Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация понятий и анализ социальной политики муниципального образования.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения основных задач:
- раскрыть понятие социальной политики;
- что является объектом социальной политики;
-раскрыть понятие муниципальной социальной политики;
-выявить некоторые особенности финансирования социальной политики муниципального образования ;
-рассмотреть пример выполнения федеральной программы «Жильё» в муниципальном образовании.
Введение ………………………………………………………. 3
1 Социальная политика. Объекты социальной политики.
Муниципальная социальная политика……………………… 5
2 Особенности финансирования социальной политики
муниципальных образований. Направления социальной
политики …………………….………………………………… 11
3 Федеральные и региональные программы по обеспечению
жильём реализующиеся в МО « Междуреченский городской
округ»………………………………………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………… 30
Литература ………………………………………………………… 32
Финансовой
основой социальной политики
муниципального образования
Сегодня доходы местных бюджетов формируются из трех основных источников:
собственных средств
муниципального образования, в
составе которых различаются
налоговые и неналоговые
государственных
средств, передаваемых
Местные бюджеты недостаточно обеспечены доходами, что ведет к недофинансированию социальной сферы. В консолидированных бюджетных доходах страны доходы местного самоуправления составляют не более
20%, а в консолидированных
расходах – 30%. Муниципалитеты
несут на себе бремя
Муниципальная
социальная политика должна
выравнивание
территориальных условий по
обеспечение населения
различных муниципальных
уравнивание социальных
условий проживания населения
независимо от региона
В результате
разграничения доходных и
на местный уровень без передачи также и финансовой основы их обеспечения, местные власти зачастую не имеют финансовой возможности проводить свою социальную политику, являясь, по сути, транзитным звеном в распределении средств вышестоящих бюджетов по отраслям социальной сферы
Для решения данной проблемы необходимо не только четко разграничить доходные и расходные обязательства различных уровней власти, но и на долгосрочной основе закрепить источники образования доходов местных бюджетов. В настоящий момент основным каналом финансирования отраслей социальной сферы муниципальных образований являются
федеральные целевые программы. Преимущества финансирования социальной сферы в рамках федеральных целевых программ является целевой характер и адресность, однако это не позволяет проводить
муниципалитетам собственную социальную политику.
Поэтому , для того, чтобы муниципальные власти могли реализовывать не только задачи социальной политики федеральных властей, но и выявлять и, самое главное, устранять проблемы социального характера конкретного муниципального образования, присущих именно для местного населения, необходимо развивать источники собственных доходов, привлекать
инвестиции в отрасли социальной сферы, развивать коммерческую составляющую деятельности учреждений социальной сферы.
Для активизации коммерческой составляющей деятельности организаций и учреждений социальной сферы необходимо внести уточнение в экономическую классификацию расходов бюджета и внести, помимо текущих и капитальных расходов, стимулирующие расходы. Эти расходы необходимы для укрепления финансовой базы социальной сферы, и это позволит частично компенсировать недостаток бюджетного финансирования для решения проблем развития и функционирования организаций и учреждений социальной сферы муниципального образования. Данный источник финансирования должен быть платным и возвратным, причем
предоставление средств должно вестись по принципам инвестиционного проектирования при ведении хозяйственной деятельности, то есть привлечение средств становится возможным только при наличии экономического обоснования использования предоставленных ресурсов.
Платность же источника должна определяться поступлением части прибыли, извлекаемой от ведения этой деятельности учреждениями социальной сферы, в местные бюджеты. Следовательно, финансирование данного направления расходов будет одновременно укреплять доходную базу местных бюджетов и развивать дополнительные источники финансирования деятельности
объектов социальной сферы муниципального образования, что позволило бы: увеличить заработную плату работникам социальной сферы за счет собственных источников;
выплачивать сотрудникам денежные поощрения;
предоставить дополнительные социальные гарантии, такие как бесплатное медицинское обслуживание, страхование жизни и здоровья работников и членов их семей, бесплатное обеспечение местами в домах отдыха, бес-
платное посещение детских дошкольных учреждений
детьми работников.
Однако доля собственных ресурсов в финансовом обеспечении деятельности организаций и учреждений социальной сферы в настоящее время невелика, поэтому для реализации социальной политики муниципального образования, эффективного решения ее задач необходимо укреплять собственные источники доходов местных бюджетов.
Намечаются следующие направления укрепления неналоговых источников доходов, являющиеся резервами увеличения местных бюджетов:
привлечение инвестиций в развитие муниципальных образований;
поддержка муниципальных унитарных предприятий;
повышение эффективности управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности.
Для увеличения неналоговых доходов местных бюджетов, получаемых в результате более эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, необходимо
повысить открытость и прозрачность операций, проводимых с этим имуществом. Этой целью следует проводить мониторинг качества управления, предполагающий проведение анализа динамику таких показателей, как рентабельность операций, проводимых с имуществом, для выявления убыточных и низкорентабельных операций и, в случае необходимости, отказаться от их проведения, и ликвидность состава данного имущества для выявления неликвидных объектов с целью оперативной их продажи.
Следует отметить при
этом, что основные поступления
в местные бюджеты
Для укрепления налоговой базы доходов местных бюджетов необходимо обеспечить ряд мер.
Во-первых, необходимо обеспечить максимальные поступления от местных налогов. Так, значительные резервы увеличения собственных налоговых доходов можно обеспечить за счет более тщательного учета всех объектов
налогообложения земельным налогом. С этой целью
предлагается активизировать работу по выявлению неучтенных земельных участков.
Во-вторых, следует пересмотреть нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в местные бюджеты, так как ограничиваться стимулированием поступлений исключительно местных налогов недостаточно. Необходимо увеличить долю поступления в местные бюджеты от налога на прибыль организации, так как хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность по извлечению прибыли, используя при этом социальную инфраструктуру конкретного муниципального образования, поэтому логичным было бы обеспечивать функционирование и развитие социальной сферы в том числе и за счет перераспределения отчислений от налога на прибыль в направлении укрепления местных бюджетов. Следует также увеличить долю поступления от налога на доходы физических лиц, закрепленную на постоянной основе
за бюджетами муниципальных образований, так как население потребляет большинство социальных услуг по месту проживания и должно принимать участие посредством уплаты налогов, в том числе и налога на доходы физических лиц, в финансировании социальной сферы. Целесообразно с позиций пополнения доходной части местных бюджетов обеспечить компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в случае предоставления в Налоговом кодексе РФ льгот по региональным и местным налогам, так как данные льготы предоставляются федеральным законодательством, а сокращаются доходы местных бюджетов.
В-третьих, предлагается определять объекты налогообложения не с точки зрения государственной регистрации налогоплательщика, а с позиции принадлежности к муниципальному образованию, на территории которого фактически ведется его хозяйственная деятельность и потребляются услуги социальной сферы. В соответствии с действующим в настоящее время
законодательным порядком платежи от некоторых налогов поступают частично либо в полном объеме в местные бюджеты по месту регистрации плательщика. Таким образом, если организация зарегистрирована в
одном муниципальном образовании, а осуществляет свою деятельность в другом, то получается, что, пользуясь социальными благами данного муниципалитета, организация финансирует местный бюджет другого
муниципального образования.
Для преодоления данного негативного обстоятельства предлагается формирование налоговых доходов местного бюджета осуществлять с учетом всех организаций, расположенных на территории муниципального образования, независимо от ведомственной подчиненности и места государственной регистрации, то есть необходимо, чтобы налоги уплачивались не по месту регистрации налогоплательщика, а по месту ведения им деятельности.
Укрепление бюджетных источников финансирования социальной сферы муниципального образования позволит реализовывать не только задачи федеральной социальной политики, но и решать проблемы социального
характера определенного муниципального образования.
3 Федеральные и региональные программы по обеспечению жильем реализующиеся в МО "Междуреченский городской округ"
В целях реализации прав граждан на жилье в городе Междуреченске действуют следующие законодательные акты для улучшения жилищных условий по ипотечному жилищному кредитованию:
1. Закон Кемеровской области от 16.05.2006 №58-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного жилищного кредитования";
2.Подпрограмма "Обеспечение
жильем молодых семей"
3. Закон Кемеровской области от 28.01.2010 № 13-ОЗ «О займах молодым семьям в 2010-2012 годах»;
1) Закон Кемеровской
области от 16.05.2006 № 58-ОЗ «О предоставлении
долгосрочных целевых жилищных займов,
социальных выплат на приобретение жилых
помещений и развитии ипотечного жилищного
кредитования», в соответствии с которым льготные
категории граждан, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий имеют право на получение
жилищных займов или социальных выплат
из областного бюджета.
Участниками программ могут стать :
·граждане принадлежащие к указанной в законе льготной категории;
· нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
·наличие у гражданина (семьи) достаточных доходов для оплаты по займу (ипотечному кредиту).
Гражданин, изъявивший желание стать участником данных программ, должен обратиться в жилищную комиссию, созданную в соответствующем муниципальном образовании по месту жительства (регистрации), в городе Междуреченске – МКУ «Комитет по жилищным вопросам», отдел жилищных займов и социальных выплат, и подать личное заявление с необходимыми документами (согласно утвержденного перечня по прилагаемой памятке).
Информация о работе Социальная политика в муниципальном образовании