Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – знакомство с социальной ответственностью и этикой менеджмента.
Введение
1. Этика и социальная ответственность: основные понятия
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
1.2 Базисные ценности
1.3 Этика и управленческие решения
2. Этика и социальная ответственность в организации
2.1 Социально-этические проблемы организации
2.2 Социофакторы и этика менеджмента
2.3 Фундаментальные принципы бизнеса
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Ростовский Государственный Строительный Университет»
Курсовая работа
По предмету: Организация в строительстве
На тему: «Социальные факторы и этика менеджмента»
Студентка гр. П-ххх
хххххх
хххххх
Ростов-на-Дону
2012 г.
Содержание
Введение
1. Этика и социальная ответственность: основные понятия
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
1.2 Базисные ценности
1.3 Этика и управленческие решения
2. Этика и социальная
2.1 Социально-этические проблемы организации
2.2 Социофакторы и этика
2.3 Фундаментальные принципы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность проблематики социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса подтверждается, например, тем фактом, что курс "Деловая этика" изучается в настоящее время практически во всех вузах страны. Результаты исследований, проведенные журналом "Эксперт", показывают, что менеджеры российских бизнес-организаций включают этику отношений с внешними и внутренними партнерами в число важнейших составляющих общей оценки делового имиджа организации.
В 50-х годах в США появился основательный труд на тему социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» X. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на предпринимательство, как осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.
Осознание этой проблемы повлекло за собой формирование современной концепции менеджмента.
Социальная ответственность и
этика предпринимательства в
современном представлении
Цель данной курсовой работы – знакомство с социальной ответственностью и этикой менеджмента.
1. Этика и социальная ответственность: основные понятия
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций
Внимание, которое уделяется в
последнее время социально-
Первый фактор - это перевод экономики России на рыночные отношения и связанное с этим замещение преимущественно командно-административных методов управления экономическими и социально-психологическими.
Второй фактор - необходимость заполнения идеологического вакуума, возникшего вследствие отказа от господствующей в течение 70 лет общегосударственной коммунистической идеологии.
Третий фактор - отмеченное многими социологами уменьшение в высокоиндустриальном обществе значения традиций, в том числе и нравственных, что является следствием установленной еще в начале прошлого века немецким социологом Максом Вебером замены "ценностно-ориентированного" поведения людей на "целерациональное".
Четвертый фактор. В современном мире именно организации, где работники проводят наиболее важную часть своей жизни, являются, по сути, первичными ячейками общества. При этом они выполняют две взаимосвязанные функции: экономическую и социальную. Первая заключается в том, что организации создают ценности для потребителей и других заинтересованных сторон. А вторая - дают людям возможность трудиться и получать за результаты своего труда материальное вознаграждение, признание, реализовывать свои права на отдых и охрану здоровья, организовывать профессиональные союзы и др.
И, наконец, пятый фактор. Не всегда
достаточно нравственное ведение бизнеса
вызывает необходимость формирования
обществом требований к социальной
ответственности бизнес-
Мораль (нравственность) (от лат. moralis - касающийся нравов) - совокупность норм, установок и предписаний, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении в различных жизненных сферах, включая и трудовую деятельность. Специфика морали как регулятора социальных отношений заключается в том, что она действует изнутри. Моральное регулирование носит, как говорят психологи, оценочно-императивный характер, т. е. в оценке поступков людей содержится их одобрение либо порицание. Общие нормы морали получают выражение в зафиксированных представлениях (заповедях, принципах, кодексах) о том, как следует поступать и чего нельзя делать. Когда говорят о морали, то имеют в виду суждения о правильном и неправильном, о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Сила моральных требований, всегда безусловных по форме и строгих по содержанию, в том, что человек должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим. Наверное, не зря одна из древнейших заповедей, получившая наименование "золотое правило нравственности", гласит: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Перед глобальными опасностями, угрожающими самому существованию человечества, ответственное отношение к морали, признание приоритета человеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы.
Этика - совокупность универсальных
и специфических нравственных требований
и правил поведения индивида, реализуемых
в общественной жизни. Традиционная
трактовка этики носит
В глоссарии Европейского фонда управления качеством этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации. Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Мораль и этика составляют основу
деловой культуры организации (называемой
также организационной или
1.2 Базисные ценности
Центральное место в организационной культуре занимают базисные ценности, т. е. официально принятый в организации набор наиболее значимых и неизменных принципов, на которых основывается поведение сотрудников.
Совершенно очевидно, что базисные
ценности - это, прежде всего, ценности
этического характера. Их следует отличать
от ценностей конкретной личности (например,
религиозные убеждения, политические
взгляды) или общечеловеческих ценностей
(например, свобода, терпимость). В организациях
формирование базисных ценностей проходит
долгий путь трансформации, в результате
чего они, как правило, становятся их
потребностями или
Сегодня все больше руководителей российских организаций признают необходимость формулирования своих базисных ценностей. Для таких руководителей очевидно, что образ организации формируется не только тем, что она производит, но и ее культурой, составляющими которой наряду с базисными ценностями выступают миссия и видение организации, стиль руководства. Как утверждает Луис Герстнер, знаменитый генеральный менеджер корпорации IBM, "преуспевающие компании почти всегда создают влиятельную культуру, которая укрепляет элементы, делающие ее великой".
Связь морали, этики и организационной культуры образно можно представить в виде трех расположенных друг в друге сфер. При этом мораль составляет сердцевинную сферу, являющуюся основой для сферы этики, которая, в свою очередь, является основой для сферы организационной культуры.
Социально-этические проблемы организации
проявляются в поведенческих
процессах, которые совместно с
операционными и
1.3 Этика и управленческие решения
Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:
· выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;
· соотношение целей и средств их достижения;
· соотношение материальных и духовных ценностей;
· соотношение личных и общественных интересов.
Коммуникация, т. е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:
· вертикальные (межуровневые) - обмен информацией сверху вниз и снизу вверх;
· горизонтальные - обмен информацией между должностными лицами или различными подразделениями одного уровня для согласования действий;
· межличностные - устные сообщения работников (независимо от вида коммуникации).
В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).
Этический уровень организации
характеризуется степенью соблюдения
ее руководителями и сотрудниками нравственных
норм делового сотрудничества. Для
поддержания надлежащего
Типичное содержание этического кодекса
может быть показано на примере структуры
подобного документа санкт-
· этические принципы;
· политика в отношении конфликтов интересов;
· конфиденциальная информация;
· изобретения и интеллектуальная собственность;
· поведение на рабочем месте;
· политика в отношении безопасности труда, охраны здоровья и защиты окружающей среды;
· отношения с партнерами и государственными служащими;
· политика "открытых дверей";
· взыскания.
Принципы и правила, провозглашенные в этических кодексах, могут активно использоваться в рекламных целях организации. Следует, однако, предостеречь от включения в кодексы слишком пафосных и расплывчатых формулировок, за которыми трудно разглядеть истинные этические ценности, исповедуемые организацией. Кроме того, важно, чтобы в этических кодексах закреплялась не только ответственность сотрудников перед организацией, но и обязательства организации перед сотрудниками и обществом в целом.
Для поддержания высокого этического уровня в мировой практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:
· организация постоянно действующего комитета по этике;
· учреждение должности уполномоченного по этике, в функции которого входит информирование напрямую высшего руководства о возникающих проблемах морального плана;
· создание "горячей линии" для замечаний и жалоб;
· проведение аудитов этики поведения;
· выражение благодарности за образцовое этическое поведение сотрудников и т. п.
2. Этика и социальная ответственность в организации
2.1 Социально-этические проблемы организации
Социально-этические проблемы организации целесообразно рассматривать на микро- и макро уровнях. На микроуровне - это проблемы этики, связанные с взаимоотношениями внутри организации, а на макроуровне - с внешними сторонами.
Существенную помощь в решении
социально-этических проблем на
микроуровне призван оказать
международный стандарт, разработанный
неправительственной