Социальная ответственность и этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент_26_Кристина.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.

Причины этого:

1. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудникови других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» — можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные жедействия рядового сотрудника.

2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и дажеконкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный» и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры,особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В концеконцов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

1. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть доброи что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую быдолжность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки «этично — неэтично».

Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре,общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведениев общественных местах, манеры и одежда).

Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в бытуили в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджментетакие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения.Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должностии общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людейи при личных контактах в текущей работе — разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях,и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презентаций и т. д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобренияи упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйтииз любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, «на автомате», легко и непринужденно чувствует себя в любомобществе.

Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация — это не простонекоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений,в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работниковрегулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.

Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеконе всегда и не полностью.

Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественныммнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведьу каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждутот окружающих по отношению к себе.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их приниматьи соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивыи самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел4.

 

Заключение

 

Формальное определение социальной ответственности предполагает признание обязанности менеджмента организации (руководства организации) принимать решения и осуществлять конкретные действия, которые повышают уровень благополучия общества и отвечают как его интересам, так и интересам самой организации. Сложность использования и восприятия этого определения заключается в различиях определения и понимания роста благополучия общества и организации. Важным элементом определения социальной ответственности менеджмента является также необходимость пояснения понятия субъекта, заинтересованного в конкретном проявлении социальной ответственности. Внешняя и внутренняя среда организации в этом случае включает определенное множество заинтересованных групп, которые могут быть объединены этим понятием (например, акционеры, инвесторы, персонал организации, покупатели и поставщики, местная власть, правительство и другие группы). Социально ответственные организации должны учитывать влияние результатов своей деятельности на все заинтересованные группы.

В качестве критериев оценки социальной ответственности организации в мировой практике менеджмента используются: экономическая, юридическая, этическая, принятая на себя ответственность (улучшение благосостояния общества и качества жизни персонала).

Под этикой менеджмента понимают совокупность определенных моральных принципов и ценностей, характеризующих поведение человека или группы людей, а также конкретные (положительные и отрицательные) оценки их действий и мыслей при определении и обеспечении достижения целей деятельности организации. Этику применительно к поведению организации и отдельных ее членов можно представить как внутренний кодекс законов и норм менеджмента, отражающий установленную менеджерами всех уровней организации границу между добром и злом при принятии конкретных долгосрочных и краткосрочных управленческих решений, определяя их социальную и юридическую допустимость в рамках конкретной внешней среды. Этика непосредственно связана с внутренними ценностями организации и является неотъемлемой частью корпоративной культуры.

 

Практическая  часть

 

  1. Название организации - ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат»
  2. Предназначение

Основными видами деятельности общества являются:

    • заготовка и первичная переработка древесины и древесных отходов;
    • производство целлюлозно-бумажной и лесохимической продукции;
    • производство химикатов для ЦБ и ДОП;
    • инвестирование денежных средств в ценные бумаги, выпущенными юридическими лицами или государством;
    • интеллектуальные инвестиции, в том числе передача опыта, лицензий, консультирование;
    • совершение сделок от своего имени и за свой счет с целью дальнейшей перепродажи товаров или переуступки прав;
    • маркетинговая деятельность и оказание услуг по привлечению инвестиций.
  1. Отраслевая принадлежность - Лесопромышленное
  1. Организационно – правовая форма - Открытое Акционерное Общество
  2. Этап жизненного цикла организации - Стадия зрелости, так как за счет вступления организации в холдинг у нее появились новые возможности для дальнейшего развития
  3. Тип производства - Массовый
  4. Размер организации - Крупное (часть холдинга) В 1997 году ОАО «БКК» влилось в финансовую группу «Илим Палп Энтерпрайз» и стало участником холдинга ведущих лесопромышленников.
  5. Миссия, основные задачи организации

Миссия предприятия  – получение такой прибыли, которая  позволила бы развивать производство, а значит развиваться для и во имя людей, которые проживают в нашем городе и районе.

Представим все цели в виде Дерева целей:

  1. Миссия: Удовлетворение потребности населения в качественно жилье в короткий срок
  2. Увеличение доли рынка на 15% ежегодно
    1. Маркетинговые исследования
      1. Сигментация рынка
      2. Анализ конкурентов
      3. Изучение спроса
    2. Разработка концепции рекламы
      1. Участие в ярмарках
      2. Разнообразные эксклюзивные эмблемы и слоганы
    3. Привлечение новых клиентов
      1. Контроль за качеством продукции
      2. Повышение качества обслуживания, в виде снижения жалоб на обслуживающий персонал
      3. Расширение ассортимента
        1. Использование новых ресурсов в производимых товарах
        2. Продажа ранее не производимых товаров
  3. Максимизация прибыли
    1. Ввод нового оборудования и технологий
      1. Проведение собственных исследований и разработок
      2. Отслеживание перспективных разработок НТП
        1. Посещение научных выставок отраслевого оборудования
        2. Посещение научных конференций
        3. Подписка на специализированную литературу и периодику
    2. Снижение себестоимости на 5 % ежеквартально
      1. Повышение производительности труда на 15 % ежеквартально
      2. Снижение издержек производства на 20 % ежегодно
    3. Оптимизация ассортимента
    4. Сохранение постоянных клиентов
      1. Предоставление различных скидок
      2. Создание клуба постоянных клиентов и внедрение клубной карты
    5. Усовершенствование процесса управления
      1. Обеспечение постоянного потока информации
      2. Налаживание обратной связи
  4. Начертить организационную структуру управления организацией. Определить ее тип. Выделить достоинства и недостатки данной структуры управления организацией

Информация о работе Социальная ответственность и этика менеджмента