Социальный потенциал коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 16:24, реферат

Описание

Важнейшая цель управления коллективом - использование социального потенциала каждого работника, который представляет собой комплексную характеристику способности работников выступать в роли активного субъекта производственной деятельности коллектива. Критерием уровня развития социального потенциала коллектива служит успешность предприятия как показатель отдачи физических и интеллектуальных сил, творческой энергии каждого работника в процессе труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

Понятие и теоретические основы социального потенциала……...…3

Управление социальным потенциалом российских промышленных предприятий и оценка уровня его развития………………………….8

Основные факторы, оказывающие влияние на социальный потенциал работников………………………………...……………...17

Заключение.………………………………………………..………….20

Список использованной литературы………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Социальный потенциал коллектива.docx

— 171.45 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

Понятие и теоретические  основы социального потенциала……...…3

Управление социальным потенциалом российских промышленных предприятий и оценка уровня его  развития………………………….8

Основные факторы, оказывающие влияние на социальный потенциал работников………………………………...……………...17

Заключение.………………………………………………..………….20

Список использованной литературы………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения в России влекут за собой трансформацию производственных отношений на предприятиях и в коллективах. Сложный характер перемен вызывает необходимость изучения факторов, определяющих вхождение отечественных предприятий в процессы мировой экономики, и имеющегося потенциала производственных коллективов. Без учета и ориентации на развитие социального потенциала трудно развивать экономику страны, поскольку в этом залог раскрытия не только имеющихся, но и будущих возможностей любого общества, региона, коллектива, в том числе производственного.

     Конкуренция, экономический и производственный риск требуют особой ответственности, квалификации, готовности и способности  решать сложные задачи как показателей  потенциала работающих.

     Важнейшая цель управления коллективом - использование  социального потенциала каждого  работника, который представляет собой  комплексную характеристику способности  работников выступать в роли активного  субъекта производственной деятельности коллектива. Критерием уровня развития социального потенциала коллектива служит успешность предприятия как  показатель отдачи физических и интеллектуальных сил, творческой энергии каждого  работника в процессе труда. Однако побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда требует  учитывать их интересы и мотивы. С таких позиций социально-экономические  и социально-психологиче ские методы управления коллективом должны преобладать над административными. 
 

     Понятие и теоретические основы социального потенциала 

     Социальный  потенциал коллектива может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно – процесса содержательного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью.

     Социальный  потенциал производственного коллектива - это система, характеризующая возможность  социальных действий членов коллектива в достижении определенных результатов. В структуре социального потенциала выделяются: основание - потребности, мотивы действий людей; элементы социального  потенциала - субпотенциалы; техническая, экономическая и социальная подсистемы; целевая, социально-интегрирующая и управленческая функции; процессы и факторы развития.

     Развитие  социального потенциала производственного  коллектива определяется как объективными, так и субъективными факторами. В качестве объективных выступают экономическая политика, научно-технический прогресс, кадровая политика, культура управления коллективом, организация труда, оплата труда, условия труда и быта, правовая защищенность, социально-психологический климат; к субъективным факторам относятся - ценности и мотивы, нравственность, дисциплинированность, образование, творчество, здоровье.

     Управленческая  культура - это, с одной стороны, особый вид культуры, связанный с воспроизводством ценностей среды в производственной жизни, с другой, - элемент управленческой деятельности, имеющий свои цели и  средства их реализации, в-третьих, это  характеристика профессионального  и нравственного уровня руководителя. Взаимосвязь исходных аспектов - культуры, системы деятельности и личности - дает представление об элементах  управленческой культуры, характерной  для конкретной социально-производственной системы. Основными элементами управленческой культуры являются знания, профессионализм и нравственные качества управленцев.

     Влияние управленческой культуры на социальный потенциал произ водственного коллектива осуществляется через механизм, предусматриваю щий воздействие элементов управленческой культуры, - знаний, профессио нализма, нравственных качеств руководителей - на элементы социального потенциала: инновационно-творческий, профессионал ьно-квал и фикацион ный, организацию и оплату труда, условия труда и быта, социально-психологический климат.

     Управленческая  культура как продукт человеческой деятельности может оптимизировать свое влияние на развитие социального  потенциала производственного коллектива посредством трех управленческих технологий: планирования социального развития, программирования развития социального  потенциала производственного коллектива, стратегии формирования корпоративной  культуры коллектива.

     Социальный  потенциал коллектива определяется прежде всего личностным потенциалом индивидов – членов группы. Вместе с тем, потенциал коллектива не является простой совокупностью личностных потенциалов. В результате складывающихся деловых и межличностных отношений, взаимодействия членов коллектива возникает синергетический эффект на основе развития сплоченности, ценностно-ориентационного единства, самоорганизация коллектива и других интегральных социально-психологических характеристик группы. 
 
 
 
 
 

     Четкую  структуризацию имеют субпотенциалы личностного уровня, характеризующие индивидуальные потенции:

     1. Инновационный потенциал - способность  человека творчески решать те  или иные задачи.

     2. Профессиональный потенциал - способность  человека качественно выполнять  свою работу.

     3. Духовно-нравственный потенциал  - наличие ценностей, присущих  данной личности.

     4. Интеллектуальный потенциал - наличие  знаний и имение их применять  в той или иной сфере деятельности.

     5. Психофизический потенциал - психофизиологические  данные организма человека.

     Структура социального потенциала производственного  коллектива состоит из элементов, характеризующих  возможности и потенции коллектива в целом: творческий потенциал, профессиональный и квалификационный уровень и  т.д.

     Изучение  взаимодействия этих элементов социального  потенциала производственного коллектива требует конкретных социологических  исследований. Однако современные исследования в области социального потенциала пока практически не обращены к вопросам производственного коллектива.

     Социально-психологический  потенциал коллектива можно рассматривать  как совокупность социально-психологических  факторов, существующих в единстве актуального и возможного состояний, и определяет возникновение дополнительных сил коллектива. Выявляются три фактора, в наибольшей степени влияющих на реализацию социально-психологического потенциала:

     - Сплоченность

     - Удовлетворенность трудом

     - Удовлетворенность руководителем

     При этом каждому коллективу присуща  та или иная степень возможности  реализации социально-психологического потенциала («предел реализации потенциала»)

     Немаловажным  аспектом является эмоциальный потенциал коллектива, который является заложенными в эмоциональных состояниях людей возможностями к возбуждению и воспроизводству жизненной энергии, которые в определенных условиях способны значительно повысиьт активность личности и всего коллектива. Хранители эмоционального потенциала – психологический климат и атмосфера. Именно через психологический климат (определяет эмоциональные изменения группы на непродолжительных отрезках времени) и через психологическую атмосферу (которая, в свою очередь, определяет общий эмоциональный фон группы в течение длительного времени) проявляется эмоциональный потенциал группы. Кроме того, именно психологический климат и атмосфера показывают его изменения.

     Особенно  интересными представляются функции  эмоционального потенциала группы.

     Системообразующая функция эмоционального потенциала коллектива заключается в том, что он является одним из факторов, образующих и поддерживающих коллектив как целостную систему. Именно этот фактор побуждает членов коллектива к выполнению определенных задач, таким образом реализуется их побудительная функция. Функция сплочения мотивирует членов группы к налаживанию оптимальных рабочих взаимоотношений путем оптимизации общего эмоционального фона и коммуникации в группы. Функция психологического давления реализуется также через эмоциональный потенциал. Его социально-ориентирующая функция – это ориентирующее направление эмоциональных особенностей членов коллектива, их просоциальное, общественно-ориентированное изменение. Стилеобразующая функция – выработка особого настроения у членов коллектива, которое можно отнести к общему рабочему «стилю» группы. Наконец, потенциалообразующая функция – это свойство самого эмоционального потенциала сохраняться и возобновляться, таким образом, «подзаряжая» эмоциональный фон группы. Таким образом, эмоциональный потенциал группы является регулятором социального поведения.

     Психологическая совместимость и коммуникативная  компетентность членов коллектива являются залогом высокого социального потенциала группы.

     Концепция психологического потенциала является ценнейшим методологическим положением психологии, разработанным в ХХ и  развиваемом в XXI веке, однако в настоящее время она находится в разрозненном состоянии, следовательно – нуждается в существенной методологической проработке.

     Психологии  необходимо найти такое концептуальное решение, которое позволить понять, что именно является сущностью психологического потенциала отдельной личности, малой  или большой группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Управление  социальным потенциалом  российских промышленных предприятий и  оценка уровня его  развития 

     В условиях усиления конкуренции, повышения  экономического и производственного  рисков обязательным условием обеспечения  высокой эффективности управления промышленным предприятием является формирование высокого уровня ответственности и  профессионализма персонала, его готовности и способности решать самые сложные  задачи в условиях глобализации. Это  вынуждает руководство промышленных предприятий предпринимать меры по повышению эффективности управления на основе изменения приоритетов  в социальной и кадровой политике, создавая при этом новые модели и  типы управления. Учитывая тот факт, что усиление стабилизационных процессов  в РФ неизбежно ставит проблемы управления социальным потенциалом промышленных предприятий в ряд приоритетных, рассмотрение вопросов повышения эффективности  управления отечественными промышленными  предприятиями на основе развития социального  потенциала, как необходимая составная  часть теории и практики управления, имеет важное теоретическое и  прикладное значение. 

     Социальный  потенциал имеет многоуровневую структуру и в зависимости  от объекта исследования может рассматриваться  применительно к личности (работнику), трудовому коллективу, предприятию, городу, региону, стране. 

     Как показано на рис. 1, социальный потенциал  промышленного предприятия состоит  из двух взаимосвязанных компонентов: административного (условия формирования и развития социального потенциала) и личностного (интеллектуальный, адаптационный, нравственный, физический, психический  и др. потенциалы работника).

     Рис.1. Взаимосвязь концепций  «социальный потенциал  предприятия» и «социальная  ответственность» 

     Анализируя  существующие научные подходы к  определению содержания концепции  «социальный потенциал предприятия», несложно установить ее взаимосвязь  с понятием корпоративной социальной ответственности.

     Социальная  ответственность предприятия имеет  два вектора развития: ориентированный  ко внутренней или ко внешней среде организации – в зависимости от сферы ответственности. В самом общем виде к внутренней социальной ответственности предприятия относятся такие виды деятельности, как работа по созданию условий безопасности труда персонала; обеспечение стабильности заработной платы; программы дополнительного медицинского и социального страхования персонала; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации; оказание помощи работникам предприятия в критических ситуациях, поддержка ветеранов, вышедших на пенсию, и тому подобные программы.

Информация о работе Социальный потенциал коллектива