Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы профотбора персонала возникла вследствие необходимости достичь двойной цели — выполнить работу эффективно и обеспечить качество жизни работника. Расхождение между целями и потребностями работников и целями и потребностями компании обрекает компанию на провал. Помочь компаниям осознать и реализовать потенциал их рабочей силы взаимовыгодным путем — эта сложная задача стоит перед менеджментом сегодня.
Введение…………………………………………………………………...…3
1 Методологические основания профессионального отбора в системе управления персоналом….5
1.1. Принципы и основания оценочной работы ……………….………….7
1.2. Критерии подбора специалистов……………………………………..10
2 Собеседование как основной метод профессионального отбора
персонала................. ……………………………………………..…….…..13
2.1. Типы собеседования………….……………………….……………….15
2.2 Проведение собеседования ………………………….………..……….19
Заключение………………………………………………………………....24
Литература……………………………………………………………….....25
Приложение................................................................28
Критерии оценки, выделенные В. А. Поляковым, таковы[17]:
Может.
Хочет.
Управляем и совместим. - Безопасен.
Содержание критериев, предлагаемых В. А. Поляковым, можно рассмотреть в таблице (Приложение 1). В ней представлено многообразие значимых составляющих компетентности специалиста. В практике подбора конкретного специалиста менеджер по персоналу определяет конкретный список содержания критериев. Для разных вакансий одной компании содержание критериев может различаться, так как критерии подбора имеют разное основание, выделяемое в зависимости от должностных компетенций.
Подход к оценке кандидатов, используемый В. А. Поляковым, удачно соотносится с компетентностным подходом, имеющим широкое применение в практике управления персоналом. Четыре критерия (может, хочет, управляем, безопасен) включают в себя основные, ключевые компетенции, которые необходимо должны характеризовать работника компании. Содержание критериев различается в зависимости от вакансии и организационной культуры предприятия. Каждый из основных критериев оценки и отбора кандидатов при найме на работу может быть представлен в виде набора частных критериев.
Может. Критерий направлен на выявление возможностей кандидата. В сферу возможностей попадают разные характеристики. Его содержание определяется корпоративными компетенциями. Раскрытие критерия позволяет понять, что должен уметь работник в данной организации. Это интеллектуальные и коммуникативные способности, необходимый профессиональный опыт, сформированные установки и стереотипы поведения, способности к обучению и изменению привычных форм работы. Список может быть составлен только на основании корпоративных компетенций. Несоответствие критерию «может» снижает адаптационные возможности кандидата, повышает затраты организации на его обучение и введение в организацию.
Хочет. Желание и готовность выполнять профессиональную деятельность в конкретной организации является очень значимым критерием. Исследование мотивации в некоторых случаях может стать ключевым основанием для приема человека на работу или отказа в найме. Низкий уровень готовности к профессиональной деятельности в организации снижает показатели эффективности подбора и профессиональной деятельности в целом. Важность соответствия критерию «хочет» приводит к тому, что порой при недостаточной сформированности критерия «может» и высокой мотивированности к работе кандидат способен научиться и развить необходимые характеристики, а работодатель готов принять на работу мотивированного, но недостаточно подготовленного сотрудника.
Управляем и совместим. Это одна из самых неочевидных, часто маскируемых соискателями характеристик. У каждого специалиста есть собственные жизненные и профессиональные цели и способы их достижения. Вопрос соответствия личных целей и способов поведения корпоративным целям и способам должен решаться до принятия человека на работу. Несоответствие критерию «управляем и совместим» проявляется по-разному. Это может быть различие в понимания ответственности и делегирования. Различия в представлении об управлении собой и подчиненными бывают основаны на опыте профессиональной деятельности и корпоративных традициях. Кандидат, демонстрирующий их несоответствие, будет несовместим с корпоративными традициями новой организации. От предприятия потребуется дополнительная работа по управлению целями нового специалиста, выстраиванию приоритетов его профессиональной деятельности.
Безопасен. Сохранение и поддержание корпоративных стандартов поведения внутри организации и трансляция их клиенту основаны на реализации организационных норм. Человек, приходящий в компанию, должен быть способен поддерживать существующие нормы. Если обнаруживается несоответствие между нормами предприятия и работника, человек будет нести угрозу для существования организации. Особенно это важно, если идет речь о top-позициях, о подборе руководителя. Специалист в случае несоответствия критерию «безопасен» может транслировать вовне предприятия нелояльность, конфликтность, враждебность, нарушать коммерческую тайну, осуществлять преступные действия, например воровство[17].
2 СОБЕСЕДОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
Несмотря на свою невысокую валидность, наиболее распространенным методом отбора остается структурированное интервью. В рекрутинге структурированное интервью обычно называют «собеседование», снимая оценочные оттенки метода. Соискателю субъективно легче прийти на собеседование, чем на интервью. Собеседование как метод оценки предполагает следование своду правил и эффективно при выполнении ряда условий.
Цель собеседования для менеджера — оценить соответствие требований должности характеристикам соискателя. Цель собеседования для соискателя — оценить соответствие своих требований к работе условиям данного рабочего места.
Суть собеседования — это сложная комбинация оценочной деятельности и консультации. Целью оценки является сбор или проверка информации о человеке, понимание готовности соискателя выполнять профессиональные задачи по конкретной вакансии. Цель консультации — создание условий для личностного роста, удовлетворения актуальных и потенциальных возможностей человека, претендующего на вакансию. Во время консультации идет серьезная работа кандидата по профессиональному самоопределению.
Содержательный смысл собеседования — консультирование кандидата и заказчика через сбор информации о рынке труда и ее анализ на данную вакансию. Роль менеджера по персоналу (или консультанта кадрового агентства) предполагает осуществление двустороннего консультирования. Менеджер по персоналу собирает оценочные данные по кандидатам на вакансию, анализирует их для того, чтобы осуществить консультирование руководителя предприятия и организации в целом. Менеджеру необходимо ответить на ключевой вопрос: кто из кандидатов на вакансию в наибольшей степени соответствует требованиям организации, ее бизнес-задачам и организационной культуре [33].
Собеседование имеет помимо прочего и организационное значение в технологии профотбора. Оно является инструментом, способом сбора информации, практическая цель которого — написание резюме и формирование адаптированной информации об особенностях кандидата для заказчика (руководителя организации).
2.1 ТИПЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Все собеседования при приеме на работу объединены одной и той же целью, однако достигается она различными путями. Выделяют типы собеседований по нескольким основаниям. Рассмотрим некоторые из них.
Типы собеседования по содержанию: биографическое, ситуационное, критериальное.
Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа: «Расскажите о своей прошлой работе»; «Почему вы выбрали именно тот институт, в который поступили?»; «Каковы были основные успехи на прежней работе?»; «Какие основные обязанности вы выполняли?» Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни, и на основании этого предположить, насколько успешно он будет работать в должности, на которую претендует. Вопросы носят ретроспективный характер и направлены на выявление профессионального опыта (конкретизация или проверка сведений, представленных в резюме или анкете) или на выяснение стиля поведения (типичные формы поведения кандидата в значимых ситуациях, которые можно проецировать на будущую работу).
В ходе ситуационного интервью кандидату предлагается решить проблему, практическую ситуацию. Можно использовать реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей деятельностью кандидата. Консультант, проводящий собеседование, оценивает как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. Возможно использование игровой ситуации, близкой к реальной рабочей. Например, спрашивается: «Что бы вы стали делать в ситуации...» далее делается краткое описание ситуации, типичной для данной профессиональной деятельности и близкой к практике конкретной вакансии.
Критериальное собеседование представляет собой интервью, во время которого кандидату задаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации (связанной с будущей профессиональной деятельностью), а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выбранных критериев. Преимущества этого вида собеседования состоят в использовании вопросов и методов оценки, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Кроме того, с помощью выделения критериев и соотнесения с ними ответов легко ранжировать кандидатов, отвечающих на стандартные вопросы. Недостатки связаны с ограниченностью оцениваемых качеств кандидата и необходимостью тщательной подготовки проводящего собеседование сотрудника.
Типы собеседований в зависимости от цели: отсеивающее, отборочное, серийное.
