Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы профотбора персонала возникла вследствие необходимости достичь двойной цели — выполнить работу эффективно и обеспечить качество жизни работника. Расхождение между целями и потребностями работников и целями и потребностями компании обрекает компанию на провал. Помочь компаниям осознать и реализовать потенциал их рабочей силы взаимовыгодным путем — эта сложная задача стоит перед менеджментом сегодня.
Введение…………………………………………………………………...…3
1 Методологические основания профессионального отбора в системе управления персоналом….5
1.1. Принципы и основания оценочной работы ……………….………….7
1.2. Критерии подбора специалистов……………………………………..10
2 Собеседование как основной метод профессионального отбора
персонала................. ……………………………………………..…….…..13
2.1. Типы собеседования………….……………………….……………….15
2.2 Проведение собеседования ………………………….………..……….19
Заключение………………………………………………………………....24
Литература……………………………………………………………….....25
Приложение................................................................28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Методологические основания профессионального отбора в системе управления персоналом………………………………..…………..
1.1. Принципы и основания оценочной работы ……………….………….7
1.2. Критерии подбора специалистов……………………………………..10
2 Собеседование как основной метод профессионального отбора
персонала................. ……………………………………………..…….…..13
2.1. Типы собеседования………….……………………….……
2.2 Проведение собеседования ………………………….………..……….19
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение....................
Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы профотбора персонала возникла вследствие необходимости достичь двойной цели — выполнить работу эффективно и обеспечить качество жизни работника. Расхождение между целями и потребностями работников и целями и потребностями компании обрекает компанию на провал. Помочь компаниям осознать и реализовать потенциал их рабочей силы взаимовыгодным путем — эта сложная задача стоит перед менеджментом сегодня.
Изучение рекрутинга в России связывают с именем Аркадия Ильича Пригожина – доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства при Правительстве РФ [20].
Собеседование, как неотъемлемая часть процесса подбора персонала, во время которого, порой, используется огромное количество профессиональных методов и приемов, позволяет дать максимально объективную оценку уровню соответствия кандидата предлагаемой ему должности. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Поэтому изучение метода собеседования (интервью) как метода профессионального отбора является первым и важным шагом для любой компании, решающей одну из самых важных проблем в области трудовых отношений.
Объект исследования - метод собеседования как метод отбора и оценки профессиональных, деловых и личных качеств кандидатов на занятие вакантной должности.
Предмет исследования - особенности метода собеседования (интервью).
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать особенности проведения собеседования в рамках профессионального отбора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по заявленной проблеме;
2. Провести сравнительный анализ полученных данных, сделать выводы.
Методы исследования. Анализ теоретической литературы и интернет - источников по данной тематике исследования, методика В.И. Герчикова, методика «Опросник КОС» В. Синявского и Б. А. Федоришина, методика оценки самоэффективности Маддукса и Шера.
Для написания данной работы были использованы труды в области профессионального подбора: Базаров Т.Ю., Беков Х.А. , Дубиненкова Е.Н., Пригожин А. И. и др.
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Определение места профотбора в системе управления персоналом, существующей в организации, позволяет четко осознать цель подбора кадров и использовать максимально подходящие методы. Это делает осмысленной подготовку к реализации и использованию собеседования как основного метода отбора и оценки профессиональных, деловых и личных качеств кандидатов на занятие вакантной должности.
Подбор персонала должен и может стать одной из технологий управления персоналом организации. Для построения системы профотбора необходимо выделение значимых факторов и описание условий, в которых отдбор действительно сможет стать технологией. Исходим из того, что технология — это последовательность действий, приводящих к запланированному результату. При этом технология реализуется только там, где проанализированы и учтены ресурсы, где есть возможность для повторного использования способов работы. Разработка и использование технологии подбора персонала позволяет целенаправленно влиять на результат профотбора, а изменение одного из этапов или условий технологии способно повлиять на итоговый результат [7].
Рис 1. Схема построения системы подбор персонала в организации
Актуальная ситуация подбора должна стать предсказуемой и управляемой. Для этого должны быть проанализированы, осознаны и описаны условия деятельности предприятия, так как именно они задают условия создания технологии. А подбор конкретного специалиста для организации специфичен вследствие контекста, в котором он реализуется.
Поводами для старта профотбора в компании могут быть [7]:
подбор в результате появления новой вакансии внутри оргструктуры в связи с увеличением объемов работы, расширением бизнеса (характеристики роста бизнеса);
подбор по причине изменения организационной структуры компании (характеристики развития бизнеса);
подбор в результате увольнения специалиста, его перехода в другую компанию (сохранение стабильности бизнеса);
подбор специалиста на место неэффективного работника (корректировка бизнеса).
Следовательно, на данном этапе существования бизнес-организации перед ней могут стоять следующие задачи:
развитие,
рост,
сохранение,
корректировка.
Менеджер по персоналу или специалист кадрового агентства должен понимать специфичность задачи, стоящей при профотборе.
За конкретной ситуацией подбора стоит задача развития организации, которая должна быть переформулирована менеджером на язык компетенций специалиста. Подбор персонала связан с планированием персонала, его обучением, адаптацией, построением карьеры в рамках конкретного предприятия, аттестацией.
