Смысл и эволюция мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:42, реферат

Описание

Маслоу разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда, как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и – как высших – потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен получить удовлетворение осн. нижних составляющих иерархии. С бихевиористской точки зрения не может быть мотивации без существования цели. Вообще говоря, чем сильнее потребность или желание достичь цели, тем более успешным будет ее достижение, хотя в этом участвует множество факторов, таких, как индивидуальных темперамент, воспитание, самовосприятие.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Смысл и эволюция мотивации………………………………………..6
Понятие мотивации……………………………………………..6
Первоначальные концепции…………………………………....7
Потребности……………………………………………………..9
Вознаграждение………………………………………………....21
Современные теории мотивации……………………………………..22
Содержательные теории мотивации…………………………....25
Процессуальные теории мотивации…………………………....26
Комплексная модель мотивации……………………………………... 30
Мотивация и компенсация труда……………………………………...31
Как заставить сотрудников ''гореть'' на работе?.........................32
Составляющие рабочего энтузиазма …………………………..32
Уверенность в успехе …………………………………………...34
С оглядкой на коллег…………………………………………….35
Лекарства от демотивации………………………………………38
Заключение……………………………………………………………...39
Список литературы……………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 106.47 Кб (Скачать документ)

Рекомендации по мотивации работников, нуждающихся в признании:

  • Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
  • Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.
  • Выражайте благодарность за хорошую работу своевременно, сразу же после получения сотрудником хорошего результата.
  • Разработайте и внедрите в компании систему званий для успешных сотрудников (например, Золотой маклер в агентстве недвижимости или Лучший продавец месяца в торговой компании).
  • Подкрепите систему званий символическими знаками отличия (например, значки или именные карточки, которые можно прикрепить на лацкан костюма или на рабочую униформу).
  • Разработайте и внедрите в компании современный стенд с информацией и фотографиями успешных работников.
  • Предоставляйте успешному сотруднику право самостоятельно оформлять свой кабинет или рабочее место.
  • Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в компании.
  • Организуйте выставку достижений в успешном подразделении (например, сделайте экспонаты из товаров, которые производит ваша компания, к каждому экспонату поставьте карточку с именами изготовителей).

III. Потребность в общении

Проявление потребности в активном общении зависит от характера  и возраста человека. Открытые, подвижные  и общительные люди больше настроены  на контакты с коллегами, клиентами  и партнерами, нежели люди замкнутые. Последние тяготеют к работе, где  контакты с людьми ограничены, и  проявляют такие черты, как стремление к концентрации, углубленности, тщательности и педантичности.

Для открытых людей мотивирующей будет  организация работы в общем помещении, связанная с интенсивным общением, а сотрудникам, имеющим потребность  в концентрации, лучше работать в  отдельных кабинетах или за перегородками  и с минимумом контактов.

Молодые сотрудники, не имеющие семей  и детей, больше стремятся к активным контактам, нежели люди зрелого возраста, обремененные семейными обязанностями. Потребность коммуникабельных и  молодых людей в общении обязательно  должна подкрепляться на работе. Если этой группе сотрудников запрещать  общаться, они все равно будут  разговаривать, только прячась от руководства. Поэтому вопрос заключается в  том, сколько времени необходимо посвящать неформальному общению  на работе. Есть мнение, что достаточно переброситься краткими фразами, чтобы  почувствовать плечо товарища.

В молодежной компании необходимо выделять специальное время для неформальных мероприятий выездов на природу  или туристических поездок. Было бы неплохо ввести кофе-брейк, чтобы сотрудники могли пообщаться в течение 10-15 минут до обеда и такое же время после.

Для группы зрелых сотрудников мотивирующим фактором будет организация корпоративных  праздников или выездов на природу  вместе с членами семей.

В российской компании, занимающейся проектированием строительных работ, в корпоративный кодекс был введен обязательный перерыв на общение, который  организовывался в столовой в  течение 15 минут во второй половине рабочего дня. Все желающие могли  придти в определенное время, чтобы  пообщаться с коллегами за чашкой чая или кофе.

