Социальная политика в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государст-ва…….……………….2
1.1. Политика государства в формировании доходов населе-ния….……3
1.2. Политика государства на рынке тру-да………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономи-ке…….….11
2.2. Социальная политика в переходной экономике Рос-сии………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

Под эффективной социальной защищенностью подразумевается система экономических от­ношений, обеспечивающая каждому члену общества гаран­тии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.).

Главной проблемой, однако, является не столько выявление слагаемых системы социальной защиты (они достаточно хорошо известны), а ответ на вопрос: как именно в условиях переходной экономики могут решаться задачи формирования эффективной социальной защиты.

Ключевое средство в решении  этой задачи - развитие отношений самозащиты населения при помощи государства в различных общественных и экономических формах. Наибо­лее известными из таких форм являются профессиональные союзы, страховые общества, потребительские организации, местные и центральные органы государственной власти, по­строенные на основе демократии, т. е. народовластия, и осу­ществляющие функции социальной   защиты трудящихся. В качестве конкретных моделей социальной защиты мож­но выделить следующие.

Первая модель - народно-демократический тип органи­зации социальной защиты. Его реализация предполагает по­литическую демократию, и власть трудящихся в экономике. Иными словами, предполагается такая система социальной защиты, которая вырастает из самоуправляющихся государственных предприятий,  коллективных самоуправляющихся предприятий как основной части смешанной экономики; политической системы, построенный по принципу представительства различных форм ассоциаций граждан  высшем звене представительной власти. В этом случае социальная защита осуществляется как самозащита при помощи государственных органов. Соответ­ственно государство и его структуры гарантируют решение следующих задач. Во-первых, гарантии права на труд, включая гарантии получения рабочего места или необходимых ре­сурсов и оплаты по труду. Государство гарантирует социаль­но допустимые условия труда, минимальную оплату труда, создает гарантии равноправия субъектов на рынке труда, свободного выбора профессии, рода занятий, места работы, сферы и места приложения труда. Такая система предпола­гает не только деятельность государственных органов, но и развитую систему организации и самоорганизации трудящих­ся, прежде всего профсоюзов, ассоциаций трудовых коллективов, партий и других органов, представляющих интересы на­емных работников или трудящихся, являющихся хозяевами своих предприятий.

Во-вторых, гарантии законодательной и иной социальной защиты режима рабочего дня, рабочей недели, года, благо­приятных условий для сохранения длительной трудоспособ­ности при высокой эффективности труда.

В-третьих, гарантии развития социально-культурной сферы с приоритетным учетом требований социальной защищен­ности населения. В частности, эта задача реализуется на ос­нове благоприятных условий ежедневного, еженедельного и ежегодного отдыха путем развития необходимой   системы учреждений, инфраструктуры отдыха.

Методами реализации такого рода гарантий должны стать все те отнашения,  которые возникают в связи с регулированием рынка рабочей силы, развитием механизмов социального освобождения труда, регулирования потребительского рынка, обеспечени социально-культурных приоритетов. Организация социальной защиты в этом случае может строиться на основе соединения двух принципиально различных, но взаимодополняющих друг друга методов. Одним из них является государственная гарантированная равнодоступ­ность и бесплатность получения тех гарантий, о которых шла речь выше. Вторым методом, который должен развиваться в условиях переходной экономики и дополнять первый, являет­ся социальное страхование на основе самоорганизации трудя­щихся или других категорий граждан, которые хотят создать для себя и своих коллег систему социальной защиты в той или иной сфере.

Вторая модель – вариант номенклатурного капитализма. Типичными чертами номенклатурно-капиталистической модели социальной защиты являются следующие. Прежде всего, слабость общественно-экономических и политических организаций, обеспечивающих социальную самозащиту населения. Отсюда доминирование централизованно-бюрократических и благотворительных форм социальной защиты, как правило, не соединённых в единую систему, обеспечивающую реальные минимальные гарантии. Таким образом, в целом данный вариант развития социальной защиты является неэффективным.

Рассматривая проблему безработицы в переходной экономике, нужно сказать. Первое. Для переходной экономики характерен рост есте­ственной нормы безработицы. Отмена системы принудитель­ного закрепления молодых специалистов на определенных рабочих местах, формирование рынка жилья, возможность получить работу на новом месте жительства без специального административного разрешения расширяют возможности вы­бора места работы и увеличивают уровень фрикционной безработицы. Система пособий по безработице, формирующаяся на переходном этапе, материально поддерживает лиц, ищу­щих работу, и позволяет им не торопиться, тщательно вы­брать новое место трудовой деятельности, что также способ­ствует росту фрикционной безработицы.

Как отмечалось, для этапа перехода к рынку характерна резкая ломка экономических пропорций, сложившихся в пре­дыдущий период. Углубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложив­шейся ранее профессионально-квалификационной структурой рабочей силы. Необходимые изменения структуры рабочей силы в соответствии с резко изменившимися потребностями

- рынка труда требуют изменений в системе высшего и средне­го специального образования, системе переподготовки кадров

- занимают значительный период времени. В течение этого периода экономика неизбежно характеризуется высоким уровнем структурной безработицы. Второе: Формирование реального рынка труда позволяет устранить дефицит рабочей силы, характерный для плановой экономики. Это ослабляет тенденцию к созданию внутренних резервов рабочей силы на предприятиях. Одновременно раз­вертывание рыночной конкуренции диктует курс на снижение издержек производства и, следовательно, на сокращение из­быточного персонала. В результате меняется форма проявления безработицы, из скрытой формы она переходит в откры­тую. Статистически измеряемая безработица увеличивается.

Третье. Экономический спад характерный для первых эта­пов перехода к рынку, сокращает потребность в рабочей силе, является одним из важнейших факторов, способствующих росту безработицы. Поскольку для дореформенной экономики ха­рактерен острый дефицит рабочей силы, падение производ­ства на старте рыночных реформ первоначально сопровож­дается не столько сокращением численности персонала, сколько сокращением вакантных рабочих мест. Только с те­чением времени, по мере того, как рассасывается избыточный спрос на рынке труда, сокращение производства начинает все более интенсивно проявляться в снижении занятости. Предприниматели в период кризисного падения производства стремятся не допустить пропорционального сокращения численности ра­бочих, особенно квалифицированных, в подготовку которых вложены значительные средства. В противном случае перед ними встанет трудноразрешимая кадровая проблема в период оживления деловой активности. Однако, возможности част­ных (негосударственных) фирм не допускать существенного сокращения численности рабочих при значительном падении объема производства, весьма ограничены. Такая политика со­провождается серьезными убытками, что чревато банкрот­ством и в любом случае противодействует стремлению фирм к максимизации прибыли. Возможности государственных предприятий сохранять прежнюю численность персонала в период падения объемов производства значительно выше, чем у негосударственных фирм, поскольку, с одной стороны, при­быль не является основной целью госпредприятий, а с дру­гой -  они, как правило, используются финансовой поддерж­кой государства, и поэтому легче переносят временные убыт­ки.

Государственные предприятия реагируют на сокращение производства сокращением рабочего дня, рабочей недели, предоставлением внеочередных отпусков работникам, но не существенным сокращением численности персонала. Преобла­дание государственных предприятий на первых этапах пере­хода к рыночной экономике ведет к тому, что существенное снижение объема реального ВНП проявляется в большей ме­ре в нарастании скрытой, внутризаводской безработицы и не сопровождается массовыми увольнениями. Ситуация начинает изменяться вместе с развертыванием процесса приватизации госпредприятий. По мере увеличения доли рабочей силы, занятой в негосударственном секторе, кризисное падение производства вызывает все более интен­сивное увеличение численности полностью безработных. Ориентированные на прибыль негосударственные предприя­тия, действующие в условиях конкуренции, реально заинтере­сованы в снижении издержек и высвобождении внутрипроиз­водственных резервов рабочей силы. Поэтому с ростом доли негосударственного сектора безработица может некоторое время возрастать независимо от текущей динамики производства. Сокращение производства, имевшее место в предше­ствующий период и выражавшееся первоначально в нараста­нии внутрипроизводственных резервов рабочей силы, теперь, спустя значительный период времени, начинает проявляться посредством увеличения циклической безработицы.

На продолжительность временного лага между сокращением производства и занятости оказывает влияние кредитно-денежная политика государства. Низкая учетная ставка процента, широкие масштабы льготного кредитования, система взаимозачетов долговых обязательств предприятий, характерные для первых этапов рыночной реформы в Рос­сии, позволяли многим предприятиям содержать прежнее количество работников, несмотря на существенное сокраще­ние производства и доходов. Ужесточение кредитно-денежной политики заставляет предприятия быстрее реагировать на сокращение выпуска и доходов понижением численности ра­ботников.

Взаимосвязь между безработицей и инфляцией иллюстри­руется обычно посредством так называемой кривой Филлипса. Различают краткосрочную и долгосрочную кривые Филлипса. Последняя выглядит на рис. 2 как прямая вертикаль­ная линия и иллюстрирует тот факт, что в длительном периоде инфляция и безработица не корреспондируют друг с другом. Экономика имеет тенденцию выходить на уровень полной занятости (естественный уровень безработицы) при любых темпах инфляции. В отличие от этого, краткосрочная кривая Филлипса иллюстрирует обратную взаимозависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы (см. рис. 2). Сторонники различных экономических школ по-разному обосновывают зависимость, выражаемую краткосрочной кри­вой Филлипса. Одно из обоснований (соответствующее условиям переходной экономики) состоит в том, что ряд факто­ров оказывает одновременное и разнонаправленное воздей­ствие на темпы инфляции и уровень безработицы. Выше отмечалось, что жесткая фискальная, бюджетная и кредитно-денежная политика позволяет снизить темпы инфляции. Но в то же время уменьшение бюджетных дотаций убы­точным предприятиям, по­вышение налогов, сниже­ние доступности кредитных ресурсов в условиях эконо­мического спада сопровож­дается увеличением числа банкротств,   способствует более быстрому падению производства,   сокращает возможности фирм удержи­вать избыточные трудовые ресурсы, что приводит к по­вышению безработицы. И наоборот, стимулирующая бюд­жетная, фискальная и кредитно-денежная политика, сдержи­вая в краткосрочном периоде падение производства и рост безработицы, способствует повышению темпов инфляции.

Краткосрочная кривая Филлипса, изображенная на рис. 2 (ps1, ), показывает, что каждому значению (показателю тем­пов инфляции соответствует определенный уровень безработицы. Снижение темпов инфляции оборачивается ростом безработицы. Попытки повысить уровень занятости сопровождаются усилением инфляции. Это ставит перед экономической наукой сложнейшую проблему: найти ориентир, на достижение которого должна быть направлена бюджетная, фискальная и, прежде всего, кредитно-денежная политика в переходный период. Из бесчисленного множества альтерна­тивных возможностей нужно отыскать такое сочетание темпа инфляции и уровня безработицы, при котором совокупный негативный эффект безработицы и инфляции был бы мини­мальным. В качестве одного из подходов к решению этой проблемы можно порекомендовать следующее. Определить на базе специальных социологических исследований предель­ный социально-допустимый уровень безработицы (Us на рис. 2) и проводить последовательно жесткую кредитно-де­нежную, фискальную политику и политику бюджетных рас­ходов, подавляя инфляцию до тех пор, пока безработица не приблизится к предельно допустимому уровню. По его до­стижении политика воздействия на совокупный спрос должна стать более гибкой, не допускающей дальнейшего роста безработицы. По вертикальной оси Л откладываются показатели темпа (уровня) инфляции, по горизонтальной оси U показатели уровня безработицы. Кривая   Филлипса краткосрочная —Ps, долгосрочная—pl, U—естественный уровень безработицы.

Искомый результат, изображенный на рис. И в виде точки А с координатами Лs, Us, может рассматриваться, однако, только как промежуточный (краткосрочный) ориентир эко­номической политики. Долгосрочная ее цель состоит в том, чтобы снизить одновременно темпы инфляции и уровень безработицы. Для этого необходимо преодолеть спад в экономи­ке Экономический подъем сопровождается ростом реальных доходов, что позволяет сохранить или даже полностью устранить дефицит госбюджета даже при снижении налоговых ставок. При этом отпадает необходимость постоянного ин-фляционного взбадривания деловой активности средствами кредитно-денежной политики. В результате движение эконо­мкой в сторону полной занятости не сопровождалось 6ы больше повышением темпов инфляции. В терминах кратко­срочной кривой Филлипса это означало бы ее смещение вле­во—вниз из положения Ps1, в положение Рs2, что позволило бы перейти из точки А, например, в точку В или какую-либо иную точку на кривой Ps, также характеризующуюся более низким темпом инфляции и уровнем безработицы.

 

2.2. Социальная политика государства в России

В переходной экономике изменяются при­оритеты и цели, как в экономической, так и в со­циальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духов­ных благ, вместо которой создается механизм со­четания социально гарантированного минимума с платными услугами. Глубокие изменения про­исходят в формировании и распределении общес­твенных благ, в финансировании социально-куль­турных отраслей. Создаются новые социальные институты, адекватные рыночной экономике. Экономика по-прежнему остается основой соци­альных решений, но роль социальной сферы в решении проблем экономического роста возраста­ет. Взаимодействие этих двух факторов определя­ет единую, общую стратегию развития общества — стратегию перехода от одного этапа к другому в осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в переходной экономике— приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация и др. — не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том случае, если их результатом будет достижение высоких жизнен­ных стандартов. При осуществлении экономических реформ государ­ство должно оценивать их последствия для всего населения, проводить взвешенную реалистическую социальную политику. Для опре­деления эффективности социальной политики используются различные индикаторы. На современном этапе переходной экономики использу­ются:

-   показатели уровня жизни (децильный коэффициент дифферен­циации доходов, индекс концентрации доходов населения (индекс Джини), порог бедности и богатства, коэффициент социальной стра­тификации населения, степень удовлетворения потребностей, структу­ра доходов и расходов и др.);

Информация о работе Социальная политика в переходной экономике