Социальная политика в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государст-ва…….……………….2
1.1. Политика государства в формировании доходов населе-ния….……3
1.2. Политика государства на рынке тру-да………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономи-ке…….….11
2.2. Социальная политика в переходной экономике Рос-сии………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

- минимальные государственные стандарты (прожиточный мини­мум, минимальная заработная плата и т.д.);

- социально-демографические показатели (продолжительность жиз­ни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

- показатели экономической активности населения (соотношение занятых в различных секторах экономики, уровень занятости и безра­ботицы, самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);

- показатели социальной напряженности (участие в политических мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступнос­ти, коррупция и т.д.);

- показатели развития социальной сферы (уровень бюджетной обес­печенности региона, доля государственных и коммерческих структур, внебюджетные социальные фонды, соотношение платных, льготных и бесплатных услуг и т.д.); доля затрат на экологию в ВВП.

Оценивая социально-экономическую ситуацию в России с по­мощью названных индикаторов, можно сделать вывод о том, что про­водимый курс реформ, о котором подробно говорилось в предыдущих разделах, не сопровождался четко определенной социальной полити­кой. Государство по существу прекратило контролировать важнейшие социальные процессы, вместо этого время от времени принимались конъюнктурные популистские решения, которые лишь усиливали не­доверие к власти и к проводимым ею преобразованиям.

Социально не обоснованный курс реформ и ослабление государ­ственного регулирования экономики обернулись тягчайший кризисом всей социальной сферы. Социальная цена реформ оказалась очень высо­кой для большинства населения России, которое понесло огромные, во многом невосполнимые потери. Ликвидация товарного дефицита, которую принято относить к положительным результатам реформ, произошла не вследствие разви­тия отечественного производства, а прежде всего из-за сокращения спро­са на внутреннем рынке в связи со снижением платежеспособности на­селения. Последнее же было обусловлено повышением цен, снижением уровня заработной платы и пенсий, сокращением сбережений, т.е. падением жизненного уровня населения.

На грани полного разрушения находятся практически все отрас­ли социальной сферы — образование, здравоохранение, культура, об­щественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая не­обеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жиз­необеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительно умень­шилась доступность социальных услуг для основной массы населения в результате резкого расширения их платности.

Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депо­пуляции в связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продол­жительности жизни. Так, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сократилась с 70 лет в 1989 г. до 65 лет в 1995 г., а естественный прирост на 1000 человек в этот период также уменьшился, т.е. началась убыль населения.[2] В основе этих негативных процессов, сопровождаемых снижени­ем репродуктивного потенциала, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы.

Для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти. Социальная политика по своей сути яв­ляется долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспектив­ной модели социально-экономического устройства общества. Социаль­ная политика должна содержать стратегические установки, направлен­ные на достижение крупномасштабных целей.

Стратегические цели социальной политики определяются комплек­сом условий переходной экономики. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении финан­совых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ран жирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.

В долговременной перспективе, это приближение уровня и качест­ва жизни россиян к стандартам постиндустриального общества, достиг­нутым на основе научно-технической революции; в среднесрочном пе­риоде - достижение докризисного уровня и качества жизни, прису­щих им стандартов потребления; в настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвра­щения социального взрыва.

Достижение долговременной стратегической цели связано с фор­мированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стан­дартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки соци­альной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамот­ности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социаль­ного обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качес­тва жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обос­нованной социальной стратегии и политики, составной частью кото­рой должна быть специальная программа преодоления резкого сниже­ния качества жизни российских граждан.

Важный стратегический ориентир социальной политики — все­мерное стимулирование мотивации экономической активности чело­века, создание условий для проявления его инициативы, энергии и спо­собностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уро­вень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценнос­тей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

Социальная справедливость заключается в равных стартовых воз­можностях для всех граждан. В переходный период государство долж­но создать условия для реализации прав человека на прожиточный ми­нимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоох­ранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению соци­альной справедливости.

Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государ­ственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

  - нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);

-  социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределе­ния доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

  - налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости.

Широкое развитие должно получить территориальное самоуправ­ление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.

Наряду со стратегическими установками социаль­ная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер пре­одоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания, своев­ременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расшире­ния зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социаль­ной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жиз­ни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их опре­деления необходимо установить соотношение бюджетных и небюджет­ных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономи­ки на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социаль­ными приоритетами) являются:

- достижение улучшения материального положения и условий жиз­ни людей;

- обеспечение занятости населения, повышение качества и конку­рентоспособности рабочей силы;

- гарантии конституционных прав граждан в области труда, соци­альной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспече­ния жильем;

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;  улучшение социальной инфраструктуры.

Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных со­циальных стандартов (социальных нормативов); законодательное за­крепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государствен­ных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожи­точного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедли­вого их распределения; создание полноценной системы защиты трудо­вых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-ком­мунального хозяйства.

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производст­во экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлет­ворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития, заметного улучшения материаль­ного положения населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

В переходной эконо­мике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание ре­гионов по уровню социального развития, поэтому при разработке со­циальных приоритетов следует учесть потребности регионов в бюджет­ных трансфертах.

Необходима разработка региональных программ занятости, соци­альной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких про­грамм позволит сосредоточить средства на реализации важнейших со­циальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:

-   выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

-          поддержке социальных реформ и социального развития проблем­ных регионов;

-          адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в реше­ние социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональ­ных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной под­держки безработных.

Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является резкая дифференциация доходов населения, разделение общес­тва на бедных и богатых; кроме того существенно изменилась структу­ра бедных слоев населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых бедных'' трудоспособных людей, кото­рые готовы работать, но не могут заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: уве­личение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-комму­нальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная рефор­ма направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе про­ведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудо­вого вклада каждого человека, усилить адресный характер социаль­ной помощи. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. чело­век.[3] Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого кон­кретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспо­собные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обес­печить им возможность повышения своего благосостояния за счет сво­его труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необхо­димы меры по стимулированию инвестиций для отечественных това­ропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на произ­водстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и в госсекторе, где резко растет производственный трав­матизм. Основы законодательства РФ об охране труда не дают необходи­мых гарантий ра6отающим. Этот документ не предусматривает соци­альной защиты от профессиональных рисков, не обязывает работода­телей соблюдать правила техники безопасности и гигиены труда.

Информация о работе Социальная политика в переходной экономике