Мотиваторы для общительных сотрудников:

  • Формулируйте для активных и общительных сотрудников задания, связанные с интенсивными контактами (организация контакта с важным клиентом, наработка новой клиентской базы, командировки в другие города и страны).
  • Направляйте общительных сотрудников на урегулирование конфликта в подразделении или компании.
  • Периодически обедайте с общительными и успешными сотрудниками, неформально беседуйте с ними во время обеда.
  • Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, по при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей.
  • Выделите специальное время для неформального общения (например, 15 минут до обеда и 15 минут после), объявите персоналу о своем решении и аргументируйте его необходимость.
  • Организуйте кофе-брейк в корпоративном кафе или столовой в пятницу, к концу рабочей недели для подведения итогов и общения сотрудников.
  • Организуйте регулярный отдых для компании или отдельных подразделений.
  • Приглашайте на корпоративный отдых членов семей сотрудников.
  • Организуйте корпоративные праздники (например, день рождения компании).
  • Создайте корпоративные традиции (например, посещение культурных центров, плавание на корабле по реке в один из дней майских праздников; весенний пикник на природе и т. п.).

IV. Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе

В любой компании кроме официальной, штатной структуры присутствует неформальная структура отношений  между сотрудниками, возникающая  на основе взаимных оценок и симпатий. Потребность быть вместе со всеми  выражается в стремлении стать принятым членами команды, иметь позитивные отношения с коллегами и сотрудниками, вызывающими симпатию.

Стремление принадлежать к референтной  группе присутствует у всех сотрудников, как общительных, так и закрытых. Я хочу работать в команде, говорят  люди, у которых доминирует потребность  в командной работе. Это проявляется  в том, что сотрудники ходят вместе обедать, пьют чай, курят, обсуждают  корпоративные новости, спортивные достижения любимой команды и  пр.

Если потребность в принадлежности к группе не удовлетворяется, сотрудник  становится аутсайдером и тяжело это переживает. Трудности социальной адаптации нового сотрудника в консолидированной  команде связаны именно с непростым  включением в неформальное, дружеское  взаимодействие.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в командной работе:

  • Знайте неформальную структуру своего подразделения (компании).
  • Поддерживайте хорошие отношения с неформальными лидерами, имеющими позитивные ценности.
  • Делегируйте неформальным лидерам выполнение важных профессиональных задач.
  • Направляйте неформальных лидеров-миротворцев на регулирование конфликтов между сотрудниками.
  • С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников, имеющих потребность в командной работе, выделите из опытных работников наставника.
  • Создавайте постоянно действующие рабочие группы.
  • Выделяйте отдельные помещения для работы команды.
  • Поддерживайте командную символику и знаки отличия.
  • Поощряйте оперативные совещания для обмена информацией и мнениями внутри команды.
  • Выражайте удовлетворение успешной работой команды на официальных собраниях (совещаниях).
  • Вводите корпоративное требование к официальному костюму для всех сотрудников и одинаковую униформу для рабочих.
  • Посылайте всю команду на обучение, выставки, конференции в качестве поощрения за успешную работу.
  • Поощряйте командные виды спорта и соревнования между командами, тренинги по командообразованию.
  • Создавайте условия, чтобы сотрудники могли перебрасываться словами во время работы.
  • Организуйте для рабочих групп совместные перерывы в работе, чтобы они могли общаться.

V. Потребность в надежности и безопасности

Не все, но многие сотрудники имеют  потребность в надежности и безопасности (физической, эмоциональной, экономической). Обычно это осторожные люди, предпочитающие порядок и комфорт. Они ценят  свое слово, проявляют обязательность и ответственность. Не любят опаздывать и могут быть педантичными.

Физическая безопасность обеспечивается условиями работы, имеющей минимальный  риск или полное отсутствие риска  для жизни. Сотрудников, проявляющих  осторожность и повышенную тревожность, мотивируют условия труда, не связанные  с риском для здоровья и жизни.

Потребность в эмоциональной безопасности проявляется в том, что сотрудники чувствительны к принятому в  компании или подразделении стилю  управления непосредственного руководителя. Начальник, который кричит, унижает  и оскорбляет своих подчиненных, снижает их самооценку и затрагивает  чувство собственного достоинства. Если такой сотрудник решит уволиться, поведение начальника не будет названо  в качестве причины увольнения. Однако при формулировке прошу уволить  меня по собственному желанию реальной, но скрытой причиной будет именно неадекватный стиль управления руководителя.

На консультации у психолога  молодой сотрудник жаловался  на то, что все высшее руководство  компании активно использовало ненормативную  лексику. При проведении совещаний  и принятии решений часто употреблялись  нецензурные слова. Более того, если кто-то из сотрудников не поддерживал  такой стиль общения, он считался чужаком. В компании наблюдалась  повышенная текучесть персонала, уходили  грамотные и активные сотрудники. Через непродолжительное время  уволился и тот молодой человек, который консультировался у психолога.

Удовлетворение потребности сотрудников  в эмоциональной безопасности может  быть под угрозой и в тех  компаниях, где принята практика неожиданного увольнения сотрудников  без объяснения причины. Например, если уволили сотрудника пенсионного  возраста, который находился в  отпуске и не знал о своем увольнении до выхода на работу, многие другие работники  предпенсионного и пенсионного  возраста будут длительное время  пребывать в напряженном состоянии.

Такая же напряженная обстановка развивается  в компании, где регулярно проводится сокращение персонала без предварительного информирования людей и отсутствия информации о критериях отбора сотрудников. попадающих под сокращение.

Потребность в экономической безопасности проявляется в ожидании работающих людей иметь вознаграждение, обещанное  по договору. Если в компании регулярно  задерживается заработная плата  или имеются случаи выплаты меньших  сумм денег по сравнению с обещанными, потребность персонала в экономической  безопасности будет не удовлетворена. Как следствие может возникнуть повышенная текучесть кадров.

Мотиваторы для сотрудников, имеющих потребность в надежности и безопасности:

  • Организуйте хорошую экологию рабочего места (кондиционер, освещение, отсутствие шумов и загазованности).
  • Оборудуйте теплые бытовки для рабочих, чтобы они могли переодеться и привести себя в порядок после смены.
  • Вырабатывайте уверенный, но сдержанный стиль в общении с подчиненными.
  • Не разрешайте себе повышать голос и кричать на подчиненных.
  • Не пользуйтесь ненормативной лексикой на работе.
  • Цените человеческое достоинство сотрудников, не унижайте и не оскорбляйте своих подчиненных.
  • Строго выдерживайте свои экономические обещания по выплате заработной платы и бонусов.
  • Не угрожайте снижением заработной платы, если в этом нет настоятельной необходимости.
  • Объясняйте и аргументируйте распределение премиальных между сотрудниками, говорите о критериях оценки работы.

VI. Потребность в сотрудничестве с руководством компании.

Для многих ответственных и активных сотрудников важной потребностью является стремление сотрудничать с руководством компании.

Эти сотрудники говорят так: Мы решили эту сложную задачу, Наша компания завоевала лидирующее положение  на рынке, В нашей в компании принято  относиться к клиентам с уважением  и т. п. Они проявляют инициативу и ставят перед руководством новые  задачи, а от руководства ждут обеспечения  ресурсами их решения.

Сотрудница крупного издательства сказала: На прежней работе, когда  передо мной ставили задачу, я всегда знала, что ее выполнение  только моя ответственность. Никого не интересовало, как я буду справляться с ее решением. Делай, и все... Теперь, когда  я перешла в другое издательство, руководитель говорит: "Скажите, что  вам нужно для решения этой задачи, и мы все организуем, только делайте..." Как мне это нравится! Как это стимулирует к работе! Хочется работать и добиваться успехов!

Рекомендации по мотивации сотрудников, имеющих потребность в сотрудничестве с руководством:

  • Показывайте свое отношение к лояльным сотрудникам как к партнерам по работе.
  • Говорите так: Мы вместе работаем на благо компании.
  • Публично уточняйте на совещании: Мы с Николаем Bacильeвичем решили...
  • Привлекайте лояльных сотрудников к общему решению проблем компании (приглашайте на совещания, спрашивайте их экспертное мнение).
  • Говорите так ;Я хотел бы с вами посоветоваться по поводу решения важной проблемы....
  • При необходимости организуйте мозговой штурм по решению актуальных проблем в компании с приглашением компетентных сотрудников.
  • Знайте о важных датах в жизни ценных сотрудников и поздравляйте их (дни рождения, юбилеи, семейные события).
  • Здоровайтесь за руку с сотрудниками, спрашивайте о семейных делах.
  • Приглашайте успешных и лояльных работников компании на неформальные мероприятия, проводимые в узком кругу.
  • Приглашайте старательных сотрудников после работы для дружеской беседы в свой кабинет.

Информация о работе Смысл и эволюция мотивации