Социальная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Описание

В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит с

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

 

         
ВВЕДЕНИЕ

       В современном мире все большее  влияние на репутацию и имидж  организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

       В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит степень сформированности их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие.

       Социальная  ответственность представляет собой реализацию не только своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

       Цель  данной работы – изучить методологию формирования социальной ответственности бизнеса перед обществом.

       Актуальность  темы обусловлена высокой значимостью  социальной ответственности организации  для общества, поскольку вносит позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. К тому же сейчас организации ответственно действуют в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и др.

       Задачи  работы включают в себя  рассмотрение принципов формирования социальной ответственности и их реализации, нормативно-правовых аспектов и стандартов социальной ответственности бизнеса (персонификация ответственности), методологических основ и особенностей формирования социальной ответственности бизнеса перед обществом. 

 

        1. Принципы формирования социальной ответственности и их реализация

       Истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

                     С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация - это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким составляющим, иногда называемым посредниками (между организацией и обществом в целом), относятся потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. [2, с.116–117]

       Согласно  этой точке зрения, организации несут  ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения  закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «железного закона ответственности» и утверждает, что «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет». [2, с.116–117]

       Социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов, - к примеру, сколько токсичных веществ может содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать другим странам. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако, она не обязательно будет также считаться и социально ответственной.

       Социальная  ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Например, организация, которая, согласно регулированию, должна иметь в штате 15% представителей национальных меньшинств, но фактически не обеспечивает достижения этого 15%-го уровня, по закону отвечает за данное нарушение. Но ее вовсе не обязательно рассматривать как социально ответственную за положение дел в данном регионе с практикой найма национальных меньшинств. С другой стороны, следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. Другую организацию, которая держит в штате более 15% представителей национальных меньшинств, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения решения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, и в этой сфере деятельности поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным. [2, с.116–117]

       Обращаясь к социальной ответственности и  реализуя ее, организация ставит своей  общей целью максимальное увеличение вклада в устойчивое развитие. Хотя не существует всеобъемлющего перечня принципов социальной ответственности, в рамках стремления к этой цели организациям следует соблюдать семь принципов, описанных ниже:

       1) Подотчетность

       Принцип: организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду.

       Этот  принцип предполагает, что организации  следует принять соответствующую  критику, а также принять на себя обязательство отвечать на такую критику.

       Подотчетность налагает на руководителей обязательство нести ответственность перед лицами, контролирующими организацию, и на организацию обязательство нести ответственность перед контролирующими органами в отношении соблюдения законов и нормативных актов. Подотчетность также предполагает, что организация несет ответственность перед теми, кого затрагивают ее решения и деятельность, и перед обществом в целом за общее воздействие на общество ее решений и деятельности.

       Принятие  на себя обязательства подотчетности  будет оказывать позитивное влияние как на саму организацию, так и на общество. Степень подотчетности может быть различной, но всегда должна соответствовать величине или широте полномочий. Организации с наивысшими полномочиями, вероятнее всего, будут более тщательно относиться к качеству принимаемых ими решений и контроля. Также подотчетность подразумевает принятие ответственности в случае причинения вреда и реализации мер для того, чтобы избежать его повторения.

       Организации следует быть подотчетной за:

       — результаты принятых решений и деятельности, включая их значимые последствия, и следует предотвращать их повторение в тех случаях, когда эти решения или действия были непреднамеренными и непредвиденными;

       — значимое воздействие ее решений  и деятельности на общество и окружающую среду. [3]

       2) Прозрачность

       Принцип: организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, которые  оказывают воздействие на общество и окружающую среду.

       Организация должна раскрывать в понятной, точной и полной форме и в разумной и достаточной степени политику, решения и деятельность, за которые она несет ответственность, включая их известное и вероятное влияние на общество и окружающую среду. Эта информация должна быть легко доступной и понятной для тех, на кого организация существенно влияет или может повлиять.

       Эта информация должна быть своевременной, основанной на фактах и представленной в ясной и объективной форме таким образом, чтобы дать заинтересованным сторонам возможность точно оценить воздействие решений и деятельности организаций на их соответствующие интересы.

       Принцип прозрачности не подразумевает раскрытие  информации ограниченного доступа, а также предоставления информации, которая защищена в соответствии с законами, и информации, предоставление которой может повлечь нарушение юридических и коммерческих обязательств, обязательств обеспечения безопасности и неприкосновенности частной жизни.

       Организации следует быть прозрачной в отношении:

       — назначения, характера и расположения ее деятельности;

       — методов, с помощью которых принимаются, реализуются и анализируются решения, включая определение ролей, ответственности, подотчетности и полномочий между различными функциями внутри организации;

       — стандартов и критериев, относительно которых организация оценивает  свою деятельность;

       — ее результативности относительно применимых и важных проблем социальной ответственности;

       — источника ее финансовых ресурсов;

       — известного или вероятного воздействия  ее решений и деятельности на ее заинтересованных сторон, общество и окружающую среду; и

       — состава ее заинтересованных сторон, а также критериев и процедур, использованных для их идентификации, выбора и взаимодействия с ними. [3]

       3) Этичное поведение

       Принцип: организации следует постоянно  вести себя этично.

       Поведение организации должно основываться на этических нормах честности, равенства и добросовестности. Эти этические нормы подразумевают заботу о людях, животных и окружающей среде, а также обязательство реагировать на интересы заинтересованных сторон.

       Организации следует активно способствовать этичному поведению посредством:

       — развития структур управления, которые  помогают распространять этичное поведение  внутри организации и в ее взаимоотношениях с другими;

       — выявления, принятия и применения стандартов этичного поведения, соответствующих  ее назначению и деятельности;

       — поощрения и пропаганды соблюдения ее стандартов этичного поведения;

       — определения и распространения  стандартов этичного поведения, которое  ожидается от ее структур управления, сотрудников, поставщиков, подрядчиков и, там где это применимо, владельцев, менеджеров, а в особенности от тех, кто имеет возможность оказывать существенное влияние на ценности, культуру, целостность, стратегию и функционирование организации и на лиц, действующих от ее лица, при этом соблюдая местную культурную идентичность;

       — предотвращения или разрешения конфликтов интересов в организации, которые  в противном случае могли бы привести к неэтичному поведению;

       — создания механизма надзора и  контролей для отслеживания и  обеспечения соблюдения норм этического поведения;

       — создания механизма содействия информированию о неэтичном поведении без боязни репрессий за это;

       — признания и принятия мер относительно ситуаций, когда местные законы и  нормативные акты отсутствуют или вступают в конфликт с нормами этического поведения; и

       — уважения благополучия животных, в тех случаях, когда [она] влияет на их жизнь и существование, включая обеспечение достойных условий содержания, разведения, производства и использования животных. [3]

Информация о работе Социальная активность