Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:23, автореферат
Актуальность исследования. Осмысление диалектики трансформации современного российского общества предполагает обращение к такому важному элементу его развития, каким является трудовой коллектив. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов. Индивид, как бы он не был самостоятелен, не может существовать, не может выражать свою сущность вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с другими группами людей.
На правах
рукописи
Дыленова
Ирина Ивановна
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК МАЛОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА
ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
(на
материалах Республики
Бурятия)
Специальность 22.00.04 – социальная структура,
социальные
институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
социологических наук
Улан–Удэ - 2007
Работа выполнена в отделе истории, этнологии и социологии
Института монголоведения, буддологии и тибетологии
Сибирского
отделения Российской академии наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Серебрякова Юлия Александровна
доцент
Ведущая организация: Восточно-Сибирский
государственный технологический
Защита
состоится 12 ноября 2007 г. в 12.00 часов на
заседании диссертационного совета Д
212.022.01 по защите диссертаций на соискание
ученой степени доктора наук при Бурятском
государственном университете по адресу:
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а», конференц-зал.
С
диссертацией можно ознакомиться в
научной библиотеке Бурятского государственного
университета.
Автореферат
разослан 11 октября 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор философских
наук, доцент
Кузнецова А.М.
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность исследования. Осмысление диалектики трансформации современного российского общества предполагает обращение к такому важному элементу его развития, каким является трудовой коллектив. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов. Индивид, как бы он не был самостоятелен, не может существовать, не может выражать свою сущность вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с другими группами людей. Таким образом, встает вопрос о необходимости всестороннего социологического изучения трудового коллектива как малой группы.
В отечественной социологии и социальной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива, а в отечественной психологии управления он рассматривался как объект исследования. Западная психология и социология оперировала понятием «малая социальная группа». В последние годы происходит взаимопроникновение и взаимообогащение этих двух направлений исследования.
Что касается соотношения понятий «малая группа» и «коллектив», то для последующего изложения важен вывод, что коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов (например, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Л.И. Уманского), наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик. Такое понимание коллектива ведет к формулировке ставшего почти трюизмом положения: всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Это положение существенно, так как дает возможность привлечь к рассмотрению разные аспекты группового процесса, данные, полученные при изучении коллектива, и в тоже время указывает на необходимость дифференцированного использования материалов исследования различных малых групп, учитывая степень их продвижения к собственно коллективу.
В теоретическом плане сложным моментом является операционализация многих выделяемых специалистами признаков коллектива, перевод их с общеописательного языка на язык групповых значений, без чего невозможно произвести градацию форм групповой жизни в их движении к коллективистским проявлениям. Отмеченная трудность осложняется еще и тем обстоятельством, что между исследователями до сих пор имеются значительные расхождения в понимании сущности группового процесса и в определении тех или иных групповых характеристик. Имеющиеся разногласия препятствуют продуктивности теоретической работы и одновременно сказываются на конструировании необходимого методического инструментария, ставя под сомнение адекватность предлагаемых измерительных средств. По этой причине вопрос диагностики уровней развития малой группы все еще относится к разряду критических, а исследователи коллективообразования, пытаясь эмпирически представить дифференцированную картину процесса, нередко вынуждены оперировать такими понятиями как «высокий уровень развития коллектива», «низкий уровень развития коллектива» или «высокий уровень группового развития», «низкий уровень группового развития» и т.п.
Степень изученности. В советской науке уделялось большое внимание разработке проблем коллектива. Наиболее интенсивно исследование коллектива происходит в конце 60-70 гг. когда вышли фундаментальные работы по философии, научному коммунизму, в которых была сформулирована концепция коллектива и разработан ряд аспектов его анализа в условиях социалистического общества.
