Социально-психологический климат трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание

актуальность данной контрольной работы состоит в формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива. Что является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ, ВЫЯВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП 4
1.1. Понятие группы 4
1.2. Характеристика формальных групп в организации 4
1.3. Неформальные группы в коллективе 5
1.4. Стадии развития нового коллектива 6
2. ЛИДЕРСТВО ВМЕНЕДЖМЕНТЕ 8
2.1. Определение понятия лидерства 8
2.2. Теории лидерства 9
3. КОНФЛИКТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 12
3.1. Определение конфликта 12
3.2. Виды конфликтов 12
3.3. Методы управление конфликтами. 15
3.4. Сетка «Томаса-Килмена. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 82.28 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ  СТРУКТУРЫ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ, ВЫЯВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП 4

1.1. Понятие группы 4

1.2. Характеристика формальных групп в организации 4

1.3. Неформальные группы в коллективе 5

1.4. Стадии развития нового коллектива 6

2. ЛИДЕРСТВО ВМЕНЕДЖМЕНТЕ 8

2.1. Определение понятия лидерства 8

2.2. Теории лидерства 9

3. КОНФЛИКТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 12

3.1. Определение конфликта 12

3.2. Виды конфликтов 12

3.3. Методы управление конфликтами. 15

3.4. Сетка «Томаса-Килмена. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация – это социальная категория и  одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому  в каждой формальной организации  существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые  образовались без вмешательства  руководства. Эти неформальные объединения  часто оказывают сильное влияние  на качество деятельности и организационную  эффективность.

Но проблема управления человеком в организации  не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой  организации человек работает в  окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации, жизнь которой, в том числе взаимоотношения руководителя и подчиненных, не протекает гладко. Здесь буквально на каждом шагу возникают большие и малые конфликты. Реальность такова, что управляющие предприятий тратят до четверти и более своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий.

Поэтому актуальность данной контрольной работы состоит в формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива. Что является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее  время руководителям многих уровней  не хватает элементарных знаний о  конфликтах, о путях их мирного  решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные  ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».

Объектом исследования является не только конфликт, но и проблемы лидерства, поскольку они являются не менее  важными, а в каких-то моментах даже ключевыми, для достижения организационной  эффективности.

Цель данной работы состоит  в изучении конфликтов, их видов, причин возникновения и в определении  основных методов их разрешения. В работе изложены основные теории лидерства, выделены моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство — эффективным.

  1. ФОРМАЛЬНЫЕ  И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ, ВЫЯВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

  1. Понятие группы

Первое  упоминание слова «группа» в толковых словарях русского языка появилось в 1847 г. Причем оно имело чисто технический смысл «собрание многих фигур, целое составляющих, так приноровленных, что глаз разом их озирает». И только с конца XIX в. словом «группа» стала обозначаться совокупность реально существующих людей. Первым официальным свидетельством реального словоупотребления служит «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля (1880 г.).

По определению российского социального психолога Г. Андреевой «под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»1.

Большое количество групп в обществе и их разнообразие привели к необходимости классификации малых групп, в настоящее время известно около 50 различных классификаций. Вот некоторые из признаков классификации: время существования группы; тип контактов между членами группы; уровень развития; тип структуры; задачи и функции группы; принципы формирования; общественный статус.

В любой организации функционируют различные группы, среди которых следующие: условные (номинальные) и реальные (действительные), последние делятся на экспериментальные и естественные, которые в свою очередь включают формальные и неформальные.

  1. Характеристика  формальных групп в организации

Формальные  группы создаются и существуют в рамках официальных организаций, конкретной деятельности. В них строго распределены позиции и роли членов группы на основе системы подчинения, называемой «структура власти». Цели формальных групп ставятся извне на основе задач, стоящих перед организацией.

В организации функционирует большое количество формальных групп, создаваемых по воле руководителей или по инициативе подчиненных. Теория и практика менеджмента предлагает разнообразные виды формальных групп2:

  1. рабочая (целевая) группа — группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. Задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом;
  2. руководящая (командная) группа — группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад;
  3. комитет - группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют комиссиями или советами.

Деятельность  организации во многом определяется эффективностью функционирования формальных групп. Именно поэтому руководители современных организаций стремятся к формированию команды единомышленников. Сегодня необходимость такой команды является не прихотью менеджера, а требованием времени.

Под командой понимается общность сотрудников организации или структурного подразделения, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности.

  1. Неформальные группы в коллективе

Неформальные  коллективы (группы), иногда в литературе называемые неформальными структурами коллектива, создаются по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений, для достижения какой-то определенной цели. Некоторые такие группы могут быть организованы из людей, которых объединило недовольство руководителем3.

Сила  воздействия неформальных групп — достаточно большая в организации, а при определенных условиях она фактически может стать доминирующей, и все усилия руководства сделать безрезультатными.

Неформальный  лидер — это специалист, не являющийся официальным руководителем, но в силу своих профессиональных навыков, личных или других качеств пользуется авторитетом в коллективе и может оказывать существенное влияние на его поведение.

Существование неформальных групп и объединение в них работников усиливает основные функции коллектива и добавляет некоторые новые.

В неформальной группе больше возможностей оказать или попросить помощь у коллеги. Новый работник быстрее обратится за советом к коллеге, чем к своему начальнику. Это приводит к тому, что новые работники тоже стремятся участвовать в таких группах.

Кроме того, люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Опыты американских ученых показали, что на работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом, на расстоянии метр-полтора, а не на расстоянии нескольких метров. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребность в принадлежности, компетентности, защите, уважении.

Процесс формирования нового коллектива состоит в прохождении последовательно нескольких стадий развития: возникновение; формирование; стабилизация; совершенствование или распад (последняя, естественно, противоположна предыдущим стадиям, отрицает их).

  1. Стадии  развития нового коллектива

Стадия  возникновения характеризуется этапом создания новой организации или приходом нового начальника. На этой стадии задаются целевые установки (внешней организацией), проектируются формальная структура трудового коллектива, органы управления, системы отчетности.

На данной стадии только вырабатываются взаимные требования «начальник-подчиненный», взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер.

Стадия  формирования предполагает образование неформальных малых групп, когда внешние воздействия заменяются внутренними импульсами, а также формируется общественное мнение коллектива.

Данная  стадия особенно сложна для управления коллективом. С одной стороны, создание малых групп — процесс объективный и помешать ему руководитель не в силах.

Для стадии стабилизации характерно достижение состояния зрелости коллектива. Уже создана и действует неформальная структура коллектива, определены условия равновесия, сформированы социальные нормы коллектива, сложилось общественное мнение. Такой коллектив достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям.

Вместе  с тем сложившаяся неформальная структура данного коллектива может создавать определенные сложности с точки зрения управления.

Более высокая производительность возможна, если групповые нормы совпадают с официальными для данной организации. В противном случае наблюдается тенденция к сопротивлению переменам.

В результате действия внешних и внутренних факторов (в экономической ситуации, во внешней среде) коллектив может перейти в стадию стабилизации (совершенствования) или распада.

Любая неформальная группа имеет определенную структуру, систему межличностных отношений, согласно которой каждый работник получает свой социометрический статус в организации.

Бесспорно, что социометрический метод является весьма оперативным и с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина предпочтения внутри группы. Однако систему связей, констатируемую с помощью этого метода, нельзя считать неизменной и статичной, так как социометрия фиксирует лишь внешнюю сторону связей, а внутреннюю природу этих предпочтений она открыть не способна.

Поскольку существование неформальных групп в организации неизбежно, а влияние их велико, менеджменту не стоит бороться с ними, а лучше использовать их преимущества для достижения целей организации.

  1. ЛИДЕРСТВО ВМЕНЕДЖМЕНТЕ

  1. Определение понятия лидерства

Проблемы лидерства являются ключевыми  для достижения организационной  эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет  быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных  ситуациях.

Лидерство — это процесс преимущественно  не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Чтобы лучше  понять природу лидерства, сравним его с собственно управлением. Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процесс социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь»4.

Должность формально создает для  руководителя необходимые предпосылки  быть лидером коллектива, но автоматически  таковым его не делает. Лидер не утверждается приказом, а выдвигается  психологически, признается окружающими. Причина состоит в том, что  он — единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей или показать выход из безвыходных ситуаций.

Информация о работе Социально-психологический климат трудового коллектива