и вручную,  но возможно  |

|ли таким образом обеспечить  в случае изменений продукции,  например,     |

|должную оперативность  и качество процесса доведения  информации до всего |

|персонала, участвующего  в процессе, для предприятия сколько-нибудь      |

|крупного размера - это  вопрос. Лучше если конечно есть  хоть какая-нибудь|

|система документооборота, в качестве которой сойдет  и MS Outlook и IBM  |

|Lotus Notes и Novel GroupWize. Если  применено какое-нибудь средство     |

|автоматизации процессов  управления (например ERP система                |

|соответствующего класса), то острота данной проблемы  может быть         |

|несколько или совсем  снята, так как такие системы  по меньшей мере       |

|поддерживают так называемое "управление техническими изменениями        |

|(engineering change order), что часто  бывает достаточно для реализации  |

|внутреннего документооборота, связанного с изменениями продукции  и      |

|технологии. Кроме того  большинство продуктов позволяю  добавлять к       |

|описаниям технологических  процессов и спецификаций изделий  текстовые    |

|файлы, в которые и  можно поместить информацию системы  качества.         |

|Особняком стоит вопрос  о поддержке в системе качества  описания          |

|бизнес-процессов с помощью  программных средств, но часто  это вполне     |

|успешно модно реализовать  и вручную или скажем с помощью  Visio или даже |

|MS Word.                                                                |

 

|Совсем другая ситуация  возникает, если в процессе  создания системы      |

|качества возникает необходимость  поддержать с помощью программного      |

|продукта качество процессов  системы управления производством.  При этом  |

|возникает необходимость  поддержать в продукте ряд  специфических         |

|требований, отнюдь не  очевидных и обязательных для  них. Среди этих      |

|требований, например, уже  упоминавшаяся прослеживаемость.               |

 

|Например, возврат на склад,  о котором уже говорилось, должен  быть       |

|поддержан соответствующими  документами. Возвращенная на  склад продукция,|

|продукция принципиально  годная, находящаяся на складе  должна            |

|отслеживаться независимо  и система должна исключать  возможность отпуска |

|в производство возвращенной  продукции без специальной санкции.          |

 

|Что она означает с  точки зрения программного продукта. Например, если вы|

|выпустили готовую продукцию,  состоящую из компонент не  вашего           |

|производства, а закупленных  у сторонних фирм или произведенных  на       |

|дочерних предприятиях, либо  просто производимых не в одной              |

|технологической цепочке,  вы должны всегда иметь возможность  установить  |

|путь этих компонент,  отследить откуда они поступили,  где и в каких      |

|условиях (!) они хранились  до отпуска в производство. Это  необходимо для|

|того чтобы можно было  четко разграничить ответственность  за             |

|некачественный результат  общей работы. Проблема может  заключаться в том,|

|что вам поставили некачественный  продукт, либо он испортился  у вас,     |

|скажем от хранения  на открытом воздухе, в то  время как его требовалось  |

|хранить в закрытом  помещении при определенной температуре.  Как известно |

|у нас такие случаи  имеют место сплошь и рядом.                          |

 

|То же самое требование  имеет место по отношению к  компонентам           |

|собственного производства, но те которые изготавливаются  как серийная   |

|продукция, и хранятся  до установки в готовое изделие  на дополнительном  |

|складе. Здесь так же  существенным является вопрос  о том, виновато ли    |

|производственное подразделение,  виновато ли неправильное складирование, |

|либо что самое худшее  виновата общая конструкция изделия,  либо          |

|окончательная сборка  могла внести существенные дефекты  в готовую        |

|продукцию. Все эти  моменты должны отслеживаться  программной системой, и |

|она должна по запросам  выдавать соответствующую информацию. Кроме того, |

|есть дополнительные требования. Например, возможность привязки  продукции|

|к определенным местам  хранения, это может быть связано  с условиями      |

|безопасного или правильного  хранения. Например необходимость  хранения в |

|теплом складе, холодном  или отсутствие каких-либо дополнительных        |

|требований по методам  хранения. Косвенным следствием  из этих требований |

|являться возможность  отслеживания и партионного учета  поступающих       |

|материалов, компонент и  готовой продукции. Таким образом,  одним из      |

|требований к системе  должно быть требование возможности  разбивать       |

|продукцию на партии  в зависимости от конкретных  характеристик.          |

 

|Что касается третьей  компоненты программного обеспечения  - систему      |

|управления технологическим  оборудованием (АСУТП), то мы не  будем        |

|останавливаться на них  долго, так как это очень  специфичная отрасль.    |

|Отметим только. что для  ряда производственных процессов  ( как правило   |

|автоматизированных и  управляемых компьютером) сертификация  по ИСО 9001 и|

|ИСО 9002 практически невозможна  без наличия системы АСУТП  современного  |

|уровня, обеспечивающей должный  уровень контроля процессов (например     |

|температур, длительностей  и энергопотребления с малыми  допусками). Что  |

|однако не исключает,  однако, возможности сертификации  по ИСО 9003.      |

 

 

 

|(Система всеобщего управления  качеством)Total Quality Management        |

 

|В настоящее время достигнуто  понимание того, что стандарты  серии ИСО    |

|9000, кратко описанные выше, обеспечив построение Системы  качества на   |

|предприятии, не могут  однако обеспечить во-первых ее  совершенствование, |

|во-вторых удовлетворенность  конечного потребителя, что является  основным|

|для рыночно ориентированной  экономики. Для того, чтобы разрешить        |

|возникающие противоречия  и создать всеобъемлющую концепцию  качества как |

|системы удовлетворения  потребителя и разрабатываются  концепции системы  |

|всеобщего управления  качеством -TQM (Total Quality Management).         |

|Предполагается, что все  новые стандарты управления качеством  будут      |

|строиться на основании  именно этой концепции.                           |

 

|Рассмотрим ее базовые  элементы.                                         |

 

|Вовлеченность высшего  руководства. Смысл данного требования  состоит в   |

|том, что весь руководящий  состав компании, включая высшее  руководство   |

|должен быть вовлечен  и участвовать в процессе повышения  качества,       |

|начиная от начальных  этапов создания бизнеса и  формирования             |

|стратегических целей,  до конкретных тактических решений,  которые могут  |

|существенно повлиять  на общее управление качеством.  Одна из главных     |

|задач вовлеченного руководства  - это необходимость учета требований     |

|качества на самых ранних  этапах создания, модернизации бизнеса  и не     |

|такая уже тактическая  задача, как может показаться - это  необходимость  |

|постоянного стимулирования  работников к достижению высших  стандартов    |

|качества продукции.                                                     |

 

|Вовлеченность покупателя. Во многих случаях источником  информации о     |

|нарушении качества является  покупатель. Его важнейшая роль  в системе    |

|управления качеством  сказывается в своевременном  доведении до поставщика|

|информации о нарушении  качества, так и во включенности  в процесс        |

|создания высококачественного  продукта. Покупатель, как источник         |

|потребностей должен сообщать  о своих потребностях производителю.  Но и   |

|производитель должен  интересоваться этими потребностями,  что в России   |

|часто отсутствует. Действительно,  у нас продукция производилась  не та,  |

|которая была нужна  потребителю, а та которая была  включена в план. И    |

|делалась она такой  не потому, что нужна покупателю, а потому что она    |

|была удобна заводу. Это  противоречит одному из основных  требований TQM  |

|которое требует чтобы  продукция была нужна. Это общее  здравое требование|

|рынка. Зачем производить  не нужную продукцию?                           |

 

|Большое значение имеет  активное участие покупателя  в этом процессе. Ведь|

|отечественный покупатель  исходит из того, что магазин  создан для того,  |

|чтобы он искал там  нужный продукт. Покупатель на  Западе более активен и |

|всегда стремится получить (в том числе и создать !) нужный продукт.     |

|Потому что он уверен, раз ему это нужно, то обязательно  найдется тот,   |

|кому выгодно это произвести.                                            |

 

|Разработка продуктов  для качества. Требования кажется  достаточно        |

|очевидное. Однако в  России и с ним возникают  проблемы. Потому что       |

|разработка продукции  ведется не только без учета  требований от          |

|покупателей, но и без  учета требований качества продукции,  а исходя из  |

|того какая продукция  может быть произведена. В ситуации  тотального      |

|дефицита о качестве  не может быть и речи. Обычными  требованиями продукта|

|для достижения высшего  качества является задание высших  параметров      |

Информация о работе Система качества