Социально-экономические преобразования в странах Латинской Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:21, реферат

Описание

Объектом исследования данного реферата является система стратегий в странах Латинской Америки и принципы социально-экономического развития.
Предметом исследования являются теория социально-экономических процессов в Латинской Америке на этапе ее преобразований, практической деятельности конкретных государств.
Цель исследования состоит в рассмотрении и анализе стратегий, которые применялись в Латинской Америке.

Содержание

Введение
1. Социально-экономические преобразования в странах Латинской Америки
2. Стратегии производства в Латинской Америке: «Импортзамещение»
3. Изменение геополитической ситуации в Латинской Америке
4. Латиноамериканские стратегии
5. Переход к индустриально-аграрному развитию Латинской Америки
6. Опыт Кубы на примере социальной модели
7. Общественно- политическое развитие Латинской Америки в современном мире
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат СТРАТ.ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

1.      Социально-экономические преобразования в странах Латинской Америки

2.      Стратегии производства в Латинской Америке:  «Импортзамещение»

3.      Изменение геополитической ситуации в Латинской Америке

4.      Латиноамериканские стратегии

5.      Переход к индустриально-аграрному развитию Латинской Америки

6.      Опыт Кубы на примере социальной модели

7.      Общественно- политическое развитие Латинской Америки в современном мире

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Эра неолиберальных экономических реформ в Латинской Америке, с которыми были связаны большие надежды, подошла к концу. Была проведена политика, которая означала: уменьшение дефицитов бюджета, понижение импортных тарифов, сокращение числа ограничений на международную торговлю и потоки капитала, а также повышение роли рынков в распределении ресурсов, независимо от истории или институциональной системы каждой страны. В начале 90-х годов большинство экономистов полагали, что эти изменения в сочетании с благоприятной международной обстановкой позволят преодолеть последствия «потерянного десятилетия» 80-х гг. и вернуться на путь устойчивого экономического роста. Однако результаты оказались неожиданными. В некоторых случаях они превысили самые оптимистические прогнозы, а в других- не оправдали ожиданий. В Латинской Америке наблюдались резкие подъемы и спады. Некоторые странам удавалось поддерживать высокие темпы экономического роста в условиях скромных реформ, тогда как другие не смогли добиться роста даже в результате проведения широкомасштабных реформ.

Объяснение причин такого широкого разброса результатов экономических реформ и стратегий и обоснование новой парадигмы развития стали основными задачами данного реферата.

Объектом исследования данного реферата является система стратегий в странах Латинской Америки и принципы социально-экономического развития.

Предметом исследования являются теория социально-экономических процессов в Латинской Америке на этапе ее преобразований, практической деятельности конкретных государств.

Цель исследования состоит в рассмотрении и анализе стратегий, которые применялись в Латинской Америке.

 

1. Социально-экономические преобразования в странах Латинской Америки

Латиноамериканские страны практически завершили переход от авторитарно-олигархических режимов и военных диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества.

По состоянию на 1980 г., из 26 стран региона только половина имела демократически избранное государственное руководство и лишь в трех странах главы местных администраций определялись электоральным[1] путем. Но к 1997 г. к первой категории относились все 26 рассматриваемых стран, а ко второй - 17.

Принятие новых основных законов государства, в одних случаях, и существенные поправки к конституциям - в других, позволили продвинуться в закреплении принципа разделения властей и расширить поле их конструктивного регулируемого взаимодействия. Произошло и определенное перераспределение полномочий в пользу органов власти на местах. Об этом свидетельствует децентрализация распоряжения бюджетными средствами. На 1980 г. в 26 странах региона на местные администрации приходилось 15,6% расходуемых бюджетных средств, а к 1995 г. - 19,3%.

Преодолены (либо отошли на задний план) былые военно-политические конфликты. И хотя нельзя недооценивать новые угрозы стабильности (возможность взрывов социального недовольства из-за ухудшения условий жизни низов, экспансию наркомафии и ее проникновение во власть, коррупцию, деформации, вызываемые формированием экономико-политических клановых структур), сегодня конституционная преемственность демократических институтов представляется в определенной мере обеспеченной.

В области экономики за последние десятилетия наблюдается определенная цикличность в переходе от либеральных моделей развития экономики к моделям, основанным на госрегулировании (это относится к странам с рыночной экономикой вообще, а отнюдь не только к странам Латинской Америки). Причем в латиноамериканских странах эта смена происходила асинхронно. В связи с этим можно проследить следующие этапы.