Философскому анализу коллектива, раскрытию детерминации его деятельности, определению основных этапов развития, раскрытию его социальных характеристик и функций было посвящено немало работ: Л.П Буева, Г.М Гак, В.Г. Иванов, Б.В. Князев, В.И. Ратников, А.К. Уледов и др.1 Большое место занимают труды, соединяющие в себе разработку этих концепций и обобщение данных конкретных социологических исследований: Д.М Гвишиани, А. Г. Здравомыслов, Н.И Лапин, В.Г. Подмарков, О.И Шкаратан, В.М Шепель, В.А. Ядов.2 В них предпринимаются попытки определить понятие «коллектив», сформулировать теоретические предпосылки и предложить конкретные методы его исследования. В значительной части работ содержится критика методологической несостоятельности буржуазной социологии групп и коллективов. Большое число трудов посвящено анализу самых различных видов коллективов: производственного, учебного, научного, семейного, педагогического и др.
Большое место по изучению социальной психологии коллектива занимают исследования А.Д. Глоточкина, А.И. Донцова, А.Г. Ковалева, Д.П. Кайдалова, И.Т. Левыкина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Е.И. Суименко, В.В. Шпалинского3. В них раскрывается специфика социально-психологического подхода к коллективу.
Значительное количество трудов социологов и социальных психологов посвящено анализу проблем управления коллективом: И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Н.С. Мансуров, А.Г. Сороковой, М.В. Тараткевич и др.4 Среди них содержание процесса управления, различные его аспекты (экономический, социальный, социально-психологический), структура управления, методы и средства управления и др.
С конца 1970 г. концепции коллектива, его сущности, динамике, функциям уделяется заметно меньше внимания. Большинство работ посвящается анализу отдельных типов коллективов или отдельных аспектов их жизнедеятельности, среди них можно назвать публикации Л.С. Бляхмана, Е.С. Кубанкова, А.М. Омарова, Ю.Г. Орлова, В.А. Сапрыкина5, которые содержат обобщения и анализ результатов конкретных социологических исследований, методов эмпирического изучения коллектива.
В западной социологии в изучении трудового коллектива и малых групп основное место занимают работы Э. Дюркгейма, Д. Морено, Э. Мэйо, Ч. Кули, Д. Хоманса и других6. Данные исследования дали начало развитию поведенческих наук, акцентировавших внимание на человеческом аспекте организации, а также были направлены на изучение механизма протекания групповых процессов и степени их влияния на отдельных членов группы.
Определенный вклад в исследование социальной структуры рабочего класса и трудового коллектива внесли обществоведы Бурятии: М.Н. Балдано, В.В. Беликов, И.И. Осинский, Ю.Б. Рандалов, Ц.Ц. Чойропов7. Они анализируют особенности формирования и развития рабочего класса, их функции и роль в развитии производственных сил Бурятии.
В период перестройки проблема человеческого фактора стала одной из главных в области научных исследований, появились публикации Н.А. Аитова, Л.С. Бляхмана, Л.А. Гордона, М.А. Ковригина, М.Я. Сонина, О.И. Шкаратана8.
Если в советский период список работ, посвященных трудовому коллективу насчитывал несколько сотен, то в начале экономических реформ число публикаций по проблемам трудового коллектива и рабочего класса резко сократилось.
В статьях с период 2000 г. проблема трудового коллектива анализируется с точки зрения социально-экономического положения работников в условиях рыночной экономики, понижение их статуса, обращается внимание на роль безработицы. Это работы В.В. Беленького, Г.П. Бессокирной, З.Т. Голенковой, О.Г. Исуповой, В.В. Радаева, О.Н. Субочева, Ж.Т. Тощенко9.
Объектом исследования является трудовой коллектив как малая группа в условиях общества переходного периода на примере Республики Бурятия.
Предметом исследования является социальное поведение трудового коллектива как малой группы.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей социального поведения трудового коллектива как малой группы в условиях общества переходного периода на материалах Республики Бурятия.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
Гипотезы исследования:
Основные положения, выносимые на защиту: