Социальная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Описание

В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит с

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

       Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему  управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды». [4]

       Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) — инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости» . Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие «экологизация» означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды. [4]

       В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента – это часть общей  системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

       Основные  цели внедрения на предприятии системы  экологического менеджмента и ее сертификации:

       1) Снижение негативного воздействия на ОС;

       2) Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;

       3) Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;

       4) Снижение образования отходов и их переработка

 

        3. Методологические основы и особенности формирования социальной ответственности бизнеса перед обществом

       Нельзя  сказать, что формирование деловой  этики в нашей стране началось с нуля: традиции дореволюционного предпринимательства оставили свой след в истории. Так, еще в 1912 г. российскими предпринимателями были сформулированы принципы ведения дел - уважение к власти, честность и правдивость, уважение прав частной собственности, верность слову и др. Стоит напомнить, что газета деловых кругов «Биржевые ведомости» выходила под девизом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Среди русских промышленников и купцов были широко распространены благотворительность и меценатство (Морозовы, Мамонтовы, Алексеевы, Третьяковы, Щукины). [4]

       Попытки укрепить на государственном уровне нравственные основы предпринимательства  в России отмечаются уже в XVIII в., когда российская Коммерц-коллегия начала издавать указы, регламентирующие правила торговли с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики; предпринимались усилия по борьбе с нечестной торговлей. Распространенной практикой было общественное осуждение недобросовестных дельцов, что приводило к потере репутации и часто, как следствие, к их разорению. Честность и соблюдение торговой тайны выделялись в качестве основных принципов работы биржевых маклеров, что зафиксировано в «Банковской энциклопедии», изданной в 1916 г.

       В начале 90-х годов вектор развития России радикально изменился. Отличительной чертой переходного периода стало избавление хозяйствующих субъектов от всякой социальной «нагрузки». Криминальный капитализм, господствовавший в стране, характеризовался полным отсутствием социальных обязательств бизнеса. Пока предприятия не встали на ноги и не добились первых успехов, о применимости концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) вопрос даже не стоял. Заработная плата не выплачивалась месяцами, а сотрудники могли быть уволены после прохождения испытательного срока, в течение которого выплачивалась только половина предполагаемой в дальнейшем зарплаты. Однако по мере стабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно стала превращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности.

       За  последние годы интерес к КСО  значительно вырос; прежде всего  это относится к крупным нефтегазовым и металлургическим компаниям. Важнейшим  тормозом на пути утверждения КСО  является ориентированность компаний на краткосрочную прибыль, а также отсутствие стабильной институциональной среды, что не позволяет предприятиям инвестировать в долгосрочные проекты (медицинское страхование работников, отчисления на улучшение условий труда и т.д.).

       Тем не менее к нынешнему моменту  КСО закрепилась в повестке дня многих организаций, которые осознают, что социально ориентированная деятельность способна принести экономический эффект. «Хорошим тоном» в любой компании становится указание на соответствие условий труда Трудовому кодексу РФ. Более прогрессивная часть делового сообщества уже трактует КСО как систему управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса и роста его стоимости на мировых финансовых рынках. [4]

       Общие для предпринимателей правила поведения, основанные на европейском опыте, начали разрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 90-х годов. Принят ряд профессиональных этических кодексов – «Кодекс чести банкира» (1992 г.), «Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка» (1994 г.), «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994 г.), «Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков» (1994 г.).

       Особо следует выделить инициативу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в соответствии с которой в ноябре 1995 г. была принята «Хартия бизнеса в России», в которой декларировались принципы, исключающие обман, фальсификацию качества, возможность получения незаконных доходов и т.д. Члены РСПП подчеркивали, что в российской деловой среде созрело «понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией».

       В 2004 г. была принята «Социальная хартия российского бизнеса», разработанная РСПП. В ней сформулирована общественная роль, миссия, ценности и цели корпоративного сектора. Принципы, изложенные в Хартии, касаются вопросов экономической и финансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, взаимоотношений с потребителями, участия в развитии местного сообщества и экологической безопасности. «Социальная хартия» подтвердила приверженность российских предпринимателей принятому в мировой практике пониманию корпоративной ответственности. На начало 2007 г. к этому документу присоединилось более 190 компаний и организаций, объединяющих 5 млн. работников.

       За  последние три-четыре года процесс  освоения российским бизнесом принципов  КСО принял необратимый характер. На данный момент основной задачей многих компании является поддержание практики составления нефинансовых отчетов, позволяющих получить представление о деятельности компании, а также о проводимых ею социальных мероприятиях.

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Сфера социальной ответственности организации включает управление деятельностью компании в области экологии, промышленной безопасности и охраны труда, развития персонала, внешней социальной деятельностью, взаимоотношений компании со всеми группами общественности.

       Существуют  три основные интерпретации концепции  социальной -ответственности организации. Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность  организации – увеличение прибыли  для своих акционеров.

       Вторая  точка зрения прямо противоположна этой теории: «Корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни».

       Тратя деньги на социальные программы, фирма  сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает  благоприятное социальное окружение  и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

       Юридическая ответственность, в отличие от социальной, подразумевает соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, определяющих, что может, а чего не может делать организация.

       Социальная  ответственность, напротив, связана  с определенной степенью добровольности реагирования организации.

       Социологические исследования показывают, что российские граждане выдвигают бизнесу, прежде всего, экономические требования: производство качественных товаров по разумной цене, достойная зарплата, защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников; создание рабочих мест и уплата налогов; далее следуют социальные ожидания: защита окружающей среды, борьба с бедностью; «непричастность» к любым формам взяточничества и коррупции.

       На  основе проработанной темы сделан вывод, что в России за последний годы наметился многообещающий процесс: сближения взглядов двух категорий участников экономического процесса – менеджеров и населения – на вопросы корпоративной социальной ответственности организации.

 

        Список литературы

       1) Максименко Г.Б., Менеджмент: Учебное  пособие для студентов вузов.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007, 364 с.

       2) Пустынникова Е.В., Основы менеджмента: учебное пособие, М.: КНОРУС, 2008, 320 с.

       3) http://www.enad.ru/usr/iso/ISO.pdf – руководство по социальной ответственности

       4) http://ru.wikipedia

       5) Хохлявин С.А., Дайман С.Ю., Социальная  ответственность: контуры будущего стандарта в его рабочем проекте ISO/WD 26000

       6) Бобошко В.И., Экологический менеджмент  в деятельности малых предприятий

Информация о работе Социальная активность