Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов». Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Цель работы – дать определение ситуационных концепций менеджмента, выяснить значение ситуационных факторов в гипотетически созданных автором курсовой работы ситуациях (модели групп и лидерства).
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению……………………………………………. 4
Процессный подход к управлению………………………….4
Системный подход…………………………………………...9
Ситуационный подход………………………………………12
Глава 2. Роль ситуационных факторов при рассмотрении групп..14
Глава 3. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве………………………………………………….18
Ситуационные концепции лидерства……………………….18
Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта..19
Модель ситуационного лидерства Фидлера……………….21
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда…27
Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла……….34
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…38
Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго……………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………45
Список использованной литературы……………………………..46
M1. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация,
но нет навыков и умений
МЗ. Люди
способны, но не желают работать. Их не
привлекает то, что предлагает руководитель
М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В
зависимости от степени зрелости последователей
лидер должен корректировать свои действия,
относящиеся к установлению отношений
с подчиненными и по структурированию
самой работы. Таким образом,, модель строится
на определении лидером соответствующих
сложившейся ситуации уровней для поведения
в области отношений (поддержка последователей)
и для поведения, относящегося к работе
(директивность).
Поведение
в области отношений связано
с необходимостью для лидера больше
прислушиваться к подчиненным, оказывать
им поддержку, воодушевлять их и привлекать
к участию в управлении. Поведение, относящееся
к работе требует от лидера, проведения
разъяснительной работы с последователями
по поводу того, что и как они должны делать
для того, чтобы выполнить поставленную
перед ними задачу. Лидеры, ориентированные
на такое поведение, структурируют, контролируют
и внимательно следят за тем, как подчиненные
работают. Сочетание этих двух типов лидерского
поведения позволило в рамах данной модели
выделить четыре основных лидерских
стиля, каждый из которых
наиболее соответствует определенной
степени зрелости последователей: указывающий,
убеждающий, участвующий, делегирующий
(рис. 5).
Участвующий S3 |
Убеждающий S2 |
S4
Делегирующий |
S1 Указывающий |
max
п
о поведение
д
д
е
р
ж
к
а
отношение
min
min поведение работы (директивность) max
min
умеренная
способны
4
3
2
1
работать в значительной в достаточной в некоторой в незначите-
желают 4 3 2 1
работать
обычно
часто
иногда
редко
Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить-неуверенность в том, что работа будет закончена.
Убеждающий стиль (S2) является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает
им путем
объяснения и вселяет в них
уверенность в возможности
Участвующий
стиль (S3) является лучшим при умеренно
высокой зрелости последователей. Способные
к работе, но не желающие ее выполнять,
подчиненные нуждаются в
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства высоко- зрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.
На рис. 5 отражены вышеназванные компоненты модели. Модель наглядно демонстрирует то, что на взросление последователей лидер реагирует путем сокращения уровня своего поведения. Так, в квадранте S1 последователи нуждаются в ясных и определенных директивах лидера. В квадранте S2 к этому добавляется активная поддержка лидером самостоятельности и инициативы последователей. Высокая директивность в этой ситуации компенсирует все еще недостаточную способность последователей выполнять работу на требуемом уровне. Активная поддержка подготавливает последователей принять или, как выражаются авторы модели, "купить" решения лидера. -
В квадранте S3 последователи уже обладают достаточными способностями и часто проявлют желание взять на себя часть лидерской ответственности. Поэтому лидер должен в этой ситуации уделять больше внимания - мотивированию последователей. Этому помогает использование стиля поддержки, недирективности и привлечения к участию в управлении. И, наконец, в квадранте S4 минимизируются оба типа поведения лидера за счет все большего делегирования им своих полномочий последователям. Это становится возможным, поскольку последователи способны в значительной степени самостоятельно решать рабочие проблемы и проявляют при этом высокое желание принятия • на себя части лидерской ответственности. Нижняя левая точка квадранта S4 образно означает ситуацию самоуправления.
Данная
модель корреспондирует со многими
признанными управленческими и
поведенческими концепциями (рис. 6). Так,
например, в управленческой сетке
Блейка и Моутон стили лидера находятся
в следующем соответствии с рассматриваемой
моделью: 9,1=S1; 9,9==S2; 1,9=S3; 1,1 =S4. Однако, в отличие
от управленческой сетки, в модели ситуационного
лидерства Херсея и Бланшарда не заявляется
об одном единственно верном для всех
ситуаций стиле. Другим отличием модели
является то, что она переносит упор в
описании стилей с расположений лидера
по отношению к работникам и работе на
само лидерское поведение.
|
S2 |
S4
|
|
max
min
min
поведение работы
max зрелость последователей min
м4
м3
м2
м1
Теория
«Y» |
Теория «Y» и
Теория «Х»
Дугласа МахГрегора |
Потребности
высокого
Потребности
уровня нижнего |
Иерархия потребностей
Маслоу |
Мотиваторы «Гигиенические» факторы | Двухфакторная модель мотивации Герцберга |
Потребность во власти
Потребность в Потребность в достижение |
Мотивационная концепция достижений МакКлелланда |
4 3 2 1 | Системы управления 1, 2, 3 и 4 Р. Ликерта |
Выигрыш-
Проигрыш- Выигрыш- Непроигрыш
выигрыш выигрыш проигрыш непроигрыш |
Стили разрешения конфликта |
Личностная
основа
Должностная основа
власти |
Основы власти в организации |
Самоуправление
Регули-
Собственно
|
Типы управленческого взаимодействия Виханского |
Потребность
в
Потребность в
изменениях |
Эволюционные потребности организации |
«Заморозка» Изменения |
Фазы организационных изменений К. Левина |
Изменения
Баланс сил Сопротивления
Сильнее Сопротивления |
Силы изменения и сопротивления |
Информация о работе Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов