Система внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:50, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие системы внутрифирменного планирования на предприятии.
Для раскрытия темы ставится ряд задач:
раскрыть теоретические основы внутрифирменного планирования: содержание основных понятий внутрифирменного планирования;
провести исследование системы внутрифирменного планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан»;
- раскрыть основные направления совершенствования внутрифирменного планирования и финансового контроля на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

Дипломная работа: Система внутрифирменного планирования на предприятии

 

Введение

 

В условиях рыночных отношений  планирование является одним из важнейших  условий организации эффективной  работы предприятия.

Задачей любого предприятия  на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Планирование на предприятии  заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

Внутрифирменное бюджетирование - это не столько инструмент, сколько  управленческая технология, что бюджетирование - это показатель качества управления в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управленческих решений современным требованиям.

Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено  между стратегическим и оперативным  управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию  экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, очевидна необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства.

Основные элементы планирования на предприятии следующие:

- прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;

  • постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;
  • корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;
  • составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;

- конкретизация плана - завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.

Актуальность  темы дипломной работы заключена  в том, что планирование - это опирающееся  на определенное понимание реалий формирование образа будущего, и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач. При соблюдении определенных правил планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом.

Целью данной дипломной  работы является раскрытие системы внутрифирменного планирования на предприятии.

Для раскрытия  темы ставится ряд задач:

  • раскрыть теоретические основы внутрифирменного планирования: содержание основных понятий внутрифирменного планирования;
  • провести исследование системы внутрифирменного планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан»;

- раскрыть основные направления совершенствования внутрифирменного планирования и финансового контроля на предприятии.

Объектом исследования является предприятие ОАО «ВАМИН Татарстан».

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по проблемам финансового и управленческого учета, анализа, аудита, статистические материалы, данные бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности предприятия.

В процессе исследования использовались моделирование, анализ и синтез, агрегирование и дезагрегирование, общенаучные методы познания экономических  явлений и процессов.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов для дальнейших теоретических разработок по построению системы бюджетирования и контроля на предприятии. Кроме того, результаты исследования могут быть применимы для научного анализа экономических отношений субьектами хозяйствования в рамках эффективного внутрифирменного планирования и управления.

 

  1. Теоретические основы внутрифирменного планирования

 

1.1 Содержание  основных понятий внутрифирменного  планирования

 

Планирование  является одной из основных функций  управления вместе с организацией, комплектованием кадров, руководством, лидерством и контролем. Применение понятия «система планирования» и системного подхода к изучению планирования оправданны, так как планирование не просто выполнение последовательности действий, предусмотренных инструкцией, результатом выполнения которой является составление плана. С одной стороны, планирование - это сложный многоплановый процесс, в ходе которого предприятие в интересах своего существования систематически формирует свое будущее, с другой стороны, эффективно осуществлять процесс планирования возможно только при наличии системы планирования, которую для фирмы логично обозначить как «систему внутрифирменного планирования»1.

Составные элементы системы внутрифирменного планирования определены главной задачей планирования - это разработка и постановка целей фирмы (предприятия), осознанное предупреждение будущих действий для достижения поставленных целей, посредством взвешивания различных мероприятий и решений для выбора благоприятного пути развития предприятия; планировать - значит принимать решения, которыми руководствуются в будущем и посредством которых упреждается производственный процесс, как целое, так и его составные части.

Система внутрифирменного планирования - это совокупность элементов -постановка целей, оценка альтернативных вариантов, принятие решений, организация, мотивация, информационное обеспечение и т.д. - объединенных в упорядоченной структуре и образующих взаимодействующие подгруппы. Под Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: Бизнес стратегия для успешного менеджмента: Пер. с англ. - 6-е изд. - М., 2005. - 542с.

взаимодействием понимается, конечно, не физическое воздействие  элементов друг на друга, а обмен  информационными потоками между  элементами подсистем, передачу данных и знаний, обмен опытом в ходе принятия решений, посредством коммуникаций лиц, принимающих решения, занимающихся сбором данных, обработкой и передачей информации, с использованием компьютерных программ в данном случае означает, что на предприятии используется формальная процедура планирования, обеспечена упорядоченная информационная база, существуют организационные рамки планирования, четко определен выходной результат планового процесса, а плановые решения принимаются в рамках определенной структуры целей.

Система внутрифирменного планирования - одна из основных систем фирмы, так как она должна выполнять  важную для существования фирмы  задачу, и имеет столь далеко идущее значение, кроме того, данная система  должна иметь сложную структуру  и быть комплексной.

Зная свою цель и имея более или менее достоверное  знание о внешней среде, руководитель фирмы может предвидеть тенденции  изменения внешней среды своего предприятия, и таким образом  может внести коррективы в осуществляемые действия своего предприятия. Подобные коррективы можно предусмотреть на этапе анализа внешней среды, который включается в процесс планирования, а не определяется как предплановая подготовка.

Результатом может  быть ситуационный план, в котором  содержатся ответы на следующие вопросы: что произойдет, если события будут развиваться не так, как ожидалось? До какой степени тогда потребуется изменить цели, стратегии и политику? Что можно предпринять, чтобы реализовать такой план? Каковы «критические моменты», при которых придется приступить к осуществлению ситуационного плана?».

К внешнему окружению  предприятия относят среду прямого  воздействия на предприятие - поставщики (трудовые ресурсы, материалы, капитал), профсоюзы, конкуренты, законодательные  акты и государственные органы, потребители; так же определяют среду косвенного воздействия на предприятие

- международные  события, научно-технический прогресс, политические факторы, состояние  экономики страны, социокультурные  факторы. Каждое предприятие самостоятельно  или при помощи консультантов  определяет свою конкурентную среду1.

Особенно к  планированию следует обращаться в  организациях со слабыми внутренними  связями, т.е. в организациях, в которых  горизонтальные связи между различными службами или подразделениями недостаточно сильны, либо вообще отсутствуют, что нередко может привести к дублированию выполняемых функций. Подобные организации могут выиграть от внедрения координации, осуществляемой при планировании.

Успех предпринимательской  деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения.

Вид планирования обусловлен характером задач, которые  ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10-15 лет), среднесрочное (3-5 лет), краткосрочное, или текущее (1-2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).

Каждый предприниматель  или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и  на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса. (Рис. 1.2.1).

Долгосрочное  планирование. Процесс долгосрочного  планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного  плана.

Экономическое прогнозирование. Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах.

Главными функциями  экономического прогнозирования являются2:

  • анализ экономических, социальных, экологических и научно- технических тенденций;
  • оценка сложившихся ситуаций и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

- анализ направлений изменения в соответствующих областях, оценка их действий в будущем и предвидение новых экономических проблем;

  • определение возможных альтернатив развития в перспективе;
  • накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных плановых решений.

Для определения  основных подсистем внутрифирменного планирования еще раз уточним, что планирование - это процесс определения желаемых целей предприятия, путей и мероприятий по их достижению при выявлении ограничений по ресурсам, для обеспечения процессов развития и функционирования предприятия.

Система внутрифирменного планирования, определяемая как совокупность элементов, объединенных в упорядоченной структуре и образующих подгруппы, должна адекватно соответствовать процессу планирования, т.е. содержать такой набор элементов, который позволит осуществлять данный процесс.

Информация о работе Система внутрифирменного планирования на предприятии