1.     На первом этапе экономических преобразований в большинстве стран Латинской Америки наблюдается переход от протекционистской полузакрытой хозяйственной модели, основанной на политике импортозамещающей индустриализации, к либеральной рыночной системе, предполагающей расширение пространства для предпринимательской активности с ориентацией на открытость по отношению к мировому рынку, на глубокое вовлечение в мирохозяйственные процессы, уход государства от непосредственного участия в производственной деятельности, переключение его на косвенное (преимущественно финансово-фискальное) регулирование экономики.

Пионером в этом процессе стала Чили. В Чили активно стал проводиться курс на денационализацию государственной собственности, начался быстрый "передел" государственного бюджета, резко сокращались расходы на социальную сферу. Однако, вопреки ожиданиям, вместо подъема произошел спад производства и инвестиций. Происходил быстрый рост спекулятивных операций в ущерб реальному производству, рос бюджетный дефицит, безработица, уровень жизни большинства населения приближался к границе нищеты, увеличивался внутренний и внешний долг.

Аналогичные ошибки в проведении реформ повторила Аргентина (уже в начале 90-х годов).

2.     Хотя Латинская Америка добилась определенных успехов на пути реформирования своей финансово-экономической системы (во многом за счет значительного притока иностранного капитала и при поддержке международных финансовых организаций), однако за это им пришлось заплатить чрезмерно высокую социальную цену.

Кроме того, пример Чили, Аргентины, и в меньшей степени, Бразилии показывает, что безоговорочное следование неолиберальному курсу обрекает избравшие его страны (с их еще достаточно слабой и нестабильной экономикой) на чрезмерную зависимость от международных финансовых рынков. В кризисных ситуациях, как показывают события 1998 года, это оборачивается огромными потерями.

3. Под влиянием неудач неолиберального этапа реформ и роста понимания необходимости усиления государственного регулирования экономики во многих странах Латинской Америки происходил переход ко второму этапу экономических преобразований.

Так, под влиянием мирового экономического спада начала 80-х гг. чилийская экономика пережила кризис, заставивший изменить экономический курс в сторону усиления государственного регулирования. Стала проводиться антимонопольная политика, частичная деприватизация, изменена структура госбюджета в сторону социальных статей.

Ныне государственное регулирование становится все более целенаправленным. Координирующая роль государства усилилась в кредитно-финансовой сфере, в отношении страховых компаний и пенсионных фондов, в области здравоохранения.

В Аргентине все громче ставится вопрос о необходимости усиления госконтроля над финансово-экономической деятельностью в стране, поскольку либеральный курс оказался уязвим с точки зрения экономической безопасности (опыт показал, что можно получать высокие прибыли на дестабилизации финансовых рынков).

Что касается Бразилии, где экономические реформы в 90-х годах идет наиболее успешно и стабильно, ее успехи объясняются тем, что элементы госрегулирования с самого начала сочетались в программе реформ с неолиберальными стратегиями.

4. При всех издержках, которые страны Латинской Америки понесли на этапе про рыночных преобразований, в большинстве случаев вышли на траекторию динамичного хозяйственного роста (см. табл.), существенная модернизация многих секторов экономики.

Таблица № 1

Прирост ВВП (в %)

 

В среднем за 1981-90 гг.

В среднем за 1991-97 гг.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Аргентина

-0,7

5,5

8

4,3-4,6

4,8-5,1

Бразилия

1,3

2,8

3,5

1,2-1,5

3,3-3,7

Чили

3

7

6,5

5,3-5,6

5,7-5,9

 

Отмечая очевидный экономический прогресс, рано говорить о завершении реформ и о преодолении "узких мест" в экономическом и социальном развитии стран Латинской Америки. Еще не обеспечена должная стабильность хозяйственного роста, недостаточно окрепла база внутренних накоплений, в большинстве стран континента не просматривается перспектива повышения жизненного уровня основной массы населения, тяжело пострадавшего как от кризиса 80-х гг., так и от неолиберальных реформ[2].

 

2.     Стратегии производства в Латинской Америке: «Импортзамещение»

Говоря о новых индустриальных странах, стоит упомянуть их главную особенность - большая доля обрабатывающей промышленности в валовой продукции и экспорте страны. Например, Азиатские страны изначально ориентировали развитие своей обрабатывающей индустрии на внешние рынки, придавая ей ярко выраженную экспортную направленность.

Латиноамериканские страны сначала пошли другим путем, поставив для себя задачу удовлетворения внутренних потребностей собственным производством. По сравнению с азиатскими странами латиноамериканские имели большую численность населения, более крупные масштабы экономики, т. е. обладали значительным внутренним рынком. Подобный тип индустриализации получил наименование «импортозамещения», т. е. замены импортных товаров отечественными на внутреннем рынке. Этот путь характерен для догоняющих стран, вставших на рельсы индустриального развития, но значительно отстающих от мировых лидеров.

Импортозамещение не означало, что возникало чисто национальное производство. Часто импорт какой-либо продукции заменялся на ее производство той же зарубежной компанией, но уже на латиноамериканской земле. В целом это было выгодно, т. к. появлялась возможность создания современного производства, увеличения занятости населения, подготовки отечественных кадров, да и продукция оказывалась дешевле импортной. «Избыточная» часть товаров могла экспортироваться. Классический пример — автомобильная промышленность, которая начиналась с автосборки из импортных деталей и узлов. Позднее было налажено производство комплектующих частей на месте, развилось международное кооперирование. В начале 90-х гг. Бразилия ежегодно производила 1 млн. автомобилей, причем по выпуску грузовых машин и автобусов заняла пятое место в мире. В Мексике упор был сделан на производство легковых автомобилей: страна вплотную подошла к первой десятке мира. Обе страны стали мощными центрами автомобильного производства и сбыта для американских, европейских и японских компаний. Немецкий автомобиль, произведенный в Бразилии, ввозимый, например, и в Колумбию, облагается меньшими налогами по сравнению со своим европейским аналогом.

Развитие обрабатывающей промышленности сопровождалось ростом традиционного производства минерального сырья и аграрной продукции. Латиноамериканские страны сохранили свое лидерство по многим позициям.

Несомненные выгоды импортозамещающей политики сначала закрывали ее негативные моменты. Главный недостаток состоял в создании для отечественных предприятий чрезвычайно льготных, даже «тепличных» условий, ограждающих их от конкуренции. В таких условиях отпадала необходимость совершенствования производства и улучшения качества продукции. Мешала модернизации и психология молодой промышленной буржуазии, стремившейся получить прибыль в основном за счет экономии на заработной плате. Научно-технический уровень был невысоким из-за отсутствия стимулов к его подъему. Полученные доходы часто вывозились за границу в поисках более высокой прибыли вместо того, чтобы быть использованными для модернизации национальной экономики. Результатом стал рост внешней задолженности.

В 60-х — начале 70-х гг. импортозамещение (вместе с другими факторами, которые будут рассмотрены ниже) дало возможность Латинской Америке стать одним из самых динамично развивающихся районов мира. С середины 70-х гг. начинается замедление экономического развития. В 80-х гг. Латинскую Америку потряс глубочайший социально-экономический кризис — «потерянное десятилетие», отбросившее назад экономику латиноамериканских стран. В 90-х гг. спад сменился подъемом. Улучшилось экономическое положение многих стран. Одним из катализаторов подъема стала новая для Латинской Америки экспортоориентированная модель индустриального развития. Постепенная интеграция, развитие процессов транснационализации, приватизация ранее убыточных государственных предприятий (работавших ранее в «тепличных» условиях) дали свои результаты. Экспортная ориентация «подстегнула» экономическое развитие[3].

Новая модель модернизации предполагала становление экспортоори-ентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Основными направлениями реформ стали жесткая антиинфляционная политика, ликвидация дисбаланса во внешней торговле путем протекционистских мер, стимулирование экспорта, особенно нетрадиционного, налоговые реформы, приватизация, модернизация рынка рабочей силы. Несмотря на большие финансовые проблемы, сохранявшиеся на протяжении 1980-1990-х гг., успех экспортоориентированного экономического курса оказался очевидным.

Первая фаза реформ, включающая создание предприятий текстильной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной и ряда других отраслей, производящих потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования, охватила 1940-1950-е гг. Но потенциал импортозамещающей индустриализации оказался очень незначительным. В ходе ее развивалось производство, основанное на простых трудоинтенсивных технологиях, не требующее сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов. Производство же основной массы потребительских и производственных товаров долговременного пользования, а также необходимой для их изготовления промежуточной продукции, с развитием которых связывались надежды на достижение промышленного самообеспечения, было затруднено.

Информация о работе Социально-экономические преобразования в странах Латинской Америки