Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов». Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Цель работы – дать определение ситуационных концепций менеджмента, выяснить значение ситуационных факторов в гипотетически созданных автором курсовой работы ситуациях (модели групп и лидерства).
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению……………………………………………. 4
Процессный подход к управлению………………………….4
Системный подход…………………………………………...9
Ситуационный подход………………………………………12
Глава 2. Роль ситуационных факторов при рассмотрении групп..14
Глава 3. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве………………………………………………….18
Ситуационные концепции лидерства……………………….18
Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта..19
Модель ситуационного лидерства Фидлера……………….21
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда…27
Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла……….34
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…38
Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго……………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………45
Список использованной литературы……………………………..46
3.2. Континиум лидерского поведения Танненбауиа-Шмидта.
В
соответствии с данной моделью лидер
выбирает один из семи возможных образцов
поведения в зависимости от силы
воздействия на отношения лидерства трех
факторов: самого лидера, его последователей
и создавшейся ситуации. На рис. 2 показан
весь спектр выборов между демократической
и авторитарной альтернативами, соответственно
ассоциируемыми с интересом к отношениям
или к работе.
Демократический стиль Авторитарный стиль
Ориентация на отношения Ориентация на работу
Область свободы действий для последователей Область применения власти лидером |
Источник
власти
Рис. 2. Континиум лидерского поведения.
Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых, он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность, участия в управлении, во втором - цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных
лидерских стилей.
Последующее
развитие данной модели столкнулось
с трудностями в учете всех
возможных взаимодействий
между лидером, последователями
и ситуацией при установлении
причинно-следственных связей в отношениях
лидерства. Так, развитие процессов интернационализации
в бизнесе и резкое увеличение количества
участников этих процессов сломало традиционные
представления об управлении и сделало
переход к отношениям лидерства еще более
трудным.
3.3.
Модель ситуационного
лидерства Фидлера.
Фреда Фидлера справедливо, считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он, начал в середине 60-х годов, позволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером. В модели используется три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.
Для
измерения и определения
Недружественен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружественен
Приятный 8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный
Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий
Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный
После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы - имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерсий стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность - на отношения и мотивированность на работу.
Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.
Степень контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными.
Отношения "лидер-последователь". Данная переменная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, испытываемых и проявляемых последователем по отношению к лидеру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наиболее важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера, последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей.
Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредством следующих составляющих:
• ясность
цели - степень, с которой проблема
или задание четко
множественность
средств по достижению цели, степень
возможности использования
Специфичность решения - степень возможности принятия альтернативных решений.
Поскольку высокоструктурированная работа сама по себе содержит указания, что и как делать, то лидер получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.
Должностная власть. Рассматриваемая переменная : отражает уровень формальной власти лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или, наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
На
рис. 3 приведена принципиальная схема
взаимодействия лидерского стиля с
ситуационными переменными.
Рис. 3 Переменные
ситуационной модели Фидлера
Модель
эффективного лидерства строится на
том, что лидерство ситуационно.
Благоприятность ситуации по отношению
к конкретному используемому
стилю определяется через три
ранее рассмотренные переменные: уровень
отношений, структурированность работы
и лидерская власть. Это означает, что
эффективность лидерства зависит от того,
насколько ситуация дает лидеру возможность
влиять на других людей. Три ситуационные
переменные в сочетании с двумя лидерскими
стилями дают восемь типов ситуаций (рис.
4), наглядно описывающих модель Фидлера.
Ситуации:
1 2 3 4 5 6 7 8
Отношения
с подчинены
ми:
Структуриро
ванность
работы:
Должностная
позиция
лидерства:
Эффектив
ность
достигается
Благо
приятствие
ситуации Наиболее
благоприятная
ситуация -1
Рис. 4.
Континиум ситуационной модели лидерства
Фидлера.
Лидеры с низким НПР могут быть более эффективны, чем их коллеги с высоким НПР, в ситуациях наибольшего благоприятствования (1,2 и 3), а также - при наименее благоприятных условиях (8). Объясняется это, например, тем, что, будучи мотивированными в основном на выполнение работы/задания, они в ситуации (1) будут стремиться устанавливать хорошие отношения по работе со своими подчиненными. При этом они принимают во внимание .благоприятность ситуации и высокую предсказуемость в выполнении работы/задания. Таким образом возникает ситуация, при которой они могут уделять больше внимания улучшению отношений с подчиненными вместо того. чтобы вмешиваться в их работу. Работникам обычно это нравится, и они стараются работать хорошо. В наименее благоприятной ситуации (8), эти же лидеры будут стремиться к достижению организационных целей путем вмешательства в работу подчиненных, указывая им, что и как делать.
На рис. 4 также показаны ситуации, в которых лидер с высоким НПР, возможно, будет более эффективен, чем лидер с низким НПР. Лидер с высоким НПР добивается лучших результатов, в условиях умеренной благоприятности (ситуации 4-7). Ситуации 4 и 5 представляют собой случаи, когда последователи выполняют структурированное задание, но в то же время имеют наилучшие отношения с лидером. Соответственно, лидер в этих условиях вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных. Возможна и другая ситуация, когда лидер обожаем, но задание слабо структурировано. В этом случае лидер зависит от наличия у последователей желания и творческой инициативы для выполнения поставленной задачи. Поэтому ему необходимо перевести внимание с отношений на работу как таковую.
В модели Фидлера имеется ряд неясных моментов. Первый относится к уровню точности и полноты измерения лидерского стиля с помощью показателя НПР, предполагающего делать это в одномерном пространстве. Вызывает сомнение утверждение Фидлера об относительном постоянстве величины НПР во времени, о его слабой подверженности изменениям. Модель также не предлагает вести поиск эффективности для лидера сразу по двум направлениям: отношения и работа. Однако, несмотря на эти замечания, модель широко используется в решении проблем лидерства в организациях. Использование рассматриваемой модели ведется по следующим основным направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в соответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руководителя. В конце концов, руководитель сам может сделать что-нибудь для изменения ситуации в свою пользу. Модель дает основания для утверждения того, что руководителя несмотря на то, что это очень трудно, можно обучить тому, как стать эффективным лидером. Это намного труднее, чем изменить ситуацию в которой находится лидер. Однако, по мнению Фидлера, через обучение и опыт все-таки можно улучшить способности лидере использовать власть и влияние в условиях наилучшей: благоприятствования. Это означает, что программа обучения может быть полезной лидеру, ориентированному на отношения. Но, в то же
самое
время, она может принести вред лидеру,
ориентированному на работу.
3.4. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.
Данная модель равно как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность - лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. Зрелость включает две составляющие: первая, профессиональная -это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях. Вторая составляющая - психологическая зрелость - соответствует желанию выполнять работу или мотивирован кости работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы. Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей:
Информация о работе Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов