Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.
Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государст-ва…….……………….2
1.1. Политика государства в формировании доходов населе-ния….……3
1.2. Политика государства на рынке тру-да………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономи-ке…….….11
2.2. Социальная политика в переходной экономике Рос-сии………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39
Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения его при существенном улучшении этих показателей.
Социальная защита работников не может ограничиваться только регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с учетом демографической нагрузки увольняемого. Это относится и к системе социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим за внуками, необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за престарелыми и инвалидами.
В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия, выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социальной защиты.
В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).
Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по нескольким направлениям. При определении размеров социальных пособий целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда и учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует законодательно закрепить право на получение только одного вида социальной помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, будет развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспеченным на уровне субъектов РФ.
Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложившийся в регионе среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую ситуацию. Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской Федерации, где высок уровень бедности. Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должна играть социальная защита основных прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.
В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-
Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное, образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством; содействовать развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего развития высшего и послевузовского образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому необходима разработка новой модели финансирования высшей школы.
Прежде всего, следует образовать федеральный внебюджетный фонд высшей школы для финансирования прежде всего вузов, готовящих специалистов для фундаментальных наук. Размеры (абсолютные и относительные) этого фонда следует устанавливать в первоочередном порядке до утверждения других статей бюджета. Такой порядок исключит возможность исполнительных властей маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу, урезать расходы на высшее образование в связи с изменением бюджетных приоритетов.
Создание федерального внебюджетного фонда особенно важно потому, что в последние годы сократился приток специалистов в науку. За счет данного фонда может осуществляться контрактная подготовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями. Контрактная подготовка даст возможность в известной мере решить и проблему повышения заработной платы.
Кроме того, следует придать вузам статус некоммерческих организаций, что предполагает освобождение их от всех видов налогов, сборов и пошлин, предоставление в распоряжение вузов всей валютной выручки от их внешнеэкономической деятельности. В вечное пользование без права отчуждения вузам необходимо передать землю и другие ресурсы территории, на которой они расположены.
Наиболее гибким способом направления бюджетных средств для высшей школы является образовательный ваучер, предполагающий предоставление кредита на получение высшего образования. Система централизованного кредитования получения студентами высшего образования может быть разнообразной: безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.
Коммерциализацию высшего образования следует проводить наряду с обеспечением государственных гарантий его получения, в сочетании с развитием негосударственных учебных заведений. При создании новых вузов допустимы любые формы собственности, но существующие институты приватизировать нецелесообразно.
Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных заведений. Необходимо предусмотреть, чтобы для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными органами бесплатно на приоритетной основе.
Коммерциализация системы высшего образования может осуществляться путем передачи функций владения и использования вузовской инфраструктуры через арендно-лизинговые отношения. При этом государство продолжает оставаться собственником этой вузовской инфраструктуры, а вузы получают финансовую и экономическую самостоятельность. Чтобы исключить возможность вмешательства властных структур в деятельность вузов и сохранить их автономию, целесообразно создавать независимые от правительства экспертные советы по высшей школе, которые имели бы право самостоятельно расходовать направляемые на развитие и функционирование высшей школы средства.
Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:
- устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;
- приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа жизни;
- повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;
- защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.
Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения является разграничение функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном уровне решались многие вопросы организации и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным программам здравоохранения, координатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения.
Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья требует проведения единой научно-технической политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр должен играть особую роль в обеспечении развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб сосредоточится на стратегических направлениях развития медико-индустриального комплекса и финансирования федеральных программ.
Экономическая самостоятельность регионов позволяет им выбирать оптимальные региональные программы в части изменения структуры медицинской помощи. В связи с этим необходимо разработать научные основы селективной политики в здравоохранении, систему показателей, позволяющих обосновывать приоритеты развития.
Прежде всего, требуется увеличение доли финансирования первичного, амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в настоящее время на стационарную медицинскую помощь в России тратится примерно 80—85% средств, а на амбулаторно-поликлиническую — 15—20%. [4]Между тем часть услуг, которые сейчас оказываются населению в условиях стационара, возможно обеспечить в амбулаторно-поликлиническом звене. Доля последнего в использовании ресурсов может достигать 2/5 без какого-либо ущемления интересов пациентов. Это направление реформы уже реализуется путем ускоренного развертывания новых видов медицинской помощи.
Переход к финансированию учреждений здравоохранения в расчете на одного вылеченного пациента является основой экономической реформы в этой сфере. Он требует изучения действия медицинских, экономических, социальных и организационных факторов, и, прежде всего, определения фактических и разработки нормативных значений стоимости лечения одного больного по группам с учетом сложности лечения, проведения расчетов цен, экономического анализа, поиска путей минимизации издержек.
Необходимо разработать экономический механизм функционирования медицинских учреждений, обеспечивающий приоритет потребителя, контроль эффективности и качества медицинской помощи. Этому может способствовать аккредитация медицинских учреждений, т.е. определение их соответствия установленным профессиональным стандартам. Многие медицинские учреждения пока еще не отвечают этим требованиям, поэтому предстоит большая работа по их модернизации, техническому переоснащению и организационному совершенствованию. В этом же направлении будет действовать и развивающаяся система добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг. Финансовое положение в здравоохранении может облегчить более активное использование помощи организаций благотворительности и милосердия, а также спонсоров, в том числе состоятельных предпринимателей.
Информация о работе Социальная политика в переходной экономике