Подбор персонала организации строится исходя из особенностей ее культуры. Специалист, подбираемый на конкретную вакансию, должен или усилить организационную культуру, или скорректировать ее исходя из задач развития бизнеса[8].
1.1 ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ РАБОТЫ
Принципы и основания оценочной работы, применяемой при комплектовании штатов конкретной организации, — ключевой вопрос теории профотбора.
Первый момент оценки при отборе базируется на анализе трудовой деятельности в целом и конкретной профессиональной деятельности специалиста в частности. Основание для создания системы оценки для отбора — функции, полномочия (права), ответственность (обязанности), формы мотивации, стимулирующей выполнение профессиональной деятельности, выделение критериев результативности труда и пр.
Другим важным аспектом оценки является оценка деятельности специалиста. Она понимается как процесс соотнесения критериев успешной деятельности с индивидуальной профессиональной деятельностью. В основе различий в эффективности выполнения профессиональной деятельности лежат индивидуальные различия: устойчивые психологические характеристики, определяющие особенности поведения и деятельности (направленность, темперамент, способности), состояния (уровень работоспособности и качества функционирования психики), личностные качества. Другим элементом критериев, обусловленным влиянием индивидуальности, выступает мировоззренческая сторона (моральный облик, мировоззрение, нравственный облик). Важна также социально-психологическая составляющая (отношение к другим людям, социальные роли, установки).
Следствием анализа этих двух факторов оценки (профессиональная деятельность и деятельность специалиста) является применение компетентностного подхода, предполагающего наличие у специалиста необходимых характеристик, зависящих от целей деятельности конкретной организации и конкретной профессиональной деятельности.
Применение выделенных критериев должно соответствовать оценочным стандартам (А. Анастази, А. В. Карпов, Д. Купер) [11, 12]:
надежность (стандартность условий, типичность проведения оценивания);
валидность (точность измерений);
интерпретируемость (возможность дифференцирования людей);
практичность (субъективно воспринимаемые эффективность и затратность).
Среди методов подбора (оценки) кандидатов отметим следующие:
1. анализ анкет;
2. структурированное интервью;
3. центр оценки (assessment-center);
4. брифинг;
5. психометрические пробы (внимание, память, тремор и пр.);
6. психологическое тестирование;
7. профессиональное тестирование (выполнение пробных заданий);
8. проверка рекомендаций;
9. проверка на полиграфе (детекторе лжи);
10. проверка через службу безопасности.
При обсуждении методов оценки основное внимание в тематической литературе уделяется вопросам обоснованности применения конкретных методов и методик, необходимости четкого соотнесения прогнозируемых результатов подбора с реальными данными, полученными при использовании оценочных процедур. Менеджеру по персоналу важно перейти от стихийности и интуитивности при оценивании нанимаемого персонала к технологичности процедур. Профотбор как технология управления персоналом помогает обеспечить управляемость и прогнозируемость профессиональной деятельности работников. Это достигается научной обоснованностью использования и разработки методов оценивания людей, выделения их особенностей на основе профессиональных компетенций[7].
Ограничения применения тестов при подборе определяются особенностями метода — высокими требованиями к стандартизации, необходимостью нормирования и ретестирования и пр. Наиболее часто в практике подбора применяются тесты на познавательные способности и личностные тесты. В целом, в науке и практике подбора разрабатываются тестовые методики, выдерживающие требования экономичности и простоты в использования[2].
Анкета является методом сбора информации о кандидате, которую он может предоставить на основе критериальных вопросов, указываемых организацией. Анкета основывается на корпоративных компетенциях, ценностях организации, которые она невольно транслирует кандидатам на вакансию, выделяя в анкете наиболее важную для нее информацию о потенциальном специалисте.
Наиболее распространенным методом получения информации о соответствии особенностей кандидата, претендующего на вакансию, особенностям самой вакансии является интервью. Структурированное интервью при подборе персонала предполагает тщательную подготовку, построение профессиограммы и прогнозирование успешности выполнения профессиональной деятельности. Структурированное интервью отвечает стандартам достоверности, валидности и практичности, что позволяет экономично и относительно объективно оценить кандидатов.
Стремление к высокой конкурентоспособности современных организаций привело к появлению комплексных методов, требующих активности кандидатов, проявления ими индивидуальных особенностей в спроектированных условиях (брифинг, assessment-center)[3].
1. 2. КРИТЕРИИ ПОДБОРА СПЕЦЫАЛИСТОВ
В ходе собеседования, опираясь на карту компетенций, менеджер по персоналу выделяет критерии подбора, на основании которых будут происходить оценка кандидатов и сравнение выраженности у них значимых признаков. Критерии, разработанные на основе корпоративных и должностных компетенций, могут быть фундаментом для формирования кадровой политики и использоваться в управлении персоналом. Карта компетенции специалиста, система корпоративных компетенций ложатся в основу персонал - технологий организации.
Менеджер и руководитель организации, другие участники профотбора (если таковое предполагается конкретной организацией) выделяют наиболее существенные, ключевые компетенции, отсутствие которых несовместимо с принятием специалиста в организацию.
Для практической работы в оценке специалистов удобно применить подход В. А. Полякова, директора и создателя кадрового агентства «Метрополис» (г. Москва).
Информация о работе Собеседование как основной метод отбора в рекрутинге