Социальная ответственность и этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент_26_Кристина.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Менеджмент_26_Социальная ответственность и этика менеджмента

 

Содержание

 

 

Введение

 

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Более пятнадцати лет назад, когда «профессиональная  этика» уже вроде бы конституировалась  в качестве некой предметной исследовательской  области, но не получила развития в  практике различных профессий, т.е. уже были работы на эту тему, но не было той практики, которая должна была бы быть предметом этих работ, В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов в соответствующей статье в «Словаре по этике» выделяли два смысла понятия «профессиональная этика»: а) кодексы поведения, б) «способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса».

Фактически  продолжая это рассуждение и  развивая эту позицию, В.И. Бакштановский  и Ю.В. Согомонов говорят, по сути, о том же: «Выражение "профессиональная этика" в известной мере условно, ибо означает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем, употребление понятия "профессиональная этика" оправданно, ибо оно подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии».

Целью данной работы является рассмотрение социальной ответственности и этики  менеджмента.

 

1 Социальная ответственность менеджмента

 

Прибыль и эффективность

Споры о социальной ответственности предпринимательства пока далеки от завершения. Многие люди продолжают разделять точку зрения лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридмэна, состоящую в том, что истинная роль предпринимателя заключается «в использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... участвует в открытой кон курентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

Социальное участие

Широко распространено мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем экономическая целостность. В соответствии с этой точкой зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся местное население, потребители, поставщики, средства массовой информации, общественные движения, союзы, партии, а также работники организации и держатели акций. Общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Согласно данной точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и законности. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий для решения социальным проблем, обязаны жертвовать средства на благо и совершенствование общества.

В обществах развитых стран сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправдывать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других сферах.

Юридическая и социальная ответственность

Социальные ожидания в отношении предпринимательства постепенно менялись, что, в свою очередь, приводило к изменениям нормативной базы предпринимательства. Однако необходимо различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической ответственностью понимают следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация. По каждому направлению деятельности существуют сотни и тысячи законов, стандартов и нормативов, например, в части разрешенных видов деятельности, в области экблогии, безопасности продукции. Организации, исполняющие все эти законы, нормативы, ведут себя юридически ответственно. Но эти организации не обязательно могут считаться и социально ответственными.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем. Это участие лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же превышает эти требования. Так, кемеровские металлургические предприятия организовали безвозмездные поставки материалов для восстановления жилья и инфраструктуры в Чеченскую республику. Это можно считать примером социально ответственного поведения, поскольку никакой закон или регулирование не обязывали металлургов поступать таким образом.

Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности. Споры о роли предпринимательства в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут отвечать собственным интересам предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, благополучном с социальной точки зрения, существуют хорошие условия для деятельности предприятий. Если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, то в долгосрочной перспективе они могут стимулировать рост и прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и общества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей и ожиданий общественности. Связанные с предпринимательством социальные ожидания радикально изменились в последней четверти XX в. Чтобы преодолеть разрыв между новыми ожиданиями и реальными действиями предприятий, необходима их вовлеченность в решение социальных проблем.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку предпринимательство располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, предприятия, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, теряют конкурентоспособность.

3. Недостаточный уровень отчетности перед общественностью. Поскольку управляющих общественность не выбирает, то они не должны отчитываться перед общественностью. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сфеpax экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях1.

 

2 Этика менеджмента

 

Этика – это одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.

Этика – это свод незафиксированных и необязательных правил и норм, в то же время их неисполнение может привести к отторжению индивида обществом.

Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма.

Этика бизнеса – это инструмент, с помощью которого менеджер принимает свои решения. В России в настоящее время деловая этика является лишь совокупностью моральных принципов.

Для каждого типа организаций необходимо выработать определенную стратегию поведения. Существует ряд постулатов, которым надо следовать по отношению к любой организации:

- проявлять уважение к фирме вне зависимости от того, является она конкурентом или нет;

- запрет на антирекламу деятельности данной фирмы;

- развитие партнерских отношений.

Американские менеджеры считают причинами, по которым происходит расширение неэтичной деловой практики, следующие:

- конкурентную борьбу, которая оттесняет этические соображения;

- усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;

- снижение значения этики в обществе, что исподволь оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте;

- давление со стороны руководителей на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

Российскими менеджерами указываются следующие причины неэтичной практики ведения дел:

- коррупция;

- влияние организованной преступности;

- низкая квалификация и непрофессионализм менеджмента.

Этика осуществляется на нескольких уровнях. Мировой уровень. Менеджер осуществляет свои рабочие функции на основе общечеловеческих ценностей. Макроуровень. Реализация моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом, этика бизнеса – уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда. Микроуровень. Реализация моральных норм в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов2.

Под этикой менеджмента понимают совокупность определенных моральных принципов и ценностей, характеризующих поведение человека или группы людей, а также конкретные (положительные и отрицательные) оценки их действий и мыслей при определении и обеспечении достижения целей деятельности организации. Этику применительно к поведению организации и отдельных ее членов можно представить как внутренний кодекс законов и норм менеджмента, отражающий установленную менеджерами всех уровней организации границу между добром и злом при принятии конкретных долгосрочных и краткосрочных управленческих решений, определяя их социальную и юридическую допустимость в рамках конкретной внешней среды. Этика непосредственно связана с внутренними ценностями организации и является неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Этическая проблема возникает во всех случаях, когда действия отдельного человека (менеджера) или организации могут повлиять на окружающих людей (принести им пользу или нанести ущерб). Этика тесно связана с влиянием на поведение отдельного индивида или организации правовых норм общества и свободы выбора при определении их конкретного поведения. Правовые нормы определяются юридической системой общества (международные нормы и нормы конкретной страны). К действиям, определяемым свободой выбора, относят поведение индивида либо организации, Не ограничиваемое правовыми и иными нормами (например, религиозное мировоззрение, объем планируемого производства конкретной продукции). Этика занимает промежуточное положение между правовыми нормами и свободным выбором (называемыми также личными нормами).

Этические нормы поведения основываются на разделяемых обществом принципах и ценностях. Особенность этических норм заключается в том, что они характеризуют определенное поведение индивида и организации, и в то же время за нарушение этих норм не предусматриваются конкретные санкции. Решение, учитывающее этические нормы, является для большей части общества приемлемым и юридически, и морально. Этические нормы и правила формируются и используются как внутри организации, так и вне нее, ограничивая в определенных случаях свободу выбора с учетом разделяемых обществом и членами конкретных организаций ценностей и принципов.

Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, придерживаются определенных норм и ценностей. При принятии сложных (применительно к выполнению этических норм и правил) решений в практике менеджмента используют различные подходы. Наиболее известны утилитаристский, индивидуалистический и морально-правовой подходы, а также концепция справедливости. Концепция справедливости в большей мере ориентирована на правовые нормы, присущие юридической (законодательной) системе, и учитывает придаваемые обществом ценности и правила. В основу концепции положено действие морально и юридически приемлемых правил и предписаний, отражающих организационную культуру.

Этичная или аморальная практика бизнеса является формой выражения системы ценностей, отношений, убеждений и манеры поведения, принятых в организационной культуре, поэтому этические проблемы менеджмента являются в большей мере организационными, чем личностными3.

 

3 Этика менеджера

 

Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфереуправления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных.В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента