Социальная ответственность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить вопросы социальной ответственности менеджера.
Задачи исследования:
Понятие и сущность менеджмент.
Понятие социальной ответственности в работе организации.
Причины возникновения социальной ответственности менеджера в организации.
Практическое применение социальной ответственности менеджера в организации.
Анализ значимости социальной ответственности менеджеров и руководителей компаний.
Практика социальной ответственности в рамках современного управления.
Исследование мотивов социальной ответственности среди менеджеров организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА 6
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИИ 8
2.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ 14
2.4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ 17
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА 21
2.1. АНАЛИЗ ЗНАЧИМОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ 21
2.2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 25
2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СРЕДИ МЕНЕДЖЕРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение

           Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов, связанных с социальной ответственностью менеджера потому, что помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов деятельности людей, о которых здесь пойдет речь.

     Также в ходе работы перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.

     Главной целью проделанной работы является изучение социальной ответственности и этики управления среди менеджеров. Изучение данного вопроса имеет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и социальных норм ведет к улучшению и санации деловых отношений.

     Социальная ответственность подразумевает принятые организацией обязательства соблюдать требования действующего законодательства, содействовать экономическому развитию, рационально использовать природные ресурсы, беречь окружающую среду. О значимости проблемы корпоративной социальной ответственности свидетельствует постановка в ИСО вопроса о создании стандартов, которые должны «поднять планку» этических аспектов деятельности бизнес-организаций. Корпоративная социальная ответственность - свидетельство того, что прибыль отнюдь не для всех руководителей организаций является доминирующим мотивом1.

     Организация не может существовать независимо от внешней среды, под которой подразумевается  общество, а также непосредственно  территория, на которой расположена  организация. Организация в своей  деятельности напрямую зависит от внешней среды, которая является источником ресурсов для ее деятельности.

     Естественно, что одной из целей организации  является максимизация прибыли. Причем при этом основной является миссия, т. е. основной целью организации  не может являться получение и максимизация прибыли. Это связано с тем, что сегодня организации приобретают другую роль в обществе и их функционирование строится на иных принципах, чем прежде.

     Труд  менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса.

     В настоящее ведется достаточно много  дискуссий относительно социальной роли организаций и бизнеса. Основной темой дискуссий стала «социальная ответственность бизнеса». Под этим определением подразумевается то, что организации в своей деятельности наряду с экономическими законами, законодательством государства, на территории которого они расположены, должны придерживаться этических и социальных требований, установленных обществом.

     Все-таки для того, чтобы организации несли  социальную ответственность, отвечали перед обществом, необходимы традиции, а также активная гражданская  позиция общества, показывающего недостатки деятельности организации и озвучивающего свои ожидания.

     Всем  известно, что социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление  общества о роли бизнеса.

     Руководитель  должен обеспечивать организационную сторону процесса делегирования полномочий, например, первоочередным предоставлением необходимых ресурсов, информации, своевременностью выдачи заданий, оказанием помощи в трудных ситуациях. В его обязанности также входит активизация исполнителей и защита предоставленных им полномочий от любителей их нарушать

     Цель  работы – изучить вопросы социальной ответственности менеджера.

     Задачи  исследования:

    1. Понятие и сущность менеджмент.
    2. Понятие социальной ответственности в работе организации.
    3. Причины возникновения социальной ответственности менеджера в организации.
    4. Практическое применение социальной ответственности менеджера в организации.
    5. Анализ значимости социальной ответственности менеджеров и руководителей компаний.
    6. Практика социальной ответственности в рамках современного управления.
    7. Исследование мотивов социальной ответственности среди менеджеров организаций.

     1. Теоретическое обоснование  важности социальной  ответственности  менеджера

     1.1. Понятие и сущность  менеджмента

 

     Менеджмент  — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента2.

     Менеджмент  — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:3

     • ориентацию фирмы на спрос и потребности  рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

     • постоянное стремление к повышению  эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных  результатов,

     • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

     • постоянную корректировку целей  и программ в зависимости от состояния  рынка;

     • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

     • необходимость использования современной  информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

     Термин "менеджмент" ("management") американского  происхождения и не переводится  на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.

     Менеджмент  как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал  фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

     Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы.

     Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если руководствоваться «широким» понятием, то автоматически добавляются функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы.

     1.2. Понятие социальной  ответственности  в работе организации

          Организация не может существовать независимо от внешней среды, под которой подразумевается общество, а также непосредственно территория, на которой расположена организация. Организация в своей деятельности напрямую зависит от внешней среды, которая является источником ресурсов для ее деятельности.

     Естественно, что одной из целей организации  является максимизация прибыли. Причем при этом основной является миссия, т. е. основной целью организации  не может являться получение и  максимизация прибыли. Это связано  с тем, что сегодня организации  приобретают другую роль в обществе и их функционирование строится на иных принципах, чем прежде.

     В настоящее время ведется достаточно много дискуссий относительно социальной роли организаций и бизнеса. Основной темой дискуссий стала «социальная ответственность бизнеса». Под этим определением подразумевается то, что организации в своей деятельности наряду с экономическими законами, законодательством государства, на территории которого они расположены, должны придерживаться этических и социальных требований, установленных обществом4.

     Социальная  ответственность в развитом гражданском  обществе занимает основную ответственность. Организация в своих действиях  должна придерживаться интересов общества, в котором она функционирует, что накладывает определенные ограничения  на средства, методы и способы, которые применяются для реализации целей и задач.

     При ближайшем рассмотрении условно  можно выделить следующие основные ограничения, накладываемые обществом  на организацию:

     — обязательность восполнения вреда, нанесенного экологии местности, вследствие функционирования организации;

     — обязательность развития инфраструктуры местности;

     — ответственность перед персоналом;

     — ответственность перед потребителями.

     Эти ограничения являются условными  и в своей основе достаточно тесно  переплетаются с требованиями общества к организации. Например, в обществах развитых стран сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправдывать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других.

     На  наш взгляд, организация как непосредственный участник жизнедеятельности общества, в рамках которого оно функционирует, должна занимать активную позицию относительно решения наиболее остро стоящих проблем.

     С одной стороны, для решения социальных проблем необходимо вложение в это  средств организации, что при  стремлении к максимизации прибыли  приведет к ее минимизации. В этом случае нарушается такой основной принцип деятельности организации, как максимизация прибыли. Прямые затраты на приносящие прибыли действия могут быть не одобрены руководством организации. С другой стороны, в результате вложение средств в решение социальных проблем будет способствовать формированию положительного имиджа организации, положительному отношению потребителей, также это косвенное вложение средств в человеческие ресурсы.

     При решении этого вопроса необходимо рассматривать возможность применения компромиссного подхода, заключающегося в том, что организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу общества, в котором функционируют предприятие и его подразделения. Для успешного управления организация должна участвовать в решении проблем, возникающих в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Это способствует повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Организации должны анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.

     Прибыль важна для выживания предприятий, а рост объемов производства и реализации товаров и услуг наиболее важен для достижения подлинного успеха. Для любого предприятия на первом месте стоит успех и выживание и только на втором — проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится риторическим. Но как бы то ни было, организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическая деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами общества. Практика показывает, что серьезных успехов, как правило, добиваются те организации, которые руководствуются концепцией социальной ответственности5.

Информация о работе Социальная ответственность менеджмента