Социальная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Описание

В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит с

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

       4) Уважение интересов заинтересованных сторон

       Принцип: организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон.

       Хотя  цели организации могут ограничиваться интересами ее владельцев, членов, клиентов или доверителей, другие частные лица или группы также могут иметь права, требования и конкретные интересы, которые также следует принимать во внимание. В совокупности эти частные лица или группы могут рассматриваться как заинтересованные стороны организации.

       Организации следует:

       — выявлять свои заинтересованные стороны;

       — осознавать и уважать интересы и потребности своих заинтересованных сторон и отвечать на выраженную ими озабоченность;

       — признавать интересы и юридические  права заинтересованных сторон;

       — признавать, что некоторые заинтересованные стороны могут существенно влиять на деятельность организации;

       — оценивать и учитывать относительную  способность заинтересованных сторон обращаться в организацию, взаимодействовать с нею и влиять на нее;

       — учитывать взаимосвязь интересов  своих заинтересованных сторон с  широкими ожиданиями общества и с устойчивым развитием, а также характер взаимосвязи между заинтересованными сторонами и организацией; и

       — рассматривать взгляды заинтересованных сторон, которые могут быть затронуты  решениями, даже если они не играют формальной роли в управлении организацией или не осведомлены о своей заинтересованности в решениях или деятельности организации. [3]

       5) Соблюдение верховенства закона

       Принцип: организации следует принять  то, что соблюдение верховенства закона обязательно.

       Верховенство  закона подразумевает равенство перед законом и, в частности, идею, что ни одно частное лицо или организация не стоит над законом и что правительство также подчиняется закону.

       Верховенство  закона противопоставляется произвольному  применению власти. В общем, под верховенством закона подразумевается, что законы и нормативные акты написаны, опубликованы и справедливо применяются в соответствии с установленными процедурами. В контексте социальной ответственности соблюдение верховенства закона означает, что организация соблюдает все применимые законы и нормативные акты. Это подразумевает, что ей следует принимать меры, чтобы быть осведомленной о применимых к ней законах и нормативных актах, информировать [сотрудников] об ответственности за их соблюдение и принятие мер, обеспечивающих их соблюдение.

       Организации следует:

       — соблюдать требования законов и  нормативных актов во всех юрисдикциях, где она осуществляет свою деятельность;

       — обеспечивать соответствие своих взаимоотношений  и деятельности требованиям относящейся  к этим вопросам и соответствующей законодательной базы;

       — поддерживать информированность обо  всех правовых обязательствах; и

       — периодически анализировать свое соответствие [применимым законам и нормативным  актам]. [3]

       6) Соблюдение международных норм поведения

       Принцип: организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона.

       — В странах, где законодательство или его применение не обеспечивает минимальных экологических или социальных ограничений, организации следует стремиться соблюдать международные нормы поведения.

       — В странах, где законодательство или его применение находятся  в существенном конфликте с международными нормами поведения, организации следует стремиться соблюдать такие нормы в максимально возможной степени.

       — В ситуациях, когда законодательство или его применение находятся  в конфликте с международными нормами поведения и когда несоблюдение этих норм будет иметь существенные последствия, организации следует, настолько насколько это целесообразно и адекватно, пересмотреть характер своих взаимоотношений и деятельности на территории данной юрисдикции.

       — Организации следует использовать легитимные возможности и каналы для того, чтобы оказать влияние на соответствующие организации и органы власти с тем, чтобы устранить любые подобные конфликты в национальном законодательстве и его применении.

       — Организации следует избегать соучастия  в деятельности другой организации, не соответствующей международным нормам поведения. [3]

       7) Соблюдение прав человека

       Принцип: организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность

       Организации следует:

       — уважать и поддерживать права, изложенные во Всеобщей декларации прав человека;

       — признавать то, что эти права носят  всеобщий характер, что означает их нераздельную применимость в любой стране, любых культурах и ситуациях;

       — в ситуациях, когда права человека не защищены, предпринимать меры по соблюдению прав человека, и избегать получения выгоды от таких ситуаций; и

       — в случае, когда законодательство или его применение не обеспечивает адекватной защиты прав человека, следовать принципу соблюдения международных норм поведения. [3]

 

