Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы
проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно
существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и
неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными
устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система

Содержание

Введение
1. История становления профориентации
2. Теория профориентации
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности
3. Методология профориентации
3.1 Определение критериев эффективности профориентации
4. Основы организации и планирования профориентационной работы
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи
4.3. Основы составления программ профориентационной помощи
5. Профессиональное воспитание учащихся
5.1. Профессиональное просвещение
5.2. Изучение школьников в целях профориентации
5.3 Профессиональная консультация учащихся
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи
7. Заключение
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

осн.проф раб.готов.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)

   интересов и способностей  личности к той или иной  профессии.

3.  Профессиональная  консультация,  нацеленная  в  основном   на   оказание

   индивидуальной  помощи  в  выборе  профессии   со  стороны  специалистов-

   профконсультантов.

4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые  с  наибольшей

   вероятностью  смогут  успешно   освоить   данную  профессию   и   выполнять

   связанные с нею трудовые  обязанности.

5. Социально-профессиональная адаптация.

6. Профессиональное воспитание, которое  ставит своей  целью  формирование  у

   учащихся  чувства  долга,  ответственности,  профессиональной   чести   и

   достоинства.

       В работе по  различным направлениям определился  круг  форм  и  методов

профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на

предприятия и т.д.

 

 

 

                                    

 

           3.1 Определение критериев эффективности профориентации

 

 

       К числу наиболее  важных методологических вопросов  относятся и вопросы

определения критериев  эффективности  профориентации.  Сейчас  эффективность

профориентационной  работы  школы нередко определяется  по  тому,  сколько

учащихся (в процентах) выбрали  профессии, на  которые  их  ориентировали,  и

работают по ним.

      Этот   критерий   важный,   но    недостаточный.    Ведь,    например,

запланированного процента учащихся можно добиться разными  средствами,  и  в

том   числе   не   всегда   оправданными   с   педагогической,   социальной,

психологической  и  экономической  точек  зрения.  И  если  это   показатель

становиться главной целью и  самоцелью профориентации, притом  без  серьезной

диагностической и воспитательной работы  с  учащимися,  то  вся  эта  работа

приобретает  своеобразный   уклон,   мешающий   в   первую   очередь   самой

профориентации,  подрывающий  доверие к ней со  стороны учащихся  и   их

родителей. Достижение поставленной цели  возможно  и  оправдано  только  при

активной  работе  с  молодежью,  при  выявлении  их  реальных  интересов   и

способностей,  формировании  убежденности  в правильном  выборе  профессии,

отвечающего как их личным склонностям, так и  потребностям  города,  района,

села, в котором они живут, общества в целом.

         «Вот почему  с  педагогической  точки   зрения  эффективность  выбора

профессии  означает  меру  соответствия  индивидуального  выбора   профессии

рекомендациям  педагога.  При  этом   предполагается,   что   педагогические

рекомендации основаны на учете  как личных, так и общественных  потребностей.

Соответственно  чем  больше  число  учащихся  избирают  рекомендованные   им

профессии,  тем  выше  действенность  профориентационной  работы  педагогов,

школы.

      Если учащиеся  заранее наметили и согласовали  свои планы  жизненного  и

профессионального  самоопределения,  то   процент   школьников,   добившихся

реализации  своих  планов,  служит  одним   из   показателей   эффективности

профориентации  при   условии,   что   намеченные   ранее   планы   отвечают

потребностям региона, страны в  кадрах определенных  профессий  и  требуемого

уровня квалификации.

          Известно, что правильный выбор профессии  положительно  влияет  как

на производительность, так и  на  качество  труда.  Следовательно,  трудовые

достижения выпускников  школ  или  других  учебных  заведений,  связанных  с

профориентацией,  служат  еще  одним  важным  критерием  успешности   выбора

профессии.»[12]

          Таким  образом, главным критерием эффективности   профориентационной

работы служит мера сбалансированности количества  учащихся,  поступающих  на

работу, на  учебу  в  СПТУ,  техникумы  и  вузы  по  профессиям,  отвечающим

актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

                                    

 

 

                    4. Основы организации и планирования профориентационной работы.

                                    

       4.1 Различные организационные модели профориентационной помощи

 Можно   выделить   следующие   основные    организационные    варианты

профориентационной помощи:

 

      «1. Профконсультант  работает в конкретной школе  и  обслуживает  только

учащихся данной школы.

      2. Профконсультант  имеет в конкретной школе основную  базу  (кабинет),

но обслуживает несколько близлежащих  школ.

      3.  Профконсультант   работает  в  специальном   психологическом  центре

(Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или  просто  —  в

Психологическом  центре).  Часто   в   таких   центрах   оказывается   более

специализированная (а иногда и  более глубокая)  помощь.  Но  Профконсультант

нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное  время.

Поэтому  в  идеале   предполагается   взаимодействие   школьного   психолога

(профконсультанта)  с  психологами   различных  психологических   и   медико-

реабилитационных центров

      4.  Психолог  работает  в  органах  управления  образования,  где   он

выступает  как  куратор  (инспектор)  по   профориентации.   Такой   куратор

координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов,  учителей

труда...).

      5. Дистанционная  профориентационная  помощь,  например,  по  переписке

(подросток по почте получает  бланк  с  опросниками,  отсылает  свои  ответы,

после  чего  ему  высылаются  обобщенные  результаты  и   рекомендации).   В

настоящее  время  широкие  перспективы  открываются  в  связи  с  внедрением

компьютерной техники (в частности, сети «Интернет»),

      6. Работа «выездными бригадами» (на 2—3  недели  бригада  специалистов

выезжает в отдаленные и малонаселенные  районы  и  проводит  «массированную»

помощь в выборе профессии).

      7. Помощь через средства массовой информации  СМИ  (специальные  циклы

передач, рубрики в периодических изданиях...).

      Естественно, нельзя  выделить  самый  «лучший»  вариант:  вес  варианты

«хорошие», так как все зависит  от конкретных  условии.  Лучше стремиться  к

совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов

был выбор, куда обратиться). Именно в  этом случае  можно  будет  говорить  о

системности профориентационной работы.

 

 

 

                                   

 

4.3. Основы составления программ  профориентационной помощи

 

 

      Каждый психолог-профконсультант  в  той  или  иной  мере  должен  уметь

планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы:

      «1. Понять цель  данной работы: определить цель-максимум  и цель-минимум

в  работе  с  данным  классом,  с  данной  группой  или   в   данной   школе

(психологическом центре)...

 

      2. Выделить  перечень  основных  проблем  и  приоритетных  направлений

работы (с учетом специфики данной группы).

 

      3. Расписать все  занятия по дням и часам.

 

      4. Разбросать все темы  (проблемы)  по  этим  дням  (по  принципу:  от

общеориентирующих проблем — к более конкретным).

 

      5.   Составить   перечень   практических    методик,    иллюстрирующих

теоретические вопросы  (желательно,  чтобы  по  времени  они  занимали  даже

большую часть, чем «теория» — это  важно для работы со школьниками).

 

      6.  Разбросать  практические  занятия   по   дням,   соотнеся   их   с

теоретическими проблемами (важен  принцип  «чередования»:  немного  теории  —

практика, немного теории — практика...).

 

      7. Подобрать разные  методики: тесты, опросники, анкеты, игры,  игровые

упражнения,   разбор   ситуаций,   дискуссионные   формы   работы   и   т.п.

(использовать принцип «разнообразия»: кому-то  больше  нравится  работать  с

тестами, кому-то — больше играть...).

 

      8. Рассчитать все  по времени...

 

      9. На всякий случай,  подобрать  несколько  теоретических   вопросов  и

практических методик «про запас» (на случай, когда  вдруг  какие-то  темы  и

методики в данном классе «не  пойдут» или когда какие-то методики и проце-

дуры пройдут слишком быстро и останется свободное время,  которое «нечем

заполнить»).

 

      10. Составить небольшие  конспекты для всего курса.

 

      Кроме  того,  постараться  подобрать  некоторые   методики  так,  чтобы

учащиеся  могли  обсудить  результаты  со  своими   родителями.   Также   мы

рекомендуем чаще использовать со школьниками  активизирующие  формы  работы:

(игры,  дискуссии,  обсуждение  ситуаций...),  но  при  этом  не  превращать

занятия в «сплошную игру», так  как даже детям это надоедает  или же они

                                    

могут начать воспринимать Вашу работу как сплошное «развлечение». По  нашему

опыту, игровые методы вполне могут  занимать в  работе  со  старшеклассниками

около 25—30 % общего времени занятий. Не следует увлекаться «сложным»  и

      обширным материалом  — лучше пусть вопросов будет  меньше, но они  будут

«понятными» и «значимыми» для  подростков  и  именно  эти  вопросы  обсуждать

более подробно.»

      Наконец,  сложные   ценностно-смысловые   вопросы   обсуждать   следует

ненавязчиво,  обязательно  включая  их   в   более   обширный   и   этически

«нейтральный» материал, чтобы не вызывать недоумение  некоторых  учащихся  и

администраторов. Например, на вопрос, «а  чем  это  Вы  там  занимаетесь  на

уроках?», психолог, который «осмеливается»  касаться  ценностно-нравственных

вопросов  самоопределения  (быть  может,  самых  важных   для   полноценного

развития подростков), может просто сказать с  простоватым  выражением  лица:

«Занимаемся   чем   положено,   исследуем   память,   внимание,   интеллект,

рассказываем  о  профессиях  и  играем  в  занимательные  игры...  Ну  а   о

нравственности и совести мы лишь немного поговорили, как бы нечаянно. А  так

у нас программа «правильная», такая  как «положено».

 

 

 

                                    

 

                   5. Профессиональное воспитание учащихся

 

 

      В процессе профессионального  становления  будущего  квалифицированного

рабочего можно выделить три  четко выраженных периода:

      «1.  Период   поступления   в   профессиональное   учебное   заведение

(профессиональная    ориентация    в     школе,     мотивированный     выбор

старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

      2. Период обучения в  профессиональном  учебном  заведении  (овладение

соответствующими   теоретическими   знаниями,   практическими   умениями   и

навыками,   предварительная   апробация   правильности   выбора,    развитие

профессиональных способностей).

      3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация  в  период

прохождения производственной практики, закрепление и развитие  полученных  в

школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение  опыта

работы, окончательное утверждение  в избранной профессии.

      Работа  по  решению   задач,  стоящих  на  каждом  из  этих  этапов,  и

составляет сущность процесса профессионального  воспитания.

      Все формы профессионального  воспитания можно объединить  в три группы:

    . индивидуальные

    . групповые

    . массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три  группы:

    . методы формирования  сознания личности;

    . методы организации  деятельности и  формирования  опыта   общественного

      поведения;

    . методы стимулирования  поведения и деятельности.»[16]

 

 

 

                                    

 

                      5.1. Профессиональное просвещение

 

 

      Важным  компонентом   системы  профессиональной   ориентации   учащихся

является профессиональное просвещение  –  “сообщение  школьникам  сведений  о

различных профессиях, их значении для  народного  хозяйства,  потребностях  в

кадрах,   условиях   труда,   требованиях,   предъявляемых   профессией    к

психофизиологическим качествам  личности,  способах  и  путях  их  получения,

оплате труда”.

         Кроме   того,  учащиеся  должны  знать   основные   общетрудовые    и

общепроизводственные   понятия:   что   такое   культура   труда,   трудовая

дисциплина, принципы планирования, структура  предприятия и т.п.

          Работа  по профпросвещению включает  в себя:

    . профинформацию

    . профпропаганду

    . профагитацию.

            Знания  о  профессиях  учащиеся  получают  не  только  в  школе.

Источниками знаний по этому вопросу  учащиеся получают  не  только  в  школе.

Источниками знаний по этому вопросу  служат  средства  массовой  информации,

родственники, знакомые и др. При  этом сведения о содержании профессии  и  их

значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего  возможно

Информация о работе Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации