Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:10, контрольная работа
За последние 25 лет лишь несколько проблем в теории управления обсуждались
так горячо, как вопрос о том, что является стимулом для работников в
коммерческих организациях. Мотивация служащих в индустрии гостеприимства
является одной из горячих точек, создающих для руководителей постоянные
проблемы.
гостиничного предприятия
потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Довольно часто
вознаграждение предлагается до его оценки работниками.
Для эффективности мотивации
между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо
давать вознаграждение только за эффективную работу.
Менеджеры должны сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов,
ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если
приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от
того, чего ожидает от них руководство. Анализируя эту проблему, Стерлинг
Ливингстон, известный своими работами в области теории и практики управления,
отмечает: “Взаимоотношения начальника и подчиненных во многом определяются
тем, что ожидают начальники от них. Если уровень ожиданий руководителя высок,
производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если же его
ожидания не слишком велики, то и производительность скорее всего будет
низкой. Все происходит так, как если бы был такой закон, что результативность
труда подчиненных должна соответствовать ожиданиям начальника. Мощное
воздействие, оказываемое ожиданиям одного человека на поведение другого,
давно уже признано физиологами и бихевиористами, а с недавних пор и
педагогами. Но идею о том, что ожидания руководства могут оказывать заметное
воздействие на результативность работы одного человека или целой группы
подчиненных, до последних лет поддерживала только узкая группа специалистов”.
Следует помнить, что работники сумеют достичь уровня результативности,
требуемого для получения
уровень полномочий, их профессиональные навыки достаточны для выполнения
поставленной задачи.
Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории
ожиданий. Некоторые критики этой теории призывают, однако, к проведению таких
экспериментальных исследований, которые сумели бы учесть конкретные
особенности как отдельных людей, так и организаций. Другие специалисты
считают, что необходимо уточнить и доработать технические, концептуальные и
методологические основы теории ожиданий.
Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на
достижение поставленных целей, дает теория справедливости. ТЕОРИЯ
СПРАВЕДЛИВОСТИ говорит о том, что люди субъективно определяют отношение
полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с
вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение
показывает дисбаланс и
коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него
возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать
этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости
исправить дисбаланс.
Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив
уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого
вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не
доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее
интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники,
которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать
интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее.
Применимость теории справедливости
в практике управления
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том,
что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое
вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Однако,
восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный
характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же службы или с
сотрудниками других служб, выполняющих аналогичную работу. Поскольку
производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как
несправедливое (из-за того, что другой человек, выполняющий аналогичную
работу, получает больше) будет подать, им надо разъяснить, почему существует
такая разница. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной
эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим
меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут
получать также же повышенное вознаграждение.
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию
мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их
модели, показанной на рис. 4, фигурирует пять переменных: затраченные усилия,
восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от
приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей,
а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет
определяться ценностью
данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный
уровень вознаграждения. Более того,
в теории Портера-Лоулера
соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет
свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
|
Для того лучше понять, как Портер и Лоулер объяснили механизм мотивации,
разберем последовательно их модель элемент за элементом. Цифры, приводимые в
тексте в скобках, взяты из рис. 4. Согласно модели Портера-Лоулера
результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных
усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от
осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в
свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек
верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным
вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может
повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от
выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние
вознаграждения (7б), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по
службе.
Пунктирная линия между
что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и
выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают
возможности вознаграждения, определяемые
руководителем для данного
и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и
вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того,
чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют
собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те
или иные результаты. Удовлетворение (9) — это результат внешних и внутренних
вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является
мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка
будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Применимость модели портера-лоулера
в практике управления
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что
результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому,
что думает на сей счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием
ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к
достижению высоких
довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что
чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует
повышению результативности.
Исследования подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая
результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием
его. В итоге, модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание
мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи
причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно
объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения,
удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.
Деньги — это наиболее очевидный способ, которым организация может
вознаградить сотрудников. Противоречивые оценки количества денег, необходимых
для мотивации эффективных
человеческих отношений. Сторонники этой теории утверждают, что важнейшее
значение имеют социальные потребности людей, в то время как сторонники теории
научного управления стоят на том, что вознаграждения материально-
экономического характера обязательно ведут к усилению мотивации.
Хотя согласно теории Фредерика Герцберга большинство людей относят оплату
только к гигиеническим
неудовлетворенности, деньги в определенных ситуациях могут служить
мотивирующим фактором. В одной из своих ранних работ Герцберг допускал, “что
заработная плата, надлежащим образом связанная с результатами труда
сотрудника, может становиться мотивирующим фактором результативности
труда..., т.е. обычно зарплата не связана непосредственно с результативностью
и является гигиеническим фактором”.
Этот вывод получил поддержку исследователей-бихевиористов, изучавших теорию
ожидания. Они установили, что только при наличии определенных условий рост
зарплаты стимулирует повышение производительности труда. Первое из них
состоит в том, что люди должны придавать зарплате большое значение. Второе
заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между
зарплатой и производительностью, и конкретно в то, что увеличение
производительности
персонала желательно наличие связи между зарплатой и достигаемыми трудовыми
результатами.
Для того чтобы установить взаимосвязь между зарплатой и достигаемыми в итоге
трудовой деятельности результатами, Эдвард Лоулер предложил следующее
объяснение: “Зарплата любого работника может быть разбита на три компоненты.
Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и
все, кто занимается в данной организации аналогичными обязанностями получают
за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой
лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту компоненту
зарплаты, но ее величина автоматически ежегодно регулируется. Наконец,
выплата третьей компоненты происходит не автоматически. Она варьируется для
каждого работника и ее величина определяется достигнутыми им результатами в
предшествующей период. Плохой работник скоро увидит, что эта компонента его
зарплаты минимальна, а хороший поймет, что у него она по крайней мере столь
же велика, сколь первые две компоненты вместе взятые. Эта третья компонента
не будет, однако, автоматически нарастать. Из года в год она может меняться в
зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующем году.
Увеличение оклада может происходить только в связи с изменением масштабов
ответственности, возлагаемой на работника, выслуги лет и ростом стоимости
жизни. Реально заслуженная
может меняться и весьма резко, так, что если результативность труда работника
падает, то упадет и зарплата посредством урезания ее переменной части. Смысл
этой системы состоит прежде всего в увязывании зарплаты работника с
результатами в текущий период. Таким образом, производительность “влечет за
собой большие изменения в оплате”.
В неменьшей степени общая
способна охарактеризовать и то, как данная организация оценивает значимость
работы, порученной данному человеку и достигнутые им результаты. В этой
связи, следует раз и навсегда запомнить, что ценность какого-либо вида
деятельности и ценность человека, работающего в этой должности — две
совершенно разные вещи.
Производственные отношения
между работником и организацией
Многие гостиничные и
другие, за счет создания “корпоративного духа” или высокого уровня понимания