Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить содержание и особенности управленческого труда.
Задачи:
1) Дать определение понятию управленческого труда;
2) Определить его особенности и составляющие;
3) Изучить пути совершенствования и оценки управленческого труда.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 5
1,1 Определение и особенности управленческого труда 5
1,2 Научная организация управленческого труда 9
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 15
2,1 Экономическая эффективность управленческого труда 15
2,2 Социальная эффективность управленческого труда 19
2,3 Оценка эффективности управленческой деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Содержание и особенности управленческого труда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 5
1,1 Определение и особенности управленческого труда 5
1,2 Научная организация управленческого труда 9
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 15
2,1 Экономическая эффективность управленческого труда 15
2,2 Социальная эффективность управленческого труда 19
2,3 Оценка эффективности управленческой деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Управленческий труд – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в процессе разделения и кооперации общественного труда. Это обособление является объективно необходимым условием развития не только общественного производства, но и общества в целом. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд обладает рядом специфических особенностей, которые выражаются в его характере, цели, предмете, результатах и используемых средствах.
Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то он не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Если управленец не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является грамотно организованный процесс труда руководителя, который в свою очередь влияет на производительность предприятия в целом. Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы предприятия.
Теоретическая база и методологическая основа исследования составила теория, выработанная в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области менеджмента и управления: Резник С.В., Виханский О.С., Саттаров Р.Г., Травин В.В., Минцберг Ю.П., Дафт Р., Бреддик У. и других.
Цель курсовой работы: изучить содержание и особенности управленческого труда.
Задачи:
Управление представляет собой
необыкновенную форму и функцию,
возникшую из самой природы процесса
общественного труда. С развитием
производительных сил общества, сопровождающимися
разделением труда появилась
объективная необходимость
При комплексном, системном подходе
под управлением следует
Управленческий труд в общественном производстве – процесс управления коллективом, осуществляемый руководителями, специалистами и техническими исполнителями, ориентирован на согласование, регулирование, учет и контроль производственной деятельности.
Рассмотрим особенности труда работников аппарата управления:1
С развитием производства содержание
управленческого труда
Рассмотренные характерные особенности
управленческого труда
Компетентность предполагает наличие у работника специального образования, знаний и опыта, соответствующих занимаемой должности, и способствующих умению правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять решение, которое приведет к достижению нужного результата.
Деловитость – это деловая активность, умение вести дело, предприимчивость в работе, толковость. Качество, свидетельствующее о способности человека к энергичным действиям, о его исполнительности, умении вникнуть в новое дело, разобраться в нем, доводить дело до конечного результата.2
Умение управлять предполагает, во-первых, знание теоретических основ организации и управления; во-вторых, умение фактически пользоваться знаниями при управлении коллективом людей.
Труд работников аппарата управления является составной частью совокупного труда, а, что касается социально-экономической сущности, это труд производительный. Он включает в себя две составляющие, связанные с формированием целей и задач производственной деятельности и реализацией мер по их достижению.
Повышение эффективности
управленческого труда является
важнейшей составной частью в
деятельности аппарата управления, а
в ряде случаев и определяющей
в повышении эффективности
В основе рациональной
организации управленческого
а) принцип
комплексности предполагает, что
организация управленческого
б) принцип регламентации – предполагает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления;
в) принцип специализации заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций и работ с возложением на них полной ответственности за конечные результаты их деятельности;
г) принцип
экономичности состоит в
д) принцип научности – заключается в совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.
Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления.
Повышение эффективности
управленческого труда является
важнейшей составной частью, а
в ряде случаев и определяющей
в повышении эффективности
Научной следует считать
такую организацию труда, которая
основывается на использовании достижений
науки и передового опыта, прогрессивных
форм хозяйствования, применении технических
средств и позволяет наилучшим
образом устанавливать и
Первый принцип – комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производственным коллективом должна решаться всесторонне, то есть с учетом всех ее аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных. Принцип комплексности предполагает также проведение работы не по какому-то одному направлению наукой организации труда, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а всего состава работников, выполняющих ту или иную функцию. При таком подходе мероприятия научной организации труда дают больший эффект, чем при локальном решении отдельных вопросов.
Второй
принцип – системность
Третий принцип – регламентация. Он означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указанных, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.
Четвертый
принцип – специализация. Так
же как и производственные процессы
управления требуют специализации,
то есть такого их построения, при котором
за каждым структурным подразделением
предприятия постоянно
Пятый принцип – стабильность. Работа коллектива не может быть успешной, если состав, задачи и функции постоянно меняются.
Шестой принцип – целенаправленное творчество требует достижения двух целей: творческий переход при внедрении научной организации труда служащих и максимально использовать творческий потенциал служащих.
Организация управленческого труда, как и организация труда физического, основывается на общих задачах и принципах организации трудовых процессов, но именно свою специфику. Применительно к управленческому труду основными задачами НОТ являются:4
1) Экономические, сущность
которых заключается в росте
производительности труда
2) Психофизиологические, направленные
на всестороннее оздоровление
и облегчение условий труда,
позволяющее сохранять
3) Социальные, смысл которых
состоит в создании условий
для всестороннего и
Научная организация управленческого труда использует положения и выводы общественных и естественных наук, в том числе экономики управления, социологии, эргономики, трудового права, психологии, физиологии, гигиены и санитарии, а также праксеологии - науки, исследующей и формулирующей правила "хорошей работы" в любой сфере человеческой деятельности.
К основным направлениям НОТ в сфере управления относятся:
1) Совершенствование форм
разделения и кооперации труда;
- подбор и расстановка;
- распределение функций;
- кооперирование обязанностей;
- организация творческого труда;
Информация о работе Содержание и особенности управленческого труда