Содержание и особенности управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить содержание и особенности управленческого труда.
Задачи:
1) Дать определение понятию управленческого труда;
2) Определить его особенности и составляющие;
3) Изучить пути совершенствования и оценки управленческого труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 5
1,1 Определение и особенности управленческого труда 5
1,2 Научная организация управленческого труда 9
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 15
2,1 Экономическая эффективность управленческого труда 15
2,2 Социальная эффективность управленческого труда 19
2,3 Оценка эффективности управленческой деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 49.51 Кб (Скачать документ)

 

Содержание  и особенности управленческого  труда.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 5

1,1 Определение и особенности управленческого труда 5

1,2 Научная организация управленческого труда 9

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 15

2,1 Экономическая эффективность управленческого труда 15

2,2 Социальная эффективность управленческого труда 19

2,3 Оценка эффективности управленческой деятельности 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управленческий труд – это специфический  вид человеческой деятельности, обособившийся  в процессе разделения и кооперации общественного труда. Это обособление  является объективно необходимым условием развития не только общественного производства, но и общества в целом. По сравнению  с другими видами труда в организации, управленческий труд обладает рядом  специфических особенностей, которые  выражаются в его характере, цели, предмете, результатах и используемых средствах.

Средствами управленческого  труда являются организационная  и вычислительная техника, а уровень  и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то он не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Если управленец не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.

Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является грамотно организованный процесс труда руководителя, который в свою очередь влияет на производительность предприятия в целом. Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы предприятия.

Теоретическая база и методологическая основа исследования составила теория, выработанная в трудах ведущих отечественных  и зарубежных экономистов в области  менеджмента и управления: Резник С.В., Виханский О.С., Саттаров Р.Г., Травин В.В., Минцберг Ю.П., Дафт Р., Бреддик У. и других.

Цель курсовой работы: изучить  содержание и особенности управленческого труда.

Задачи:

  1. Дать определение понятию управленческого труда;
  2. Определить его особенности и составляющие;
  3. Изучить пути совершенствования и оценки управленческого труда.
  4.  

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

1,1 Определение и особенности управленческого  труда

 

Управление представляет собой  необыкновенную форму и функцию, возникшую из самой природы процесса общественного труда. С развитием  производительных сил общества, сопровождающимися  разделением труда появилась  объективная необходимость координировать эти процессы в организованных системах (народное хозяйство, предприятие, ветвь). Поэтому, управление является обязательным элементом любой формы организации  коллективной деятельности людей, а  также технических и технологических  систем.

При комплексном, системном подходе  под управлением следует понимать целенаправленную деятельность аппарата управления в социально-экономической  системе, связанную с воплощением  специфичных функций (планирования, организации, регулирования, координации, мотивации, контроля) на базе познания и использования объективных  законов и закономерностей, присущих производству, в интересах неизменного  повышения его эффективности.

Управленческий труд в общественном производстве – процесс управления коллективом, осуществляемый руководителями, специалистами и техническими исполнителями, ориентирован на согласование, регулирование, учет и контроль производственной деятельности.

Рассмотрим особенности труда работников аппарата управления:1

  • большая степень самостоятельности работников аппарата управления по сравнению с работниками физического труда в вопросах установления последовательности работ в течение рабочего дня;
  • наличие частей творческого труда, которые практически невозможно измерить;
  • большой объем по характеру и содержанию выполненных одним управляющим либо специалистом управленческих работ, незначительный повтор многих операций и объем решаемых задач;
  • необходимость использования непрерывно поступающей информации, позволяющей заблаговременно предвидеть и установить весь комплекс управленческих операций, их четкое содержание и порядок выполнения;
  • трудность определения степени интенсивности труда, отсутствие резко выраженных признаков расхода энергии труда;
  • сложность управленческого труда, которая требует в отдельных вариантах коллективного решения;
  • способность работников аппарата управления воздействовать на производственный процесс не прямо, а через отдельных производителей;
  • нельзя оценить труд работников аппарата управления количеством производимой продукции. Исключение составляют лишь отдельные работы, результаты которых поддаются количественному измерению (счетно-вычислительные, чертежно-графические и т.п.).

С развитием производства содержание управленческого труда становится все более сложным. Основная часть  работ, характеризующая труд работников аппарата управления связана с умственной деятельностью. Но некие работы по управлению требуют физической энергии человека. Так, физическая энергия затрачивается  на переходы и переезды в связи  с потоком информации либо исполнителей, разные записи при регистрации, составление  нужных документов, проведение счетно-вычислительных, чертежно-графических работ. Соотношение  между размерами умственного  и физического труда для каждой категории работников аппарата управления различно.

Рассмотренные характерные особенности  управленческого труда представляют определенные требования к его работникам. К их числу относятся компетентность, деловитость, умение управлять, высокие  моральные свойства.

Компетентность предполагает наличие  у работника специального образования, знаний и опыта, соответствующих  занимаемой должности, и способствующих умению правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять решение, которое приведет к достижению нужного результата.

Деловитость – это деловая активность, умение вести дело, предприимчивость в работе, толковость. Качество, свидетельствующее  о способности человека к энергичным действиям, о его исполнительности, умении вникнуть в новое дело, разобраться  в нем, доводить дело до конечного  результата.2

Умение управлять предполагает, во-первых, знание теоретических основ  организации и управления; во-вторых, умение фактически пользоваться знаниями при управлении коллективом людей.

Труд работников аппарата управления является составной частью совокупного  труда, а, что касается социально-экономической  сущности, это труд производительный. Он включает в себя две составляющие, связанные с формированием целей и задач производственной деятельности и реализацией мер по их достижению.

Повышение эффективности  управленческого труда является важнейшей составной частью в  деятельности аппарата управления, а  в ряде случаев и определяющей в повышении эффективности производства.

В основе рациональной организации управленческого труда  лежат следующие принципы:

а) принцип  комплексности предполагает, что  организация управленческого труда  осуществляется не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а все коллектива;

б) принцип  регламентации – предполагает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления;

в) принцип  специализации заключается в  закреплении за каждым подразделением определенных функций и работ  с возложением на них полной ответственности  за конечные результаты их деятельности;

г) принцип  экономичности состоит в достижении наилучших результатов при наименьших затратах времени и средств;

д) принцип  научности – заключается в  совершенствовании организации  управленческого труда на научной  основе.

 

 

1,2 Научная организация управленческого труда

 

Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное  использование труда работников аппарата управления.

Повышение эффективности  управленческого труда является важнейшей составной частью, а  в ряде случаев и определяющей в повышении эффективности общественного  производства. В настоящее время  основным путем повышения эффективности  управленческого труда является внедрение научной его организации.

Научной следует считать  такую организацию труда, которая  основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных  форм хозяйствования, применении технических  средств и позволяет наилучшим  образом устанавливать и постоянно  совершенствовать взаимодействие служащих между собой и рабочими, а также  с использованием технических средств  в процессе осуществления функций  управления и инженерно-технического обеспечения. На основе обобщения достижений науки и передового опыта в  области организации труда работников аппарата управления может быть сформирован  ряд принципов, которыми следует  руководствоваться при решении  практических вопросов проектирования и внедрения научной организации  труда в управлении производственным коллективом.3

Первый  принцип – комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производственным коллективом должна решаться всесторонне, то есть с учетом всех ее аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных. Принцип комплексности предполагает также проведение работы не по какому-то одному направлению наукой организации труда, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а всего состава работников, выполняющих ту или иную функцию. При таком подходе мероприятия научной организации труда дают больший эффект, чем при локальном решении отдельных вопросов.

Второй  принцип – системность предполагает взаимное согласование, увязку всех элементов  организации труда, устранение противоречий, выявляющих при их совместном, а  не изолированном рассмотрении. В  результате такого подхода создается  система организации труда, в  рамках которой все ее элементы взаимно  согласованы и действуют в  интересах эффективного функционирования всей системы.

Третий  принцип – регламентация. Он означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указанных, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.

Четвертый принцип – специализация. Так  же как и производственные процессы управления требуют специализации, то есть такого их построения, при котором  за каждым структурным подразделением предприятия постоянно закрепляются определенные объекты деятельности. Специализация является необходимой  предпосылкой применения прогрессивных  методов и средств труда.

Пятый принцип – стабильность. Работа коллектива не может быть успешной, если состав, задачи и функции постоянно  меняются.

Шестой  принцип – целенаправленное творчество требует достижения двух целей: творческий переход при внедрении научной  организации труда служащих и  максимально использовать творческий потенциал служащих.

Организация управленческого  труда, как и организация труда  физического, основывается на общих  задачах и принципах организации трудовых процессов, но именно свою специфику. Применительно к управленческому труду основными задачами НОТ являются:4

1) Экономические, сущность  которых заключается в росте  производительности труда руководителей  (влияющего в конечном итоге  на производительность общественного  труда) при экономии времени  и энергии работника управления.

2) Психофизиологические, направленные  на всестороннее оздоровление  и облегчение условий труда,  позволяющее сохранять здоровье  и трудоспособность работников.

3) Социальные, смысл которых  состоит в создании условий  для всестороннего и гармоничного  развития личности работника  управления , повышения его квалификации, воспитания чувства ответственности  за результаты труда, использование  рациональных форм материального  и морального стимулирования.

Научная организация управленческого  труда использует положения и  выводы общественных и естественных наук, в том числе экономики  управления, социологии, эргономики, трудового  права, психологии, физиологии, гигиены  и санитарии, а также праксеологии - науки, исследующей и формулирующей  правила "хорошей работы" в  любой сфере человеческой деятельности.

К основным направлениям НОТ  в сфере управления относятся:

1) Совершенствование форм  разделения и кооперации труда;  рациональное использование кадров:

- подбор и расстановка;

- распределение функций;

- кооперирование обязанностей;

- организация творческого  труда;

Информация о работе Содержание и особенности управленческого труда