Система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:43, реферат

Описание

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Содержание

Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления
2.2 Процессный подход к исследованию систем управления
2.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления
2.4 Функциональный подход к исследованию систем управления
2.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления
2.6 Системный подход к исследованию систем управления
2.7 Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 56.80 Кб (Скачать документ)

Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в  научно-исследовательских или хозяйственных  организациях, не обладают специальны-ми знаниями для подобных исследований.

Таким образом, с практической точки  зрения прове-дение исследований предъявляет определенные требова-ния к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

- иметь опыт работы в области  управления конкрет-ными производственными объектами;

- обладать знаниями современных  методов и техники управления;

- обладать знаниями методов  исследования операций и системного  анализа;

- иметь способности к общению  со специалистами различных уровней  и профилей;

Кроме того, исследователи должны уметь системати-зировать полученную информацию, инициировать нова-ции в организации.

Выполнение этих требований определяет необходи-мость специального подбора и подготовки исследовате-лей, поскольку от результатов их деятельности в значи-тельной степени зависит эффективность работы пред-приятия. Подготовка таких специалистов осуществляет-ся заблаговременно и сопровождается стажировкой ис-следователей в процессе разработки новой модели сис-темы управления.

Исследование систем управления11 Управление - функции системы, ориентированные на сохранение ее основного качества, либо на сохранение некоторой программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования (гомеостаз) , достижение определенной цели. включает:

- уточнение цели развития и  функционирования предприятия и  его подразделений;

- выявление тенденций развития  предприятия в конкретной рыночной  среде;

- выявление факторов, обеспечивающих  достижение сформулированной цели  и препятствующих ей;

- сбор необходимых данных для  разработки меро-приятий по совершенствованию действующей сис-темы управления;

- получение необходимых данных  для привязки со-временных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа  работы организа-ции устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производ-ственно-хозяйственной деятельности предприятия; про-изводственная структура предприятия; система управле-ния и ее организационная структура; особенности взаи-модействия предприятия с потребителями, поставщика-ми и другими участниками рынка; инновационная дея-тельность предприятия; психологический климат пред-приятия и др.

2. Основные подходы к  исследованию систем управления

2.1 Диалектический подход  к исследованию систем управления

Выбор методологического11 Методология исследования - это совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений.подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой  учение о всеобщих связях явлений  и наиболее общих закономерностях  развития бытия и мышления. Базовым  законом этого учения выступает  закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип  всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его  стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз  на более высоком уровне и все  это осуществляется по спирали.22 Макашева З.М. Исследование систем управления. М., КНОРУС, 2008. - С.42

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих  принципов.

Принципы являются средством конкретизации  подхода. Они, отражая практику успешного  исследования, влияют на его результат, а также высту-пают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движе-ния к истине и практической значимости.

Система принципов диалектического  подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих  принципов, которые рассмотрены  на рисунке Б1.11 Роберт М. Энциклопедия современного управления. М., ВИПКэнерго, 1992. - Т. 1-5.

Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в  фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.

Принцип движения и развития. Все  явления необходимо рассматри-вать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.

Принцип противоречивости является важнейшим  принципом диалек-тического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду- щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.

Принцип научности, который устанавливает  функции исследования, заключающиеся  в необходимости описания, объяснения и предвиде-ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследо-вания. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.

Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный прин-цип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.

Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

Принцип целостности является необходимым  и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках опре-деленной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти гра-ницы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целост-ность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозмож-но и игнорировать.

Важным принципом диалектического  подхода является и принцип от-носительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, опреде-лении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.

Перечень принципов диалектического  подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться  с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений  и исторических тенденций.

В успехе любого исследования большую  роль играют средства и методы его  проведения. Диалектический подход реализуется  и в методах исследова-ния. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектичес-ких методов исследования представлен на рисунке В1.

Исходной позицией является взаимосвязь  противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности  анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать  в двойственности его свойств  и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого яв-ления расщепляются на противоположности и предстают перед исследовате-лем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следст-вия, содержания и формы и т.д.

2.2 Процессный подход  к исследованию систем управления

Процессный11 Процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

 

Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)

 
   

Входы Выходы (результаты

(информация и пр.) преобразования  входов

Рисунок 1 - Основные составляющие процесса исследования

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс  управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В  рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих  управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого  цикла) в виде процесса - непрерывной  серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных  подходов является последовательно-параллельный.1Фрейдина Е.В. Исследование систем управления. М., «Омега - Л», 2008. - С.91

3

Рисунок 2 - Виды процессного подхода  к исследованию:

А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный.

Преимущество процессного подхода  состоит в следующем:

- непрерывности взаимосвязанного  проведения исследовательских работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

2.3 Ситуационный подход  к исследованию систем управления

В настоящее время для ряда целей  исследования систем управления, обусловленных  необходимостью быстротечного изменения  управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения  непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и  связанных, например, с внезапными изменениями  на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений  может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность  проведения исследований систем управления.

В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследованию систем управления. Ситуационный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к  системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые  результаты его функционирования, а  цели каждогоиз элементов определены исходя из общего предназначения объекта.11 Мухин В.И. Исследование систем управления. М., «Экзамен». 2006. - С.65 сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.11 Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систем управления в рассматриваемый момент времени

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически  тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался  ранее и внес существенный вклад  в теорию управления.

Изучая сложившуюся ситуацию можно  лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые  будут в большей степени способствовать достижению целей исследования систем управления в конкретных условиях и  обстоятельствах.

В реализации ситуационного подхода  важно представление исследователя  о рассматриваемой проблеме или  задаче и соответствующих решениях.

Информация о работе Система управления