Система внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:50, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие системы внутрифирменного планирования на предприятии.
Для раскрытия темы ставится ряд задач:
раскрыть теоретические основы внутрифирменного планирования: содержание основных понятий внутрифирменного планирования;
провести исследование системы внутрифирменного планирования в ОАО «ВАМИН Татарстан»;
- раскрыть основные направления совершенствования внутрифирменного планирования и финансового контроля на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

Маркетинговая стратегия ОАО «ВАМИН Татарстан» представляет собой программу действий по изучению и обработке рынка  организации. Система целей маркетинговой  стратегии должна логически вытекать из основных стратегических целей и  формировать свою особую маркетинговую ветвь общего дерева стратегических целей организации.

В настоящее  время ОАО «ВАМИН Татарстан» занимает лидирующее положение среди других конкурентов.

Факторный анализ конкурентов показал, что деятельность ОАО «ВАМИН Татарстан» направлена на совершенствование старых и освоение новых методов производства молочной продукции, рациональное и эффективное использование имеющихся финансовых, технологических и кадровых ресурсов.

1. Важнейшее значение для ОАО «ВАМИН Татарстан», как в стратегическом планировании, так и в стратегическом менеджменте приобретает разработка базовых моделей управления стратегическим потенциалом организации.

При построении контура стратегического управления ОАО «ВАМИН Татарстан» учтены требования полноты, информативности и простоты модели, а также существенные предпосылки, определяющие взаимосвязи в модели.

2. Разработка новых продуктов (улучшение или модификация) для существующих рынков с использованием маркетинговых возможностей («текущий рынок - новый товар»).

Преимуществом данной стратегии для ОАО «ВАМИН Татарстан» являются:

- возможность использовать для создания главных конкурентных преимуществ и завоевание репутации традиционные способы действия и имеющиеся навыки;

  • оперативность реакции на потребности рынка;
  • низкий риск;
  • легкость управления процессом реализации.

Таким образом, комплексное изучение рынка ОАО  «ВАМИН Татарстан» это определение  возможностей реализации продукции  предприятия; планирование ассортимента продукции и услуг; планирование рекламы и стимулирование сбыта. Для их осуществления ОАО «ВАМИН Татарстан» выбирает форму стратегии, которая связывает цели бизнеса и маркетинга, и знает, на что должно расходоваться время при планировании продвижения.

В ходе рассмотрения организации процесса бюджетирования выявлено, что бюджетный процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода. Это позволяет предприятию осуществлять строгий контроль финансовых ресурсов предприятия, что важно для выхода из финансового кризиса.

Оценен уровень развития бюджетирования на предприятии ОАО

«ВАМИН Татарстан». Установлено, что, как и в других российских предприятиях до сих пор  бюджетное планирование остается слабым местом управления организацией. Несмотря на немаловажную работу, которая уже проделана в области бюджетирования, существует ряд еще недостаточно разработанных вопросов, над которыми в настоящее время работают специалисты ОАО «ВАМИН Татарстан».

К числу внутренних факторов, влияющих на составление  бюджетов ОАО «ВАМИН Татарстан» следует  отнести:

- дефицит времени в связи с давлением, приоритетом текущих дел;

- убежденность в том, что главный фактор успеха фирмы - предпринимательский талант руководителей, интуиция и деловые связи;

- недостаточная квалификация служащих;

- негативное отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой экономикой др.

Все исследования, проведенные в дипломной работе, обосновывают необходимость внедрения механизма бюджетного планирования в практику российских предприятий как универсального инструмента управления. Так как бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность компании за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества бизнес-процессов, и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.

По результатам  проведенной оценки финансового  состояния на основе системы бюджетирования можно сделать вывод, что предприятия обладает финансовой устойчивостью, но из-за долгов покупателей продукции и прочих дебиторов, финансовое состояние предприятия, могло быть и более рентабельным. Предприятие направляет значительные денежные средства на развитие производства, покупку нового оборудования; работает с грамотными, знающими свое дело специалистами, ведет политику мотивации кадрового состава; разрабатывает принципиально новые системы оплаты труда рабочих и специалистов.

Предприятию нужно  осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

На предприятии  необходимо проводить планирование использование как основного, так  и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени  поступления дохода и расхода. Наличие  оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование  потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала велики. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия.

Предприятию ОАО  «ВАМИН Татарстан» нужно завоевать  новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Мы находимся  в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных показателей имеет под собой многолетний опыт. С наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи.

Главный смысл  бюджетирования сводится к повышению  финансово экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Внедрение системы  бюджетирования позволяет предприятию:

- составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности; - вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного анализа;

  • быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;
  • скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели;

- повысить управляемость компании за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

Ожидаемые результаты после внедрения бюджетирования:

- внедрение процедур регулярного финансового планирования и контроля над исполнением бюджета;

- обучение специалистов финансовых служб методикам финансового планирования и анализа;

  • составление годового бюджета предприятия;
  • улучшение управляемости компании за счет наделения полномочиями, установления ответственности менеджеров компании и совершенствования оргструктуры;

- улучшения финансовых показателей работы компании за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.

Таким образом, содержание проведенной работы выражается в достижении следующих, наиболее существенных, результатах исследования.

Во-первых, автором  детализированы основные принципы построения эффективной системы внутрифирменного планирования, такие как использование  «скользящего периода», построение рациональной финансовой структуры и обеспечение  ясной целевой установки.

Во-вторых, выделены обязательные условия организации  бюджетного процесса: наличие методологической и методической базы, существование  системы управленческого учета  как фильтро-релевантной информации для исходных показателей бюджета; обязательные составляющие организационной структуры на основе группировки по местам затрат и центрам ответственности; внедрение программной компоненты.

В-третьих, определены составляющие технологии составления  сводного бюджетирования как видов  и форм операционных бюджетов, разработки целевых показателей и порядка консолидации.

В-четвертых, выявлены и конкретизированы внутренние и  внешние факторы, препятствующие полной реализации функций бюджетирования в ОАО «ВАМИН Татарстан».

В-пятых, автором  предложен экономический механизм оценки показателей системы бюджетирования ОАО «ВАМИН Татарстан» с целью осуществления эффективного контроля за достижением оперативных и стратегических целей предприятия.

В-шестых, систематизирована  совокупность внутренней отчетности на базе плановых и фактических данных, уточнены плановые показатели.

В-седьмых, обобщены параметры прогнозирования в  целях корректировки показателей  генерального (сводного) бюджета.

 

Список использованных источников литературы

 

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. - № 48, ст. 5369.

  1. Устав ОАО «ВАМИН Татарстан»
  2. Годовой отчёт ОАО «ВАМИН Татарстан» 2005-2006 г.г.
  3. Бухгалтерский баланс ОАО «ВАМИН Татарстан» 2005-2006 г.г.
  4. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: Бизнес стратегия для успешного менеджмента: Пер. с англ. - 6-е изд. - М., 2005. - 542с.
  5. Анисимов О. С. Организационное поведение - М: Экономика, 2004. - 466с.
  6. Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 2003. - 502 с.
  7. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М.: Маркетинг; Москва, Экономика,2005
  8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 84с.

10. Балабанов Н.Т. Анализ и планирование финансов хозяйственного субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003- - 110с.

11. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - М.: Ника-Центр, 2004. - 58с.

12. Бородина Е.И. Финансы предприятий. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.-208с.

1З. Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 39с.

14. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2004. -40 с

15. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд., перераб. идоп.-М., 2005. -296с.

16. Воробьев П., Ф. Земеров Ф. Бюджетирование производственных предприятий (опыт разработки и внедрения) // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №6. — с.112.

17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 50с.

18. Дроченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования. // Финансовый директор. - 2005. - №5 - с.56.

19. Дружинин А.И. Фирма в условиях рынка: организация, планирование, мотивирование. - Ульяновск.: Ульян. Дом печати, 2003. - 104с.

20. Ириков В.А., Ириков И.В. Технология финансово-экономического планирования на фирме. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 48 с.

21. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 56с.

22. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2004. -78с.

23. Глушаков В. Е. Стратегический менеджмент: Учебное пособие - Мн. «Экоперспектива», 2001 -167 с.

24. Катькало B.C. Взаимодействие теории фирмы и теории стратегического управления: на пути к "стратегической теории фирмы" // Эконом, наука соврем. России. - 2004. - N 4. - С.83-94.

25. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 64с.

26. Маркова В. Д., Кузнецова С. А.. Стратегический менеджмент. - М., 2006.-С. 47

27. Мокичев С. В. Стратегическое управление: Учебное пособие - Казань:Центр инновационных технологий, 2005 - 273 с.

28. Никитин А. Стратегическое управление крупным промышленным предприятием // Проблемы теории и практики управления - 2005. - N 6. - С.89-94.

29. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник. - М..: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 58с.

30. Савина B.C. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2006. - 52с.

31. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. - Киев: Издательский дом «Максимум», 2005. - 56с.

32. Салтыкова Г.А. Финансовое планирование и анализ движения денежных потоков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 43с.

ЗЗ. Самочкин В.В. Калюкин А. А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (на примере АК «Тумашзавод»). // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №2. - с.89.

34. Самсонова Н.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.-95С.

35. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. - 2006. - №3. - с.23-42.

Информация о работе Система внутрифирменного планирования на предприятии