Предварительное, отсеивающее собеседование имеет итогом список реальных кандидатов. В выборке соискателей менеджером по персоналу определяются те, которые позднее станут реальными кандидатами. Собеседование выступает предварительным этапом, основанием для перехода на следующее собеседование.
Отборочное собеседование — решающая беседа, в которой работодатель оценивает квалификацию кандидата, его решимость и цели, движущие им мотивы, его возможности. Этот вид собеседования — самый подробный и наиболее глубокий из всех собеседований в данной классификации. Отборочное собеседование проводится специалистом по подбору кадров (внутренним менеджером по персоналу или приглашенным консультантом) или руководителем. В ходе отборочного собеседования стимулируется активность кандидата, интервью наименее структурировано, консультант по подбору кадров ведет диалог, информируя кандидата о задачах организации или отдела, принципах, которыми руководствуются в компании, должностных обязанностях, возможностях продвижения по службе.
Серийное собеседование — последовательно проводимые разнотипные собеседования с разными специалистами в организации. После отсеивающего собеседования кандидат переходит к отборочному собеседованию с начальником отдела кадров (директором по персоналу). Потом кандидат встречается с непосредственным руководителем или специалистом структурного подразделения организации. Серийное собеседование отражает особенности организационной структуры предприятия и отношение к своим функциям руководителя организации.
Типы собеседований по форме организации: индивидуальное, групповое.
Индивидуальное собеседование — наиболее распространенный тип собеседования, когда один интервьюер общается отдельно с каждым кандидатом. Такая форма организации позволяет установить хороший контакт с соискателем, обсудить большое количество вопросов за достаточно короткий промежуток времени. Однако высокий уровень предполагаемой ответственности консультанта по подбору может вызвать у него страх ответственности и снизить эффективность собеседования. Кроме того, субъективизм и разного рода ошибки в оценке могут привести к искажению результатов.
Групповое собеседование проводится несколькими интервьюерами. При использовании такого рода собеседования экономятся ресурсы организации. Однако этот способ является более стрессогенным для кандидата. Наиболее адекватен такой тип собеседования для специалистов, которым в практике деятельности необходимо быстрое реагирование, где в работе есть действие факторов неопределенности. Для специальностей, где не предполагается публичности, где деятельность не предполагает особого стресса или необходимости высокого уровня реактивности, такой тип собеседования является не нужным, лишним. Этика профессионального поведения консультантов предполагает необходимость предварительного уведомления кандидатов о проведении группового собеседования. Причина проведения группового собеседования должна лежать в плоскости необходимости наблюдения за реакциями и поведением кандидата, когда ему придется вести беседу сразу с несколькими незнакомыми людьми, какова его способность к общению и насколько он приспосабливается к группе. Обычно групповые собеседования проводятся несколькими руководителями и специалистом по организационному поведению (менеджером по персоналу или консультантом кадрового агентства) [11, 25].
Рис 1. Типы собеседований с кандидатами при найме на работу
3. 2 ПРОВЕДЕНИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Собеседование, проводимое в форме структурированного интервью, представляет собой способ сбора информации о кандидате, условие для соотнесения характеристик соискателя и корпоративных и должностных компетенций. От того, насколько точно, логично и полно проведено собеседование, зависит качество оценки кандидата на вакансию.
Структура собеседования меньше всего поддается четкому описанию. В первую очередь это связано с его глубокой «персонализацией». В процессе работы обычно каждый интервьюер отрабатывает общеизвестные и вырабатывает свои собственные приемы, которые позволяют ему наилучшим образом оценивать соискателя. При этом специалист отдела персонала выстраивает структуру собеседования, исходя из собственных представлений, опираясь на собственный опыт проведения удачных и неудачных встреч.
Однако, менеджеру необходимо придерживаться общих правил и установок, которые помогают создавать и поддерживать атмосферу безопасности и доверия:
1) анонимность. Принцип заключается в том, что информация, которую сообщает клиент менеджеру, не связанную с подбором, не подлежит разглашению;
Информация о работе Собеседование как основной метод отбора в рекрутинге