Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:26, курсовая работа
Тема моей курсовой работы – «Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов». Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Цель работы – дать определение ситуационных концепций менеджмента, выяснить значение ситуационных факторов в гипотетически созданных автором курсовой работы ситуациях (модели групп и лидерства).
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению……………………………………………. 4
Процессный подход к управлению………………………….4
Системный подход…………………………………………...9
Ситуационный подход………………………………………12
Глава 2. Роль ситуационных факторов при рассмотрении групп..14
Глава 3. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве………………………………………………….18
Ситуационные концепции лидерства……………………….18
Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта..19
Модель ситуационного лидерства Фидлера……………….21
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда…27
Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла……….34
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…38
Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго……………………………………………………………40
Заключение…………………………………………………………45
Список использованной литературы……………………………..46
Полная критериальная основа "общей эффективности решения" (Оэфф.) предполагает учет в ней факторов "стоимости" и "развития".
В приведенной,, формуле показатель "стоимость" означает потерянное из-за решения время, которое в другом случае могло, принести больше пользы. Показатель "развитие" отражает тот выигрыш, который получен за пределами единолично принятого решения.
Последний разработанный вариант модели предлагает использование дерева решений для определения лидерского стиля, наиболее соответствующего - сложившейся ситуации. При использовании модели менеджер как бы следует по ветвям этого дерева слева направо. Делая это он сталкивается с 10 проблемными ситуациями. Оценка ситуаций делается им по 8 аспектам проблемы с выбором по каждому из них ответа:
высокий/высокая или низкий/низкая. Эти ответы выводят менеджера в конце концов на конкретную проблемную ситуацию и рекомендуемый для, нее стиль принятия решения (рис. 8).
Для принятия решений в модели в зависимости от ситуации и степени привлечения подчиненных предлагается использовать пять стилей: автократический I (AI), автократический II (АII), консультативный I (КI), консультативныйII (КII), групповой или совместный II (ГII). Каждый из указанных стилей применительно к руководству группой означает следующее
AI
Руководитель принимает
АII Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение. Работники привлекаются только на этапе сбора информации. Выработку решения и его принятие осуществляет руководитель.
КI Руководитель на индивидуальной основе делится соображениями по проблеме с имеющими к ней отношение подчиненными с целью получения от них идей и предложении, не собирая при этом их в группу. Затем он сам принимает решение,. которое может основываться на вкладе подчиненных, а может и нет.
КII Руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их вместе. В ходе совещания он собирает их идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад.
ГII руководитель делится соображениями по проблеме с оценивают альтернативы и пытаются достичь консенсуса относительно решения. Роль, выполняемая при этом руководителем, больше похожа на роль председателя собрания, координирующего дискуссию. Концентрирующего внимание на проблеме и делающего все для того, чтобы рассматривались наиболее важные аспекты проблемы. Руководитель не пытается влиять на группу с тем, чтобы она приняла его решение, и проявляет готовность принять и выполнить любое - решение, получившее поддержку всей группы. В раннем варианте модели существовал стиль П. Однако позже он был исключен, т.к. мало отличался от стиля ГII.
Одной
из отличительных особенностей модели
является то, что в целом она
делает больший упор на изучение ситуации,
чем на изучение личности лидера. Действительно,
может быть, имеет больше смысла
говорить об автократической ситуации
и ситуации участия, чем об автократическом
лидере или участвующем лидере.
Аспекты проблемы
в
н
Рис. 8.
Дерево решений Врума-Яго.
Итак, центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
Все
вышеописанные модели ситуационного
лидерства, обращая главное внимание
на воздействие внешних факторов,
дополняют друг друга в понимании феномена
лидерства. В рассмотренных моделях делается
попытка определить различные лидерские
стили и обосновать с помощью ситуационных
переменных эффективность их применения.
Вместе с тем модели имеют существенные
отличия по набору рассматриваемых лидерских
стилей, по набору ситуационных факторов
и путей нахождения связи между ними. По-разному
в моделях определяется эффективность
лидерства. Так, у Фидлера - это уровень
выполнения работы, у Херсея и Бланшарда
к этому еще добавляется удовлетворенность
работника, а Врум и Яго рассматривают
эффективность решения и общую эффективность.
По мнению специалистов, модель Врума-Яго
в большей степени подходит для выбора
на практике соответствующего стиля по
руководству группой. Модели Фидлера,
Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более
полезны для повышения индивидуального
уровня выполнения работы.
Список использованной литературы.
Информация о работе Ситуационные концепции менеджмента. Определение ситуационных факторов