Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы
проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно
существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и
неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными
устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система

Содержание

Введение
1. История становления профориентации
2. Теория профориентации
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности
3. Методология профориентации
3.1 Определение критериев эффективности профориентации
4. Основы организации и планирования профориентационной работы
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи
4.3. Основы составления программ профориентационной помощи
5. Профессиональное воспитание учащихся
5.1. Профессиональное просвещение
5.2. Изучение школьников в целях профориентации
5.3 Профессиональная консультация учащихся
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи
7. Заключение
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

осн.проф раб.готов.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)

         «Итак,  профориентация - это научно обоснованная  система  подготовки

молодежи  к  свободному  и  самостоятельному  выбору  профессии,  призванная

учитывать  как   индивидуальные   особенности   каждой   личности,   так   и

необходимость  полноценного  распределения  трудовых  ресурсов  в  интересах

общества. В недалеком прошлом  в  профессиональной ориентации во  главу  угла

обычно   ставилась    практическая    работа    по    ориентации    учащихся

преимущественно  на  рабочие  профессии.  Значительно  позже  было  обращено

внимание на необходимость разработки теории, и   лишь  относительно  недавно

стала  ощущаться  потребность   в   разработке   методологических   вопросов

профориентации.

      Теорию  профориентации  можно  определить  следующим   образом:    это

совокупность высказываний, отражающих  в  концентрированной  форме  комплекс

взглядов, представлений и идей, направленных  на  осуществление  эффективной

профориентационной деятельности .

        Практическая  сторона включает в себя деятельность  государственных  и

общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также  семьи  по

совершенствованию процесса профессионального  и  социального  самоопределения

в интересах личности и общества в целом.»

      Рассмотрим  основные  компоненты  теории  профессиональной  ориентации

школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов,  полученных

с помощью научных методов, в  профориентации мало.  Поэтому  одна  из  важных

задач –  собрать  новые  факты  и  дать  им  правильную  интерпретацию.  Это

оказывается важным в  тех  случаях,  когда  поиск  новых  фактов  ведется  с

помощью одной или нескольких  гипотез.  Последние  также  составляют  важную

часть теории, Например, в  каждом  районе  (регионе)  могут  оказаться  свои

специфические факторы, влияющие на выбор  определенной профессии. Гипотеза  о таких   возможных   факторах   помогает   созданию   методов   исследования,

позволяющих  оценить интересующее  явление и на  этой  основе  выработать

практические  рекомендации  по   улучшению   профориентационной   работы   с

учащимися.

      Уровень  развития  каждой  теории  нередко  определяется  составом   и

качеством  принципов,  положенных  в  основу  деятельности.   Формулированию

принципов профориентации уделяется  немало внимания. Однако  нельзя  сказать,

что разработка системы принципов  профориентации  завершена:  предстоит  еще

много   сделать   для   создания   стройной,    непротиворечивой    системы,

удовлетворяющей всем требованиям.

 

           2.1 Объекты  и принципы профориентационной деятельности

 

 

      Поскольку объектом  профориентационной  деятельности  является  процесс

социально-профессионального  самоопределения  человека,   важно   в   первую

очередь  сформулировать  группу  принципов,  которыми  руководствуются  (или

должны руководствоваться) девушки  и юноши, выбирая себе профессию  и место  в

социальной структуре общества.

      «Принцип сознательности  в выборе  профессии  выражается  в  стремлении

удовлетворить своим выбором не  только  личностные  потребности  в  трудовой

деятельности, но и принести как  можно больше пользы обществу.

      Принцип соответствия  выбираемой  профессии  интересам,  склонностями,

способностями  личности  и  одновременно  потребностям  общества  в   кадрах

определенной профессии  выражает связь личностного и общественного  аспектов

выбора профессии. По аналогии с  известной мыслью нельзя жить  в  обществе  и

быть  свободным  от  общества  –  можно  также  сказать:   нельзя   выбирать

профессию,  исходя  только  из  собственных  интересов  и  не   считаясь   с

интересами общества. Нарушение  принципа соответствия  потребностей  личности

и общества приводит  к  несбалансированности  в  профессиональной  структуре

кадров.

      Принцип активности  в выборе профессии характеризует   тип  деятельности

личности  в  процессе  профессионального  самоопределения.  Профессию   надо

активно искать самому. В этом большую  роль  призваны  сыграть:  практическая

проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной  подготовки,

советы  родителей  и  их  профессиональный  опыт,   поиск   и   чтение   (по

интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

          Последним  принципом в этой группе является  принцип развития.  Этот

принцип отражает идею выбора такой  профессии,  которая  давала  бы  личности

возможность повышения квалификации,  увеличение  заработка,  по  мере  роста

опыта  и профессионального мастерства,  возможность  активно  участвовать  в

общественной  работе,   удовлетворять   культурные   потребности   личности,

потребность в жилье, отдыхе и т.п.»

      «В профессиональной  ориентации есть группа принципов,  тесно  связанных

(и  во  многом  пересекающимися)  с  общепедагогическими   принципами.   Это

следующие принципы:

Связь  профориентации  с  жизнью,   трудом,   практикой,   предусматривающей

оказание помощи  человеку  в  выборе  его  будущей  профессии  в  органичном

единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

Связь  профориентации  с  трудовой  подготовкой  школьников  –это   принцип,

предусматривающий хорошую постановку  трудового воспитания  и обучения.  В

отрыве   от   трудовой   подготовки   профориентация    приобретает    черты

абстрактности,  призывности,  оторванности  от  практики,  от  общих   задач

трудового и профессионального  становления личности;

                                    

Систематичность   и   преемственность    в    профориентации    обеспечивает

профориентационная  работа  с 1  по  11  классы  при условии обязательной

преемственности этой работы из класса в класс

Взаимосвязь школы, семьи,  базового  предприятия,  средних  профессиональных

учебных   заведений   и    общественности    в    профориентации    учащихся

предусматривает тесный контакт по оказанию помощи  молодым  людям  в  выборе

профессии.   При   этом   предполагается   усиление   целенаправленности   и

координации в совместной деятельности;

воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости  осуществления

профориентационной   работы   в   соответствии   с   задачами   формирования

гармоничной личности, в единстве  трудового.  Экономического  нравственного,

эстетического, правового и физического  воспитания;

взаимосвязь  диагностического  и  воспитательного  подходов   к   проведению

профориентационной   работы   -   принцип,   предполагающий   недопустимость

противопоставления  одного  подхода  другому.  Каждый  из  них  решает  свои

задачи.

дифференцированный и индивидуальный  подход  к  учащимся  в  зависимости  от

возраста  и  уровня  сформированности  их  профессиональных  интересов,   от

различий  в  ценностных  ориентациях   и   жизненных   планов,   от   уровня

успеваемости.  Дифференциация   учащихся   по   группам   позволяет   точнее

определять их средства воздействия,  которые  будучи  эффективными  в  одной

группе могут  оказаться  неэффективными  в  другой.  Дифференциация  создает

условия для реализации индивидуального  подхода;

оптимальное   сочетание   массовых,   групповых   и   индивидуальных    форм

профориентационной  работы  с учащимися и их   родителями,   утверждающих

необходимость   использования   разных    форм,   отхода   от    традиционно

используемых   одних   только   массовых   форм,   усиление    внимания    к

сбалансированному сочетанию всех форм работы;

соответствие   содержания   форм   и   методов   профориентационной   работы

потребностям   профессионального   развития    личности    и    одновременно

потребностям района (города, региона)  в  кадрах  определенных  профессий  и

требуемого уровня квалификации» .

      Таким образом,  в теории профориентации существуют  и общепедагогические

принципы,  и  специфические  принципы,  характеризующие   профориентационную

деятельность как общественное явление.

 

 

 

 3. Методология профориентации

 

 

          «К  основным  положениям,  оказывающим   существенное  влияние   на

постановку всей профориентационной  работы  относятся идеи  концептуального

характера.  Одна  из  них  -  идея  организации  профориентационной  работы,

основанной  на  диагностическом  исследовании  личности,  тщательном   учете

интересов и способностей, необходимых  для правильного выбора профессии.  Эта

идея  была  распространена  до  середины  30-х  годов  и   носила   название

“диагностической   концепции”.   Здесь    широко    использовались    тесты.

Несовершенство этих тестов,  их  неправильное  использование,  а  также  ряд

других причин привели к тому, что идея  диагностического  исследования  была

заменена  другой,  так называемой  воспитательной  концепцией”.   Последняя

нередко противопоставлялась первой  как  единственно  правильная,  Однако  и

тогда уже было ясно, что и диагностика  и воспитание  -  одинаково  важные  и

органически связанные направления  практической  работы  по  профессиональной

ориентации учащихся.

            К    идее    методологического    характера    относится    идея

дифференцированного  подхода  к  проведению  профориентационной   работы   с

учащимися. Она предусматривает  предварительную  классификацию  учащихся  по

группам  в  зависимости  от  их  жизненных  и  профессиональных   планов   и

соответствующую  воспитательную  работу  в  этих  группах.  Дифференциальный

подход позволяет вести профориентационную работу  более целенаправленно,  а

следовательно, и более эффективно.

           «   В  социологии   получила   распространение   идея   социально-

профессиональной  ориентации,  которая  объясняет   обусловленность   выбора

профессии  не  столько   ориентацией  на  ту  или  иную  профессию,  сколько

направленностью  личности  на  желаемое  для  себя  социальное  положение  в

обществе и поиском  путей  его достижения  с  помощью  избираемой  для этого

профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется  как

деятельность по  подготовке  молодежи  к  выбору  профессии,  то  социально-

профессиональную ориентацию можно  также  кратко  определить  как  подготовку

молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.

           К  методологическим вопросам профориентации  относятся  и  вопросы

определения и развития  системы  профориентации.

      Прежде чем сформулировать  общее  определение  системы   профориентации,

рассмотрим ряд исходных положений:

      «1.  Профориентация   представляет   собой   системную   деятельность,

включающие целевые установки,  задачи,  принципы,  формы,  методы,  критерии

эффективности,  уровни,  направления,  аспекты  и   другие   системо   -   и

структурообразующие элементы.

      2.  Система   профориентации  школьников  является  подсистемой   общей

системы трудовой и профессиональной подготовки.

      3. Система профессиональной  ориентации - это часть общей систем  социальной    ориентации    личности    в    сложившейся     структуре

производительных сил и производственных отношений.

      4.   Профориентация   относится   к   социальным   системам,   которые

функционируют в обществе, она затрагивает  различные проблемы, и в том 9.

числе   связанные   с   развитием   человеческого   фактора    общественного

производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно  считать

общественной проблемой. Она может  быть названа так и по другой причине.  Для

решения  проблем  профориентации  недостаточно  усилий  одного  министерства

(Министерства просвещения) или  одной науки (например, педагогики). Для  того

чтобы система профориентации стала  эффективной необходима  скоординированная

деятельность ряда (если не большинства)  министерств  и  ведомств,  а  также

ученых различных специальностей.

      5.  На  эффективность   профориентации   влияет   множество   различных

объективных  и  субъективных  факторов.   Это   система   трудно   поддается

организации и управлению.

         При неизменной  общей цели конкретные цели  и  задачи  работы  каждой

школы зависит от потребностей кадров в  тех  или  иных  профессиях,  степени

остроты этих потребностей, от возможностей и условий в  данном  регионе  или

городе. Успешная  реализация  поставленных  целей и задач в значительной

степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

         В настоящее  время система профориентационной работы включает в себя

деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение,  включающее  профинформацию,  профпропаганду

   и профагитацию.

2. Предварительная профессиональная  диагностика, направленная на   выявление

Информация о работе Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации