Система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:43, реферат

Описание

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Содержание

Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления
2.2 Процессный подход к исследованию систем управления
2.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления
2.4 Функциональный подход к исследованию систем управления
2.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления
2.6 Системный подход к исследованию систем управления
2.7 Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 56.80 Кб (Скачать документ)

В ситуационном подходе, также как  и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях:11 Ременников В.Б Разработка управленческих решений. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - С.46

1. Если сравнительно часто повторяются  типовые ситуации, требующие проведения  однотипных исследовательских работ  и этапов изучения систем управления, когда заранее вырабатываются  стандартные исследовательские  процедуры, выводы и решения.  Это позволяет не тратить много  временных, трудовых и материальных  ресурсов на разработку методик  и проведение исследования, достаточно  лишь идентифицировать реальную  исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

- при отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программой с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

- при полном отклонении от  типовой ситуации и отсутствии  информации для принятия исследовательских  выводов следует использовать  методы ситуационного анализа  (например, факторного, балансового), что  не исключает применение аналитических  компьютерных программ.

При использовании ситуационного  подхода объектами исследования могут быть методы и стиль управления, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами  и др. Однако, в ряде возникших  ситуаций объектом исследования может  быть и систем управления в целом.

Ситуационный подход к исследованию систем управления развивается вместе с наукой11 Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.

2.4 Функциональный подход  к исследованию систем управления

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней  среды. При этом исследуемая система  управления представляется в виде «черного ящика». Это позволяет рассматривать  отношения системы с другими  системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой  системе. Именно поэтому все то, что  отражает поведение и отношения таким образом представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

При изменении в изучаемой системе  каких-либо параметров в связи с  происходящим процессом в «черном  ящике» меняется ее состояние, в том  числе взаимосвязи с внешней  средой. Зная принципы происходящих в  системе процессов, можно исследовать  саму систему и получить новые  знания. Например, собрав информацию о  сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно  дать их прогноз.

Функциональный подход, подобно  системному и ситуационному, не исключает использование при исследовании систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

2.5 Рефлексивный подход  к исследованию систем управления

В государственном образовательном  стандарте для специальности  «Менеджмент организации» записано, что одним из вопросов рассматриваемой  учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.

Рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условнее рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

Обычно системы управления носят  рефлекторный характер, так как в  большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать  ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная система управления реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров и т.п.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума  трудно прогнозировать при наличии  у него стресса, ситуаций риска и  т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности  основного ее элемента - человека, а  это требует проведения аналитических  работ социально-экономического и  организационно-технического характера  и соответственно использования  различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр.)

Следовательно, исследование любой  системы управления должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей  устойчивости системы из-за человеческого  или техногенного фактора. Для рефлекторной области системы управления, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими  методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.

Очевидно, что в процессе исследования системы управления исследователь  должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется  включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий  не ведут буквально от факта к  факту, а идут по цепочке от факта  к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но зависит  от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Следовательно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса.

Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его  знаниями (или надо иметь большие  ресурсы для сбора объективной  информации ее глубокого анализа). Поэтому  в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так  и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья».

Основой рефлексивного подхода  к исследованию служит систематизированная  и доступная для обработки  объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой  СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и  практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к  исследованию лежит ограниченное в  объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным представляется рефлексивный11 Рефлексия - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс

самопознания субъектом своих внутренних психосостояний. подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

От ситуации и объема знаний исследователя  зависит то, какой подход к исследователю  доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает, как правило, тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее коструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности. При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.

2.6 Системный подход к  исследованию систем управления

Системный подход -- это такое направление  методо-логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-эко-номической системы.11 Мишин В.М. Исследование систем управления. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - С.107

Системный подход - это подход к  исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой  выделены элементы, внутренние и внешние  связи, наиболее существенным образом  влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждогоиз элементов определены исходя из общего предназначения объекта.22 Мухин В.И. Исследование систем управления. М., «Экзамен». 2006. - С.65

В наиболее общем виде под системой понимается со-вокупность взаимосвязанных элементов, образующих оп-ределенную целостность, некоторое единство.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).

1. Целостность, позволяющая рассматривать  одновре-менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие  множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня -- эле-ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо-рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ-ляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать  элементы системы и их взаимосвязи  в рамках конкрет-ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства-ми самой структуры.

4. Множественность, позволяющая  использовать мно-жество кибернетических, экономических и математиче-ских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном  подходе важ-ное значение приобретает изучение характеристик орга-низации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала  исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что  производить, с ка-кими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременны-ми. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспо-собная продукция либо услуги.

Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в  ресурсах (материальных финансовых, тру-довых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уров-ня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло-гии, особенности организации производства, труда и уп-равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает иссле-дование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объ-екта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факто-ры и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет  нам ком-плексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уров-не конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, вы-явить характер проблем входа, процесса и выхода. Приме-нение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

2.7 Комплексный подход  к исследованию систем управления

Комплексный подход предполагает учитывать  при ана-лизе как внутреннюю так и внешнюю среду организа-ции. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы -- экономические, геополитические, социальные, демографические, эко-логические и др. Факторы -- важные аспекты при ана-лизе организаций и, к сожалению, учитываются не все-гда. Например, часто социальные вопросы при проек-тировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не все-гда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабо-чих и в итоге -- к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов долж-ным образом не учитываются социально-психологичес-кие аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплекс-ный подход является необходимым условием при реше-нии задачи анализа организации.

Информация о работе Система управления