Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Актуальность исследования. Острейшая необходимость в изучении различных аспектов проблемы профотбора персонала возникла вследствие необходимости достичь двойной цели — выполнить работу эффективно и обеспечить качество жизни работника. Расхождение между целями и потребностями работников и целями и потребностями компании обрекает компанию на провал. Помочь компаниям осознать и реализовать потенциал их рабочей силы взаимовыгодным путем — эта сложная задача стоит перед менеджментом сегодня.
Введение…………………………………………………………………...…3
1 Методологические основания профессионального отбора в системе управления персоналом….5
1.1. Принципы и основания оценочной работы ……………….………….7
1.2. Критерии подбора специалистов……………………………………..10
2 Собеседование как основной метод профессионального отбора
персонала................. ……………………………………………..…….…..13
2.1. Типы собеседования………….……………………….……………….15
2.2 Проведение собеседования ………………………….………..……….19
Заключение………………………………………………………………....24
Литература……………………………………………………………….....25
Приложение................................................................28
2) безоценочное отношение и уважение к кандидатам. Принцип предполагает поведение специалиста по подбору, направленное на то, чтобы соискатель чувствовал себя спокойно и комфортно во время собеседования; атмосфера безопасности поддерживается принятием личностных особенностей соискателя; недопустимы ироничность, скрытая агрессия по отношению к клиенту;
3) лояльность к компании, осуществляющей подбор, ее ценностям, условиям и принципам работы;
4) партнерские отношения менеджера по персоналу с кандидатом и руководством компании;
5) разграничение профессиональных и личных отношений. Принцип проявляется в реализации профессиональной нормы — запрете на нерабочие отношения (дружеские, сексуальные, деловые, приятельские и т. д.) с соискателем, потому что установление личных отношений между менеджером по персоналу и соискателем приводит к искажению задач, нарушению процесса подбора[7].
Атмосфера безопасности является необходимым условием для проведения собеседования, поскольку без нее невозможно раскрытие личностных особенностей соискателей и обсуждение профессионального опыта и ожиданий кандидата на вакансию. Создание этого условия — профессиональная компетенция менеджера по персоналу, необходимая для результативного контакта с соискателями.
Собеседование — инструмент, способ сбора информации об особенностях кандидата на занятие вакантной должности. По результатам проведенных интервью собирается определенный массив данных о кандидатах, на основании которого руководитель принимает компетентное решение (предложение о работе является компетенцией руководителя, а не менеджера по персоналу) о предложении свободной вакансии кандидату.
Проведение собеседования при подборе персонала по структуре совпадает со структурой консультации (Р. Кочюнас, Г. С. Абрамова, Ю. В. Алешина)[1]:
1) установление контакта;
2) работа с содержанием:
• сбор информации,
• постановка вопросов,
• поиск способов решения проблемы — установление соответствия,
• завершение контакта.
Рис 1. Организационный план и содержание этапов собеседования
Проведение собеседования требует тщательной подготовки. В этом разделе мы обсудим некоторые мероприятия, которые позволят вам наилучшим образом подготовиться к собеседованию и провести его с наибольшей выгодой для организации. Следует сразу оговориться, что описанные ниже мероприятия называются «подготовительными» только в рамках данной работы. В системе же подбора и оценки персонала в целом каждое из них занимает свое место и выполняет свою специфическую функцию.
Итак, для качественного проведения собеседования понадобятся:
Биографическая анкета. Возможно использование и иных анкет, с помощью которых можно получить не только биографические сведения, но и представление о личностных качествах кандидата или его профессиональных воззрениях.
Должностная инструкция или квалификационная характеристика, личностная спецификация (документ, описывающий параметры, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы). В отдельных компаниях применяется документ, называемый «заявка на подбор», где перечисляются знания, умения, навыки и качества, которыми должен обладать кандидат для успешной работы в предполагаемой должности. В документах подобного рода обычно указываются и обязательные требования, и желательные.
В ряде организаций используется еще один документ, чаще всего именуемый «схема отбора», в котором описывается порядок проведения собеседования (кто из сотрудников и на каком этапе подключается к проведению собеседования; как распределяются обязанности между сотрудниками компании в целях обеспечения наилучшего подбора специалистов; какие тесты, опросники и деловые игры используются). Безусловно, над созданием этого документа необходима кропотливая работа. Однако впоследствии он обеспечит значительную экономию времени при подготовке материалов для оценки соискателей.
Целесообразно разработать еще один документ — для отражения результатов собеседования. В некоторых компаниях информацию по результатам собеседования включают в бланк анкеты, а иногда выносят в отдельный документ. В любом случае информация об итогах собеседования должна содержать сведения о том, кто и когда проводил собеседование с соискателем, каково мнение сотрудников, проводивших собеседование, о данном кандидате, насколько кандидат соответствует заявленной должности, есть ли возможность использовать кандидата на других работах, какое принято решение (о приеме на работу или об отказе в приеме) [11, 25].
Последний этап беседы — выход из интервью. Когда получена вся необходимая информация кандидату целесообразно задать несколько «расслабляющих» вопросов, произнести пару фраз, обеспечивающих мягкое окончание интервью и оповестить его о дальнейших планах.
Примеры:
1. Мы с Вами проговорили больше часа. Вы не слишком устали от такого количества вопросов?
2. Вам еще интересна предложенная нами вакансия?
3. Я постараюсь в течение двух-трех дней переговорить с генеральным директором о Вашей кандидатуре и обязательно свяжусь с Вами для того, чтобы мы могли договориться о следующей встрече. Будет ли у Вас свободное время на следующей неделе?
4. Спасибо за то, что Вы нашли время для разговора с нами. Было приятно пообщаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
В нашей работе мы проанализировали литературу по проблеме профессионального отбора и метода собеседования как основного метода в профотборе. Нами были рассмотрены методологические основания профотбора. Говоря о методах проведения профессионального отбора, можно выделить как наиболее распространённый – метод структурированного интервью, в рекрутинге называемого собеседованием.
Проведя обзорный анализ литературы, мы пришли к мысли о том, что в связи с необходимостью найти компромисс между целями и потребностями работников и целями и потребностями компании, в ближайшем будущем будет расти потребность организаций в совершенствовании процедуры собеседования как метода отбора и оценки, вынуждая компании уделять больше внимания справедливости применяемых процедур и позитивному обращению с кандидатами, исключающему чрезмерные негативные последствия. Роль информационных технологий, будет расти, в особенности по отношению к выполнению, подсчету и интерпретации психологических тестов. Методы отбора потребуют новых исследований, которые найдут способы определить, смогут ли новые сотрудники работать в командах или рабочих группах, а также дадут новую информацию о том, как сочетать разнообразные методы отбора, чтобы они в случае необходимости дополняли друг друга.
Мы можем заключить, что проблема исследования метода собеседования как основного метода отбора и оценки профессиональных, деловых и личных качеств кандидатов на занятие вакантной должности является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать и расширять теоретические и эмпирические исследования в данной области.
Список использованных источников
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. // Под ред. С. К. Мордвинова. СПб.: Питер, 2004.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИПК ГС, 2006.
4. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М.: ИПК ГС, 1999.
5. Беленко П. В. Хедхантинг: принципы и технологии. СПб.: Питер, 2005.
6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
7. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М: Юристъ, 1998.
8. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 1999.
9. Гуревич А. М.Ассессмент: принципы подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2005. - 235 с.
10. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
11. Дубиненкова Е.Н. Техники подбора персонала. СПб.: Речь, 2007.
12. ЕгоршинА. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1999.
13. Занковский А. Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2000.
14. Жув Д.. Массони Д. Подбор персонала. СПб.: Нева, 2003.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
16. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях // Психология труда и организационная психология; т. 1 / Пер. снем. X.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2003.
17. Кляйнманн М. Ассессмеит-центр. X., 2004.
18. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг в рекрутменте. СПб.: Питер, 2003.
19. Купер Д., Робертсон И. Т. Психология в отборе персонала. СПб.: Питер, 2003.
20. Купер Д., Робертсон И. Т., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. М.: ООО «Вершина», 2005.
21. Магура М. И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
22. Магура М. И., Курбатова М. Б. Современные персонал технологии. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.
23. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.
24. Одегов Ю. Т., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997.
25. Поляков В. А. Технология карьеры. М.: Дело Лтд, 1995.
26. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.
27. Пригожин А. И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2004
28. Психология менеджмента: Учебник/ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 2000.
29. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002.
30. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагно¬стика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001.
31. Солтицкая Т. А. Тренинг продаж: Учебное пособие. СПб., 2001.
32. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2001.
33. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.
34. Таунзенд Д. Проведение интервью. Карманный справочник. М., 2004.
35. Ткаченко С. Как измерить компетенцию. О методе оценки персонала «ас-сессмент-центр». М., 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Критерии для оценки кандидата и определения его соответствия рассматриваемой должности (В. А. Поляков)
Критерии | Содержание критерия | Результат определения соответствия |
Может (образование, знания, навыки, способности) | Образование и теоретическая подготовленность, глубина и успешность имеющегося опыта. Коммуникативные качества. Умение организовать и спланировать работу. Лидерские качества. Управленческие способности и навыки. Способность к обучению и развитию. Здоровье и работоспособность. Личные обстоятельства и факторы, влияющие на способность выполнять требуемую работу | Может успешно выполнять рассматриваемую работу. Его знания, опыт, психологические качества, семейное положение, наличие необходимых дипломов и т. д. соответствуют требованием должности |
Хочет (особенности мотивации, мотивационная готовность) | Мотивы перехода кандидата на данную работу. Перспективы и ближайшие цели кандидата. Ожидания кандидата. Факторы, которые могут оттолкнуть кандидата от компании. Факторы и условия, которые привлекают к данной работе. Достигнутый уровень оплаты. Наличие альтернативных предложений работы
| Объективно и субъективно кандидат заинтересован в рассматриваемой работе. Мотивация понятна и прогнозируема. Ожидания соответствуют возможностям должности |
Управляем и совместим (поведенческая компетентность)
| Отношение к критике. Конфликтность. Самокритичность и адекватность самооценки. Способность к восприятию информации. Ответственность и дисциплинированность. Применяемый стиль руководства. Сталь руководства, предпочитаемый и ожидаемый от вышестоящих. Привычки и ожидания по отношению к групповым нормам поведения в компании. Опыт формирования кандидатом своих отношений с окружающими.
| Кандидат хорошо понимает смысл и детали сказанного. Контролирует свою речь. Самокритичен, способен признавать свои ошибки и извлекать из них полезный опыт. Восприимчив к критике. Сохраняет самообладание в стрессовых ситуациях, не впадает в заторможенное состояние. |
Управляем и совместим (поведенческая компетентность)
|
| Реально готов принять стиль управления и групповые нормы поведения организации. |
Безопасен | Лояльность. Способность кандидата устанавливать и сохранять позитивные отношения с бывшими руководителями и коллегами. Соответствие уровня жизни кандидата называемым доходам. Отсутствие склонности к пьянству и наркотизации.
| Не несет в себе угрозы коммерческой безопасности компании (отсутствие криминального прошлого и связей). Честность. Наличие лояльности к работодателю и т. п. |
Информация о работе Собеседование как основной метод отбора в рекрутинге