Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:48, контрольная работа
Все возрастающую значимость приобретает функция стиля субъекта власти, которая присуща не только всем управленческим уровням, но и каждому рядовому сотруднику.
Умелый руководитель четко формулирует задачи, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы подчиненных к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.
Цель контрольной работы состоит в изучении содержания работы руководителя и стилей руководства, факторов их формирования и развития.
Введение 3
1. Основные аспекты деятельности руководителя в организации. Требования к современному руководителю 4
2. Стили руководства, факторы его формирования и развития 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Организационная власть – это ключевой,
базовый организационно-
Эффективные управленческие стили должны основываться на ответственности на всех уровнях и по всем направлениям, а решение проблем – находиться в системе ценностных ориентаций, так как существует устойчивая взаимосвязь между целями и ценностями. Ценности – это ядро организационной культуры, выполняющей для организации ту же роль, что сознание для человека. Ценности – это «ключ» к решению проблемы эффективного менеджмента через формирование корпоративной идентичности, глубинный смысл которой – самосознание и самопонимание6. Особое внимание следует уделить задаче менеджера в формировании корпоративного имиджа, включающего: имидж для клиентов; бизнес-имидж; социальный имидж; имидж для госструктур. Имидж руководителя включает: стиль руководства; систему коммуникаций; внешнюю проекцию своего внутреннего состояния, потенциала и скрытых ресурсов через внешнее проявление.
Для эффективного выполнения менеджером профессиональных обязанностей необходимо параллельное совершение двух типов деятельности: освоение менеджмента как некой суммы накопленного опыта (знаний, навыков, приемов, методов и т.д.) и самоменеджмент (воспитание в себе требуемых личностных качеств). Концепция «управления компетенциями», используемая для обозначения свойств организации и требований к работе, опираясь на личностные характеристики и на кластеры поведения человека, коренным образом меняет систему управления человеческими ресурсами.
Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.
По данным О.Вихранского7 стиль руководства – это устойчивая, стабильно проявляющаяся совокупность методов, приемов и способов управленческого воздействия руководителей на подчиненных, детерминированная факторами макросреды, микросреды и их личностными особенностями.
Л.Журавлев считает, что стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели8.
А.Максимов приводит следующую систему факторов, влияющих на формирование стиля руководства, и их классификацию9:
а) объективные факторы макросреды: социально-политические и экономические особенности государственного устройства, институты гражданского общества, национально-исторические традиции в регионе, социально-культурный менталитет населения, существующие законы, деятельность вышестоящих органов власти и управления, безработица, миграция, пораженность коррупцией чиновников, отношения с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, конфессиями и др.;
б) объективные факторы микросреды: тип организационной структуры управления, степень централизации, развитость инфраструктуры организации, организационная культура, социально-психологический климат, культурный и профессиональный уровень коллектива, формальные и неформальные связи в организации и их взаимовлияние, мода на соответствующий стиль руководства и др.;
в) субъективные факторы (личностные особенности руководителя): индивидуальные особенности личности руководителя, его мировоззрение, профессиональные знания, умения и навыки, прежний опыт и др.
Стиль руководства стал темой обсуждения после того, как в 1938г. господин Левин опубликовал свое исследование различных стилей. Он исследовал три их типа:
Характеристика стилей руководства с учетом различных параметров взаимодействия руководитель - подчиненный приведена в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Характеристика стилей руководства10
Параметры взаимодействия с подчиненными |
Стиль руководства | ||
Авторитарный (автократичный) |
Демократический |
Либеральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решений советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решений совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, избавляется от них |
Подбирает деловых, грамотных специалистов |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает квалификацию, учитывает практику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дружески настроен, любит общение |
Общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровный, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных по праздникам |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Постоянно использует различные виды стимулов |
Главным критерием, с позиции которого Левин оценивал эффективность того или иного стиля руководства, была производительность. В его экспериментах самой производительной была работа при диктаторском стиле руководства, но при этом требовалось присутствие руководителя. В противном случае, работа прекращалась. Члены этой группы проявляли агрессивность по отношению к друг другу и увлекались поисками ²козлов отпущения²11.
Стиль, как характер, дается человеку при рождении, можно совершенствовать его, дополнять теми или иными чертами, свойственным другим стилям. Но основа, стержень - остается прежней, и никуда от этого не деться. В противном случае - это будет перерождение внутреннего ²Я². А конфликт внутреннего ²Я² и привнесенного рано или поздно даст о себе знать12.
На основании множественных классификаций стилей руководства в отечественной и зарубежной литературе, выделим основные виды административных стилей:
I. Демократичный
Высший уровень демократичного административного стиля руководства отражает систему взаимоотношений, для которой характерно постоянное взаимопонимание, сплоченность между администратором и управленческой группой и членами коллектива. Педагоги и административная группа работают вместе над целями, планами, методиками, проблемами. Решения принимаются всеми членами коллектива, и ответственность принимают на себя все члены группы. Иллюстрацией демократичного стиля может являться рабочая группа из числа руководителей и персонала, которой дано право рекомендовать и внедрять бюджетные изменения.
II. Кооперативный
Часть полномочий по управлению передано коллективу. Администратор консультирует участников процесса управления по вопросам, которые, по его мнению, им интересны. Комитет — это тот орган, который наиболее часто используется при кооперативном стиле руководства. Сотрудники одновременно являются и членами органов управления. Например, решение вопросов распределения заработной платы может принимать коллегиальный орган.
III. Ограниченное участие
Незначительная часть управленческих функций делегируется персоналу. Здесь подразумевается использование каких-либо предложений или идей, исходящих от учителей. Специальным рабочим группам предлагается решить вопросы планирования и дать рекомендации. Это не значит, что все возможные предложения будут использованы руководством. Вариантом проявления этого стиля является создание исследовательских групп с целью элементарного обновления принципов существования организации. Однако конечное решение никогда не поручается комитету, принимающему участие в рассмотрении какой-либо проблемы.
IV. Бюрократичный
При этом стиле управления почти нет места сотрудничеству или кооперации администрации и коллектива. Обычно основным источником управления являются официальные документы, справочники, правила или другие руководства к действию. Место в иерархической структуре — это главное, и власть непосредственно связана с занимаемым местом. Здесь превалирует традиция и стабильность, изменения редки, и, конечно, они никогда не устанавливаются снизу! Главное отличие этого административного стиля — это озабоченность членов коллектива своим рангом и продвижением в соответствии с существующими правилами и законами.
V. Невмешательство
Данный стиль находится в стороне от любого другого административного стиля. Администратор, как страус, прячет голову в песок в затруднительной ситуации. Он отворачивается от тех, кто поступает неверно, позволяет каждому члену коллектива вести себя так, как ему удобно, не заботясь об объективной оценке или последствиях. Руководитель не способствует выработке коллективных решений и не может принять на себя ответственность в экстренном случае. Одна из особенностей этого стиля: подчиненные (учителя) ничего не знают о способах контроля за дисциплиной, с которой связаны многие проблемы. Каждый учитель сам решает свои проблемы, при этом нередко терпит неудачи.
VI. Благожелательно-деспотичный
Этот администратор обычно улыбается, кладет вам на плечи руки, когда слушает вас (или делает вид, что слушает), а затем поступает так, как считает нужным. Этот руководитель действительно может заботиться о людях, с которыми имеет дело. Однако принятие решения всегда принадлежит руководителю.
Характерными выражениями
благожелательного деспота
VII. Авторитарный
Все, кто находится
под властью этого человека, никогда
не принимают участия в анализе
ситуации, не говоря уже о ее решении.
Руководитель, деловой на вид, указывает
всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов. Для
этого стиля характерна видимость делегирования
полномочий, но это только видимость, поручения
даются в категоричной форме и всегда
ориентированы на достижение цели, которую
имеет в виду руководитель. Зачастую власть
используется прямо для того, чтобы достичь
своих целей, воплотить решения и получить
за это признание.
На протяжении многих лет с момента опубликования Левиным результатов своих исследований в области стилей руководства, ученые разных стран мира обращались к этой теме. Это - Фадлер, Адаир, Р. Линерт, Танненбаум, Шмидт и другие.
В результате проведенного
анализа характеристик
Установлено, что менеджер
– это профессионально
Стиль - динамичная система активной адаптации к условиям среды.
Оптимальный стиль – это адекватный выбор методов управления в соответствии с ситуацией, характером управленческой задачи, уровнем развития коллектива.
Установлено, что реализация технологии формирования
оптимального стиля управленческой деятельности
руководителей является необходимым условием
повышения профессионализма и происходит
по двум направлениям: повышение уровня
Информация о работе Содержание работы руководителя. Стили руководства