Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы
проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно
существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и
неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными
устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система

Содержание

Введение
1. История становления профориентации
2. Теория профориентации
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности
3. Методология профориентации
3.1 Определение критериев эффективности профориентации
4. Основы организации и планирования профориентационной работы
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи
4.3. Основы составления программ профориентационной помощи
5. Профессиональное воспитание учащихся
5.1. Профессиональное просвещение
5.2. Изучение школьников в целях профориентации
5.3 Профессиональная консультация учащихся
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи
7. Заключение
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

осн.проф раб.готов.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)

предприятиях и т.п.” [10; 95].

       На каждом из  этих этапов профконсультация носит разный  характер.  На

первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития

самооценки и  положительных  качеств  личности.  При  этом  профконсультация

прежде всего носит развивающий характер.  Если  у ученика уже сложились

интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта,  учителя,

классного руководителя состоит в  том, чтобы направлять его деятельность.

        На втором  этапе профориентация  носит   рекомендательный  характер  и

решает такие основные задачи: соответствие  состояния  здоровья  требованиям

выбираемой  профессии,  психологическая  готовность  личности  к   овладению

избранной  профессией,  справочная  информация  учащихся  о   содержании   и

характере   труда,   возможностях   получения   специального    образования,

профессиональной  подготовки  и  трудоустройства.  Согласно   этим   задачам

выделяют три этапа профконсультации:  психолого-педагогическую,  медицинскую

и справочную.

      Для проведения  психолого-педагогической консультации  используют данные

предварительной    профдиагностики    личности    школьников.    Медицинскую

профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку

самостоятельно подойти к правильному  выбору профессии, исходя  из  состояния

своего здоровья и требований, предъявляемых  человеку профессией. Это  работа

осуществляется   с   участием   школьного   врача   и   других   медицинских

работников.

         Отдельные   профессии   предъявляют   повышенные    требования    к

психологическим особенностям  личности.  Несоответствие  личностных  качеств

работника  требованиям  профессии  может  привести  к   перегрузке   нервной

системы, а подчас и к заболеванию.

        В том случае, если после  сопоставления   медицинского  и  психолого-

педагогического обследования учащегося  с его профессиональной

                                    

 

      направленностью  обнаружатся противопоказания,  профконсультант  должен

тактично и доказательно объяснить  ему  невозможность  сделанного  им  выбора

профессии и  рекомендовать  ему  другую  профессию.  При  этом  нежелательно

сделать так, чтобы рекомендуемая  профессия не шла в разрез  со  склонностями

и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.

      Третий  этап  профконсультации  связан  с   поступлением   ученика   в

профессиональное учебное заведение  или непосредственно на работу. Его  можно

назвать еще  формирующим,  ибо  основная  задача  на  этом  этапе  -  помочь

молодому человеку утвердиться  в профессиональном  выборе.  С  помощью  школы

учащиеся знакомятся с будущими  условиями  своей  деятельности,  готовясь  к

обучению в учебном заведении  или непосредственно поступлению  на работу.

         Профессиональная  консультация  для  учащихся  по  форме  проведения

может быть коллективной, групповой  и индивидуальной.

      Итак, профконсультация  -  это оказание  помощи  молодому  поколению,

выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих

суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.

 

 

 

                                    

 

                5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся

 

 

      Составная часть  профориентации -  профессиональный  отбор  ,  то  есть

выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно  освоить  данную

профессию и выполнять связанные  с нею трудовые обязанности.

          В процессе  профессионального  отбора  определяют  профессиональную

пригодность человека  на  основе  существующих  у  людей  физиологических  и

интеллектуальных различий.

          «Существующее  физическое и интеллектуальное  различие обусловливает

доступность человеку одних видов  труда и  одновременно  трудность  или  даже

совсем недоступность других. Однако  это  вовсе  не  означает,  что  природа

ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной  принадлежности.  Люди

появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.

      Но,  отвергая  понимание  способностей  как   врожденных   особенностей

человека, предопределяющих  его профессиональную  судьбу,  нельзя  отрицать

наличие некоторых врожденных задатков - психофизических  предрасположений  к

той или иной работе.

       Профессиональная  пригодность - это  уровень   соответствия  физических

качеств   и   психофизических   особенностей    человека    профессиональным

требованиям.  Если  эти  качества  и   особенности   не   достигают   нужных

требований,   происходит    перегрузка.    Это    случай    профессиональной

неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

      «Профотбор (подбор)  подразделяют  на  два  вида  -  констатирующий  и

организующий.  Констатирующий  профотбор  предполагает  решение  вопросов  о

пригодности к профессии того или  иного лица в форме “годен”  и  “негоден”.  В

случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения

вопросов  трудоустройства.  Организующий  профотбор  (подбор)  имеет   целью

выявить   и  оценить   индивидуальные   особенности   человека,   являющиеся

показаниями не к одной, а  к  нескольким  профессиям,  что  в  большей  мере

отвечает  нуждам  и  задачам  заведений,   предприятий   по   своевременному

заполнению вакантных мест.

      С  усложнением   труда  в  процессе  научно-технического  прогресса   в

условиях  ускорения возможен   рост  ограничений к некоторым профессиям.

Наряду с этим в  народном  хозяйстве  нашей  страны  есть  много  профессий,

которые  не  предъявляют  повышенных   физических   и   психофизиологических

требований  к  человеку.  Поэтому  очень  важно  еще  на   школьной   скамье

ознакомить учащихся,  особенно  имеющих  физические  и психофизиологические

ограничения, с  данными профессиями, помочь молодым людям  выбрать  одну  из

них.

      Нередко профотбор  трудно осуществлять из-за  недостаточности   развития

методики его применения.

 

              6. Социально-профессиональная адаптация молодежи

 

 

      «Профессиональная    адаптация    -    важнейший     этап     процесса

профессионального  самоопределения  человека.  На  этом   этапе   выявляются

недостатки предшествующей  профессиональной  ориентации  и  профессиональной

подготовки,   осуществляется   процесс   формирования    новых    установок,

потребностей, интересов в сфере  труда  и,  наконец,  выявляется,  насколько

жизненные   планы   оказались   реальными.   Поэтому   адаптация    является

своеобразным критерием эффективности  профориентационной работы с молодежью.

      Профессиональная  адаптация - это  процесс   приспособления  учащихся  к

будущей   профессии   в   общеобразовательных    школах,    профтехучилищах,

техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате

чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

      Многие исследователи  считают, что процесс  профессиональной  адаптации

начинается непосредственно  на  производстве, другие утверждают, что  начало

этого процесса закладываются еще  в  школе,  и  подразделяют  его  на  четыре

периода: подготовка к  труду  в  школе,  выбор  профессии,  профессиональная

подготовка, начало трудовой деятельности.

      Под профессиональной  адаптацией понимают также социально-экономический

процесс приспособления человека к  осваиваемой профессии.

       В процессе  адаптации происходит активное  включение личности в ту  или

иную    социальную,    профессиональную    группу,    освоение    социально-

психологических отношений в этой группе.

      Следовательно,  в   профессиональной  адаптации   можно   выделить   две

взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

      Профессиональная  адаптация  включает  в  себя  овладение  необходимыми

знаниями, умениями, навыками, умением  быстро  ориентироваться  в  различных

производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

      Социально-психологическая   адаптация  заключается   в   приспособлении

молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-

профессиональной группе.  Сюда  входит  ознакомление  с  целями  и  задачами

коллектива, его традициями, отношениями  между руководителями и  подчиненными

и т.п.

      В процессе приспособления  к трудовому коллективу  можно   выделить  три

стадии:

1. ознакомление с новой ситуацией;

2. стадия приспособления  к   этой  ситуации  -  работник  переориентируется,

   признает главные элементы  новой системы ценностей, но  у него  сохраняются

   в качестве равноценных многие прежние установки”

3. стадия  ассимиляции  -  полное  приспособление  к  трудовому   коллективу,

   усвоение его установок.

                                    

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

      В заключение проведенной  работы мы получили следующие  результаты:

1.Изучили теорию профориентации,  включая  факты,  закономерности,  принципы

(принцип сознательности, принцип  соответствия выбираемой профессии,  принцип

активности и принцип развития)

 

2.Изучили методологию, используемой  в  профориентационной  работе,  которая

помогает повысить эффективность  практической работы, включающую в  себя:

               .  предварительную  классификацию   учащихся  по  группам   в

                 зависимости от их жизненных  и  профессиональных  планов  и

                 соответствующую воспитательную  работу в этих группах

               .  подготовку молодежи к выбору  профессии и своего  места   в

                 обществе

               . профессиональное просвещение,  включающее  профинформацию,

                 профпропаганду и профагитацию.

               . предварительную профессиональная диагностику, направленную

                 на  выявление интересов и способностей  личности к той  или

                 иной профессии и т.д.

 

3.Рассмотрели  способы  планирования  профориентационной  работы  и помощи,

профессионального воспитания учащихся

 

4.   Произвели   оценку   деятельности   по   решению   проблем,   связанных с    социально- профессиональной  адаптацией  молодежи,  т.е.  приспособления   учащихся   к будущей   профессии   в   общеобразовательных    школах,    профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда.

На основе полученных результатов  можно сделать следующие выводы:

 

1. Подготовка  подрастающего   поколения  к  созидательному  труду  на  благо

общества  -  важнейшая  задача  общеобразовательной   школы.   Ее   успешное

осуществление связано  с  постоянными  поиском наиболее  совершенных путей

трудового воспитания и профессиональной ориентации.

 

2.  Передовой   педагогический   опыт,   результаты   научных   исследований

показывают, что только  комплексный  подход  к  решению  вопросов  трудового

самоопределения школьной  молодежи  способствует  успеху  профориентационной

деятельности .

3.  Подробное  рассмотрение  содержания  и  основных   методов   работы   по

профессиональной   ориентации   позволяет   отметить   в   заключение,   что

«профессиональная   ориентация   -   это   государственная   по   масштабам,

экономическая по результатам, социальная по  содержанию,  педагогическая  по

методам сложная многогранная проблема

                                    

 

                            Список литературы:

 

 

1. «Методы активизации профессионального  и личностного самоопределения»

              Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк»

                             2002 год, 392 стр.

2. «Профессиональная ориентация  молодежи»

    А. Д. Сазонов, Н.  И. Калугин, А. П. Меньшиков  и др., М.: Высшая школа

                            1989 год – 272 стр.;

3. Информационно-методический и  дидактический журнал «Имидж»

                              N2, март 2002 год

     Статья «Профориентация:  проблемы, опыт, перспективы», Пустовая Е.Н.

 

4. Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002

     Статья «О профессиональной  ориентации молодежи»

 

 


Информация о работе Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации