Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:25, реферат
Сбалансированная Система Показателей (ССП) (Balanced Scorecard, BSC) – наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).
В настоящее время ССП, как способ перехода от стратегии к оперативной деятельности, применяется как в коммерческих, так и в некоммерческих и государственных структурах.
Методология cистемы сбалансированных показателей
Система
сбалансированных показателей переводит
миссию и общую стратегию организации
в систему четко поставленных
целей и задач, а также показателей,
определяющих степень достижения данных
установок, сгруппированных в четыре
основные проекции: «Финансы», «Клиенты»,
«Внутренние процессы» и «
Анализ
целей каждой из проекций позволяет
ответить на следующие основные вопросы:
Какой организация
Применение ССП возможно при наличии в организации объективного осознания ее сильных и слабых сторон, сложившейся ситуации на рынке, на основе чего должны быть разработаны миссия и стратегические приоритеты развития организации.
Процесс внедрения ССП заключается в последовательном выполнении трех следующих этапов:
1. Разработка целей, достижение которых будет способствовать реализации миссии и стратегии (сбалансированность).
2.
Разработка показателей, с
3. Внедрение ССП в оперативную деятельность.
На первом этапе последовательно сверху вниз по перспективам «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы», «Инфраструктура/сотрудники» разрабатываются цели, достижение которых будет способствовать реализации миссии и стратегии. При этом в карту вносятся только такие новые цели, которые способствуют достижению уже существующих.
Для концентрации внимания на аспектах, отраженных в миссии и стратегических приоритетах, рекомендуется, чтобы количество целей не превышало 25. Для более подробного отражения целей и задач в ССП можно построить набор вспомогательных карт «второго уровня». Данный набор может быть сформирован из карт, построенных для каждого из стратегических приоритетов, либо для каждой стратегической хозяйственной единицы организации.
Количественный и качественный состав целей по перспективам следующий:
«Финансы» — цели, раскрывающие способы достижения стратегических намерений в области финансов (3–5 целей).
«Клиенты» — цели, описывающие рыночную стратегию, как способ достижения финансовых целей верхнего уровня (5–8 целей).
«Внутренние процессы» — цели, описывающие направления приложения усилий к внутренним процессам организации, являющиеся способом достижения целей клиентской и финансовой составляющей (6–10 целей).
«Инфраструктура/
Карта целей должна быть сбалансирована по вертикали — достижение целей нижних уровней должно способствовать достижению целей верхних уровней. Не должно быть целей, не поддержанных другими целями этого же или нижележащих уровней, кроме некоторых целей 4-го уровня. Не должно быть целей, не поддерживающих цели этого же или вышележащих уровней, кроме некоторых целей 1-го уровня.
На
втором этапе разрабатываются
Далее
разрабатывается набор
При наличии целей, не поддержанных другими или не поддерживающих другие цели, а также таких целей, для которых сложно разработать показатели или мероприятия, необходимо проанализировать причинно-следственные связи и либо переформулировать, либо исключить такие цели.
В дальнейшем показатели проецируются на подразделения организационной структуры: происходит декомпозиция сложных показателей, назначаются ответственные, определяется процесс сбора показателей и источники данных на нижних уровнях планирования и учета, процессы обратной связи для каждого показателя и уровень автоматизации этих процессов.
Третий
этап представляет собой внедрение
ССП в оперативную
разработка и реализация плана мероприятий по внедрению ССП;
обучение принципам работы с ССП;
регламентация контроля за реализацией мероприятий;
мониторинг показателей;
стыковка ССП с системой мотивации;
стыковка ССП с существующими системами учета и управления организацией.
Также на данном этапе разрабатываются и принимаются регламенты проведения сессий стратегического планирования, целью которых будет являться анализ фактических значений показателей и их отклонение от плановых, принятие решений по корректировке организационной структуры, производственного процесса, плана мероприятий, карты целей, показателей, стратегии в целом.
Эффективность
использования ССП в
Применение ССП во ВГУЭС
В процессе осуществления проекта по стратегическому планированию во ВГУЭС проведен анализ внутренней и внешней среды. На основе проведенного анализа во время сессий стратегического планирования под руководством экспертов были сформированы миссия и стратегические приоритеты университета .
Миссия ВГУЭС
ВГУЭС
— предпринимательский
Для выполнения своей миссии ВГУЭС стремится быть:
активным участником политического, социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока;
открытым для установления партнерских отношений с региональными сообществами в образовательных, научных и культурных проектах;
объектом гордости жителей города Владивостока и Приморского края, благодаря созданию и передаче своих знаний, умений, ресурсов и ценностей;
научным сообществом, развивающим динамичную научную среду, творческие экспериментальные площадки, проектно-ориентированные технологии прикладных исследований для предприятий малого и среднего бизнеса;
сообществом
вовлеченных студентов и
Стратегические приоритеты ВГУЭС
Достижение мирового уровня образования в сфере бизнеса и сервиса.
Создание
условий для возможности
Обеспечение
лидерства в области
Развитие динамичной научной среды, интегрированной с реальным сектором экономики.
Интеграция в образовательное пространство и социокультурные сообщества стран АТР.
Становление
университета как обучающейся
Формирование корпоративной культуры предпринимательского (инновационного) университета.
На
основе миссии, стратегических приоритетов
и проведенного анализа внутренней
и внешней среды в университете
в соответствии с методологией ССП
последовательно разработана
Схема.
Карта целей системы
В
различных источниках рекомендуется
для государственной и
Работа
по построению карты ССП велась инициативной
группой, в которую входят работники
лабораторий стратегического
Краткая формулировка целей
Перспектива «Общество»
ВГУЭС является государственной организацией, которая должна отвечать интересам общества. Миссия университета предполагает достижение следующих общественных целей:
Укрепление позиций России в АТР.
Динамичная научная среда, интегрированная с реальным сектором экономики.
Университет — объект гордости жителей города и края.
Для
достижения этих целей ВГУЭС необходимо
стать саморазвивающимся
1.
Перспектива «Финансы»
1.1.
Превышение доходов над
1.2.
Рост доходов. Достижение
1.3. Оптимизация издержек. Для каждой бизнес-операции следует найти такой оптимальный объем издержек, который максимизирует прибыль, что необходимо для реализации цели 1.1.
2. Перспектива «Клиенты»
2.1.
Привлечение новых клиентов. Достижение
данной цели планируется за
счет интенсификации методов
привлечения клиентов