Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.
Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государст-ва…….……………….2
1.1. Политика государства в формировании доходов населе-ния….……3
1.2. Политика государства на рынке тру-да………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономи-ке…….….11
2.2. Социальная политика в переходной экономике Рос-сии………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39
- минимальные государственные стандарты (прожиточный минимум, минимальная заработная плата и т.д.);
- социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);
- показатели экономической активности населения (соотношение занятых в различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы, самозанятость, миграция населения и ее причины, миграция интеллектуалов);
- показатели социальной напряженности (участие в политических мероприятиях, забастовках, порог безработицы, динамика преступности, коррупция и т.д.);
- показатели развития социальной сферы (уровень бюджетной обеспеченности региона, доля государственных и коммерческих структур, внебюджетные социальные фонды, соотношение платных, льготных и бесплатных услуг и т.д.); доля затрат на экологию в ВВП.
Оценивая социально-экономическую ситуацию в России с помощью названных индикаторов, можно сделать вывод о том, что проводимый курс реформ, о котором подробно говорилось в предыдущих разделах, не сопровождался четко определенной социальной политикой. Государство по существу прекратило контролировать важнейшие социальные процессы, вместо этого время от времени принимались конъюнктурные популистские решения, которые лишь усиливали недоверие к власти и к проводимым ею преобразованиям.
Социально не обоснованный курс реформ и ослабление государственного регулирования экономики обернулись тягчайший кризисом всей социальной сферы. Социальная цена реформ оказалась очень высокой для большинства населения России, которое понесло огромные, во многом невосполнимые потери. Ликвидация товарного дефицита, которую принято относить к положительным результатам реформ, произошла не вследствие развития отечественного производства, а прежде всего из-за сокращения спроса на внутреннем рынке в связи со снижением платежеспособности населения. Последнее же было обусловлено повышением цен, снижением уровня заработной платы и пенсий, сокращением сбережений, т.е. падением жизненного уровня населения.
На грани полного разрушения находятся практически все отрасли социальной сферы — образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительно уменьшилась доступность социальных услуг для основной массы населения в результате резкого расширения их платности.
Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции в связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сократилась с 70 лет в 1989 г. до 65 лет в 1995 г., а естественный прирост на 1000 человек в этот период также уменьшился, т.е. началась убыль населения.[2] В основе этих негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы.
Для преодоления социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Стратегические цели социальной политики определяются комплексом условий переходной экономики. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ран жирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.
В долговременной перспективе, это приближение уровня и качества жизни россиян к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно-технической революции; в среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; в настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращения социального взрыва.
Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).
Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обоснованной социальной стратегии и политики, составной частью которой должна быть специальная программа преодоления резкого снижения качества жизни российских граждан.
Важный стратегический ориентир социальной политики — всемерное стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.
Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.
Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.
Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:
- нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);
- социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);
- налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости.
Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.
Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.
Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.
Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.
В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития, заметного улучшения материального положения населения и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.
В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в бюджетных трансфертах.
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.
В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:
- выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
- поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
- адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.
Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и богатых; кроме того существенно изменилась структура бедных слоев населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых бедных'' трудоспособных людей, которые готовы работать, но не могут заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе проведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудового вклада каждого человека, усилить адресный характер социальной помощи. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек.[3] Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и в госсекторе, где резко растет производственный травматизм. Основы законодательства РФ об охране труда не дают необходимых гарантий ра6отающим. Этот документ не предусматривает социальной защиты от профессиональных рисков, не обязывает работодателей соблюдать правила техники безопасности и гигиены труда.
Информация о работе Социальная политика в переходной экономике