        2. Нормативно-правовые  аспекты и стандарты  социальной ответственности  бизнеса

       Принимать ответственность за своё воздействие  на общество означает, прежде всего, что  компания должна отчитываться за свои действия, вести их учёт. Таким образом, концепция, которая описывает взаимосвязь  социального и экологического воздействий  экономической деятельности компании на определенные группы по интересам и на общество в целом, является важным элементом социальной ответственности бизнеса. [4]

       Был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета, аудита и отчетности:

       1) Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА1000, основанный на принципе отчетности с тройным итогом (3BL) Джона Элкингтона (John Elkington); [4]

       2) Учет связанной с устойчивостью системы отчетности; [4]

       3) Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности (англ.) русск.; [4]

       4) Руководство по мониторингу Verite; [4]

       5) Международный стандарт социальной ответственности SA8000; [5]

       SA 8000 (Social Accountability 8000) (Социальная ответственность 8000) — стандарт для оценки социальных аспектов систем управления. В основу этого универсального стандарта положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединенных Наций по правам ребенка и Всемирная декларация прав человека.

       Социальная  ответственность — это способность  организации или предприятия  оценить социальные последствия  своей деятельности, в том числе  безопасность и на окружающую среду. [5]

       Данный  стандарт создан компанией Social Accountability International, миссия которой состоит в продвижении прав человека для работников во всем мире.

       Цель  стандарта SA 8000 — улучшение условий  труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся  и индустриально развитых странах, как для малых, так и для  крупных предприятий, а также для общественных организаций.

       Данный  стандарт определяет требования по социальной защите, позволяющие компании: разрабатывать, поддерживать и вводить политику и методы управления вопросами, которые  компания может контролировать или  на которые она может оказывать влияние; демонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, методы и действия находятся в соответствии с требованиями данного стандарта. Требования данного стандарта должны применяться повсеместно с учетом географического местоположения, отрасли промышленности и размера компании. [5]

       Стандарт  позволяет предприятиям делать то, что они делают лучше всего, а  именно, применять систему менеджмента  для достижения намеченных целей, обеспечивая  при этом постоянную рентабельность. В этом отношении другие стандарты, такие как ISO 9000, ISO 14000 и т. д., дополняют стандарт SA 8000, тем самым, подготавливая основу для интеграции в рамках всеобщей системы управления, что в свою очередь ведет к сокращению рисков и повышению прибыльности предприятия. [5]

       Компании, которые подаются на получение сертификата  «Социальная ответственность 8000», должны убедиться, что ни один из их сотрудников, а также ни один из членов коллективов  поставщиков или партнеров, не работает более 48 часов, или шесть дней в неделю. Кроме того, заработная плата работников должна минимум соответствовать реальному прожиточному минимуму и обеспечивать рабочим стабильный доход. В категории «Системы управления», предоставляется описание конкретных инструментов, поддерживающих общую социальную политику компании. Внедряя новые методы регулирования производственных отношений, кодекс «Социальная ответственность 8000» базируется на международных соглашениях — конвенции Международной организации труда, Всемирной декларации прав человека и Конвенции ООН по правам детей. Нормы кодекса полностью соответствуют принципам, изложенным в этих документах. [5]

       6) Сертификация (стандарт) например, для отелей - Green Key; [4]

       7) AS 8003-2003 Корпоративное управление; [5]

       8) SD 21000:2003 Устойчивое развитие – Корпоративная социальная ответственность; [5]

       9) Стандарт экологического управления ISO 14000; [5]

       Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента.

       Само  понятие «система экологического менеджмента» впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 (Environmental Management Systems) в 1992 году. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений. [4]

       Название  научной дисциплины «экологический менеджмент» претерпевает изменение  в ходе своей эволюции. В научной  литературе за рубежом и тем более в России, где интерес к этой экономико-управленческой дисциплине начал формироваться недавно, нет общепринятого определения этого понятия. В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также отечественных исследователей А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова и др. при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента. Например, Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления». [6]

       Некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием». Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики», Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой. [6]

       В работах, отечественных ученых также  наблюдаются различные подходы  в использовании терминологии. По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями». Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы». По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности». [4]

Информация о работе Социальная активность