Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы – «Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов». Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Цель работы – дать определение ситуационных концепций менеджмента, выяснить значение ситуационных факторов в гипотетически созданных автором курсовой работы ситуациях (модели групп и лидерства).

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению……………………………………………. 4
Процессный подход к управлению………………………….4
Системный подход…………………………………………...9
Ситуационный подход………………………………………12
Глава 2. Роль ситуационных факторов при рассмотрении групп..14
Глава 3. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве………………………………………………….18
Ситуационные концепции лидерства……………………….18
Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта..19
Модель ситуационного лидерства Фидлера……………….21
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда…27
Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла……….34
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…38
Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго……………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………45
Список использованной литературы……………………………..46

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.DOC

— 249.50 Кб (Скачать документ)

M1. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе

М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация,

но нет  навыков и умений

МЗ. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель                      

М4. Люди способны и желают делать то, что  предлагает им лидер.

      В зависимости  от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом,, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность).                    

     Поведение в области отношений связано  с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать  им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных  лидерских  стиля,  каждый  из  которых  наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий (рис. 5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Лидерский стиль

Участвующий  
 

                                           S3

                       Убеждающий 
 

S2

                                           

S4 
 

                      

                

                   Делегирующий                                   

 
                                           S1 
 

   

 Указывающий

                  max   

      п                                  

      о           поведение           

      д                          

      д                          

      е                         

      р                          

      ж                         

      к                          

      а          
 
 

                 отношение                                          

                               min

                         min                 поведение работы (директивность)               max

                          min                                         умеренная                                    max

                                                       М4                    М3                     М2                  М1

                                       ЗРЕЛОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

            способны                   4                         3                       2                       1                                                                                                                                              

                   работать       в значительной   в достаточной   в некоторой   в незначите-

                                           степени                степени             степени        льной степени   

            желают                        4                           3                      2                        1

                  работать              обычно                    часто               иногда             редко         

                                                          ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

         Рис. 5 Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.

 

     Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить-неуверенность в том, что работа будет закончена.

     Убеждающий  стиль (S2) является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает

им путем  объяснения и вселяет в них  уверенность в возможности выполнения задания.

     Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные  к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.

     Делегирующий  стиль (S4) является лучшим для руководства высоко-   зрелыми   последователями.   Стиль   характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.                 

     На  рис. 5 отражены вышеназванные компоненты модели. Модель  наглядно  демонстрирует  то,   что  на  взросление последователей лидер реагирует путем сокращения уровня своего поведения. Так, в квадранте S1 последователи нуждаются в ясных и определенных директивах лидера. В квадранте S2 к этому добавляется активная поддержка лидером самостоятельности и инициативы последователей. Высокая директивность в этой ситуации компенсирует все еще недостаточную способность последователей выполнять работу на требуемом уровне. Активная поддержка подготавливает последователей принять или, как выражаются авторы модели, "купить" решения лидера.   -

     В квадранте S3 последователи уже обладают достаточными способностями и часто  проявлют желание взять на себя часть  лидерской ответственности. Поэтому  лидер должен в этой ситуации уделять  больше внимания - мотивированию последователей. Этому помогает использование стиля поддержки, недирективности и привлечения к участию в управлении. И, наконец, в квадранте S4 минимизируются оба типа поведения лидера за счет все большего делегирования им своих полномочий последователям. Это становится возможным, поскольку последователи способны в значительной степени самостоятельно решать рабочие проблемы и проявляют при этом высокое желание принятия • на себя части лидерской ответственности. Нижняя левая точка квадранта S4 образно означает ситуацию самоуправления.

     Данная  модель корреспондирует со многими  признанными управленческими и  поведенческими концепциями (рис. 6). Так, например, в управленческой сетке  Блейка и Моутон стили лидера находятся  в следующем соответствии с рассматриваемой  моделью: 9,1=S1; 9,9==S2; 1,9=S3; 1,1 =S4. Однако, в отличие от управленческой сетки, в модели ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда не заявляется об одном единственно верном для всех ситуаций стиле. Другим отличием модели является то, что она переносит упор в описании стилей с расположений лидера по отношению к работникам и работе на само лидерское поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

                                           S3

                        
 

S2

                                           

S4 
 

                                                   

 
                                           S1 
 

  

               max

     

       
 
 
 
 
 

            

           

              

               min     

                 min                                                                                                     max          

                                           поведение работы

       

                   max                            зрелость последователей                       min

       

                                   м4                м3                 м2                 м1                  

     
Теория  «Y»                                        Теория «Х» Теория «Y» и Теория «Х»

Дугласа МахГрегора

Потребности высокого                   Потребности 

уровня                                              нижнего

                                                          уровня

Иерархия потребностей

Маслоу

Мотиваторы               «Гигиенические» факторы        Двухфакторная модель мотивации Герцберга
               Потребность во власти

Потребность в                            Потребность в 

достижение                                 социализации

Мотивационная концепция достижений МакКлелланда
  4             3            2            1 Системы управления 1, 2, 3 и 4 Р. Ликерта
Выигрыш-  Проигрыш- Выигрыш- Непроигрыш

выигрыш   выигрыш     проигрыш  непроигрыш

Стили разрешения конфликта
Личностная  основа             Должностная основа

власти                                   власти

Основы власти в организации
Самоуправление      Регули-              Собственно

                                    рование             управление 

Типы управленческого  взаимодействия Виханского
Потребность в                      Потребность в 

изменениях                           стабильности

Эволюционные потребности организации
«Заморозка»                                  «Разморозка»

                            Изменения

Фазы организационных  изменений К. Левина
Изменения          Баланс сил        Сопротивления

Сильнее                                         сильнее

Сопротивления                             изменения 

Силы изменения  и сопротивления

Информация о работе Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов