Содержание и особенности управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить содержание и особенности управленческого труда.
Задачи:
1) Дать определение понятию управленческого труда;
2) Определить его особенности и составляющие;
3) Изучить пути совершенствования и оценки управленческого труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 5
1,1 Определение и особенности управленческого труда 5
1,2 Научная организация управленческого труда 9
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 15
2,1 Экономическая эффективность управленческого труда 15
2,2 Социальная эффективность управленческого труда 19
2,3 Оценка эффективности управленческой деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 49.51 Кб (Скачать документ)

Возможны и другие технологические  схемы оценки эффективности управления. Например, ее можно осуществить по этапам:11

- определение затрат, связанных  с реализацией принятых целей,  а также с созданием и функционированием  системы управления;

- определение эффекта, обеспечиваемого системой управления;

- эффективность, обеспечиваемая  при реализации каждой установленной  цели управления;

- расчет общей экономической эффективности, обеспечиваемой при реализации нескольких целей управления.

У любого человека, занятого в сфере управления, есть конкретные функции и обязанности, связанные  с реализацией общей цели, но оценить  действия каждого с помощью единого  обобщенного показателя (критерия) не всегда возможно. В большинстве  случаев целесообразнее использовать комплекс показателей, тогда определение  эффекта деятельности отдельного сотрудника будет более объективным. Показатели такого рода должны соответствовать  основным видам деятельности и функциям управления, отличаться друг от друга  и быть независимыми, точно и ясно сформулированными.

 

2,3 Оценка эффективности управленческой деятельности

 

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы  и процесса управления. Считается, что  эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая  отражается в различных показателях, как объекта управления, так и  собственно управленческой деятельности. Таким образом, результаты труда, например, работников аппарата управления, выражаются через конечные результаты деятельности системы любого уровня, а совершенствование  системы управления способствует повышению  эффективности производственной деятельности, обеспечивая высокий конечный результат. Главная задача любой модели системы  управления состоит в обеспечении  активного воздействия на управляемый  объект с целью улучшения его  показателей. Однако для сравнения  этих различных показателей управляемой  системы и выделения из них  лучших, необходимо располагать каким- то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления зачастую не согласуются между собой, находятся  в диалектическом противоречии, в  связи с чем существует проблема определения предпочтительного  показателя, который и явился бы таким измерителем, характеризующим  эффективность управления, т.е. критерием  эффективности.12

В зависимости  от назначения системы и условий  ее функционирования критерием эффективности  могут служить различные показатели. Так как повышение эффективности  системы управления организацией предполагает нахождение наилучших организационных  форм, методов, технологии деятельности непосредственно управляющих и  управляемых структур в целях  достижения последними управленческо-производственных результатов с заданным критерием или системой критериев, то в качестве таковых могут выступать критерии рациональной и качественной организации системы и ее составных частей, управленческого труда и процесса управления. Показатели же, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которые, в свою очередь, определятся числовой или предметно производственной, экономической, статистической и математической интерпретацией. Кроме того, содержание и характер, как критериев, так и признаков выражается посредством своих, нередко специфических, форм способов идентификации и процедуры, реализация которых может быть осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе.13

На основании  вышеизложенного и исходя из требований общего и частного менеджмента, отдельных  теорий, законов, правил в качестве методологических подходов при оценке эффективности управленческой деятельности были изложены и частично апробированы на практике пять направлений:14

- логико-управленческое  – ориентированность на рационализацию, целесообразность и оптимальность  управленческих действий;

- статистическо-математическое - поиск и подтверждение закономерностей,  на основе разнообразных расчетов  и углубленного анализа;

- финансово-экономическое  – экономическое и финансовое  обоснование затрат и показателей  деятельности;

- социально-психологическое  – создание и учет социально-психологических  условий труда, личностно-коллективных  признаков и факторов труда,  взаимоотношений и климата;

- специфико-производственное  – отражающее производственно-целевые  об особенности деятельности  управляемой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в курсовой работе были рассмотрены содержание и характер управленческого труда. При этом управленческий труд имеет ряд специфических особенностей. Характер и содержание труда делают труд руководителя сложным, разнообразным, вносят в него элементы непредсказуемости, рискованности.

Для того чтобы менеджер, несмотря на отмеченные сложности, мог  успешно осуществлять управленческую деятельность, необходимо, чтобы он имел профессиональные знания, опыт и  владел искусством управления.

Комплекс научных знаний позволяет объективно оценивать  ситуацию, грамотно проводить анализ проблем, учитывать факторы и  тенденции изменений внешней  и внутренней среды организации. В то же время наличие знаний ускоряет приобретение профессионального опыта. Опыт управленческой деятельности позволяет  менеджеру экономить время за счет того, что многие ситуации ему  уже знакомы и решения принимаются  по типовым схемам, многие действия выполняются автоматически. Большой  и разносторонний опыт руководителя может перерасти в искусство  управления, когда при решении  проблемы вместо «сухого» анализа и  расчетов (или вместе с ними) происходит многомерное восприятие ситуации, включается интуиция и ощущение того, как это  «должно быть». Искусство управления позволяет также находить решения  там, где вообще невозможно использовать рациональные методы принятия решений.

В рыночной экономике предприятие  само принимает решения, т.е. приобретают  все черты самостоятельности, характерные  для работы в условиях рынка. А  это требует значительного расширения сферы управления и оптимизации  её организации, увеличения объема и  усложнения характера работ, выполняемых  менеджерами. Существенно возросла и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. В связи со всем этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и рациональной организации его труда, от которых зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и эффективность деятельности всего предприятия.

На современном этапе, искусство организации труда  в сфере управления становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность  предприятий и предпринимательский  успех. Возникает острая потребность  в подготовке квалифицированных  специалистов, способных грамотно организовать свою работу и создавать благоприятные условия труда. Умение правильно организовать рабочие процессы в организации, создать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и др. – все эти понятия составляют и характеризуют сущность организации управленческого труда. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2007.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3. – М.: Инфра-М, 2009.
  3. Базаров Т.Ю. Методы оценки управленческого персонала государствен-ных и коммерческих структур – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  4. Бреддик У. Менеджмент в организации НФПК.- М.:ИНФРА-М , 2007.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарика, 2008.
  6. Дафт Р. Менеджмент.-СПб.: Питер, 2009.
  7. Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. Практический менеджмент. - 2009.
  8. Литягин А. Семинар «Оценка эффективности персонала». – М.: Кадровый клуб, 2007.
  9. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2009.
  10. Минцберг Ю.П. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Пер. с англ. Под общ. ред. Каптуревского. СПб.: Питер, 2008.
  11. Персональный менеджмент. Учебник/ С.Д. Резник и др. – 4-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.
  12. Попов С.Г. Основы менеджмента. Учебник.- М.: Ось-89, 2007.
  13. Саттаров Р.Г. Основы менеджмента для руководителей и специалистов предприятий. Ижевск, 2009.
  14. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд.,перераб. и доп.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
  15. Смолкин А. М.  Менеджмент: основы организации, 2008.
  16. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 2008.
  17. Ципкин Ю.А. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  18. Шекшня С.В. Стратегическое управление персоналом современной организации– М.: Вершина, 2008.

 

 

1 Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2009. С. 105.

2 Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. Практический менеджмент. - 2009. С.93.

3 Минцберг Ю.П. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Пер. с англ. Под общ. ред. Каптуревского. СПб.: Питер, 2008. С. 138.

4 Бреддик У. Менеджмент в организации НФПК.- М.:ИНФРА-М , 2007. С. 217.

5 Персональный менеджмент. Учебник/ С.Д. Резник и др. – 4-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. С.164.

6 Шекшня С.В. Стратегическое управление персоналом современной организации– М.: Вершина, 2008. С. 87.

7 Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. Практический менеджмент. - 2009. С.47.

8 Саттаров Р.Г. Основы менеджмента для руководителей и специалистов предприятий. Ижевск, 2009. С.261.

9 Литягин А. Семинар «Оценка эффективности персонала». – М.: Кадровый клуб, 2007. С. 73.

10 Смолкин А. М.  Менеджмент: основы организации, 2008. С. 138.

11 Персональный менеджмент. Учебник/ С.Д. Резник и др. – 4-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 318.

12 Ципкин Ю.А. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 97.

13 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарика, 2008. С. 349.

14 Дафт Р. Менеджмент.-СПб.: Питер, 2009. С. 218.


Информация о работе Содержание и особенности управленческого труда