Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Менеджмент предполагает достижения целей управления через эффективную работу людей путем мотивации их трудовой активности. Изучение этой науки позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обоснование целей управления и в мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, дает возможность принимать научно обоснованные решения, систематизировать работу кадров, управлять предприятиями торговли как целостными системами.
Появление
руководителя-автократа
обладающие
большим стремлением к
Демократический стиль.
Демократический
стиль формируется у людей, которые
не любят брать ответственность
на себя, ответственность не концентрируется,
а распределяется в соответствии
с переданными полномочиями. Руководство
характеризуется высокой
Либеральный стиль.
Формируется
у людей, которые не любят брать
ответственность на себя. Руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые
При
этом поощрение и наказание
и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Применение
этого стиля имеет все большее
распространение из-за растущих масштабов
научно-технической
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов, не любящие брать ответственность на себя, рассеяны, безалаберны, толком не могут ставить цели, слишком мягкие по характеру. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой
своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
Все вышеописанные
стили руководства можно
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При
либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем демократичное. Исследования Левина дали основу для изучения данного вопроса другими учеными.
Таким
образом, исследования Левина основывались,
прежде всего, на изучении влияния личностных
качеств руководителя на выбор стиля
руководства. В каждом конкретном случае
между авторитарным, демократическим
и либеральным стилями существует определенный
баланс, и увеличение доли элементов одного
из них будет приводить к уменьшению других.
Ситуационный стиль управления – стиль XXI века (ситуационное управление). В зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться и различные способы руководства. Это означает, что руководитель должен уметь вест себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать. При изменении ситуации меняется и стиль руководства. Речь в этом случае идет об адаптивном руководстве. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере являются искусством.
При
данном стиле руководства менеджер
использует все методы воздействия
в процессе управления. Управление
формируется на основе обширных знаний,
развития умений на основе личных качеств,
кроме этого необходимо стремление
к самообразованию и
Задача такого руководителя заключается в том, чтобы довести до сотрудников общие и промежуточные цели и определить в связи с этим требования к их действиям и сообразно им – к поведению. Осознавая цель, человек получает тем большую мотивацию, чем больше он ее принимает и поддерживает. Чем раньше руководитель сможет вовлечь сотрудников в процесс планирования и принятия решений, тем быстрее они смогут идентифицировать свои цели с целями фирмы.
Такой
менеджер ищет золотую середину между
максимальной заботой о людях
и производстве. Такой стиль руководства
должен быть у менеджера будущего
– менеджера XXI века, чтобы руководя
организацией он знал что в ней работают
люди и он в первую очередь управляет ими.
-Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
-Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
-Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
-Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.
Таким
образом, в современной практике
не встречаются руководители, использующие
один устоявшийся стиль руководства. Они
вынуждены его
постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями.
Сейчас руководители должны больше внимания
уделять человеческим качествам своих
подчиненных, их преданности фирме и способности
решать проблемы. Высокие темпы морального
старения и постоянные перемены, характерные
сегодня почти для всех отраслей производства
вынуждают руководителей быть постоянно
готовыми к проведению технических и организационных
реформ, а так же к изменению стиля руководства.
От выбора стиля руководства зависит не
только авторитет руководителя и эффективность
его работы, но так же атмосфера в коллективе
и взаимоотношения между подчиненными
и руководителем. Когда вся организация
работает достаточно эффективно и ровно,
то руководитель обнаруживает, что помимо
поставленных целей достигнуто и многое
другое, – в том числе и простое человеческое
счастье, взаимопонимание и удовлетворенность
работой.
Руководителю
трудно выбрать стиль руководства,
удовлетворяющих всех членов подчиненного
ему коллектива. Стиль работы складывается
подсознательно и постепенно, пока
не определиться совокупность приемов
общения с подчиненными и воздействия
на них, позволяющих находить наиболее
эффективное и правильное решение.
Становление стиля управления это
всегда сложный и долговременный
процесс. Руководителю требуется много
времени, для ознакомления с деятельностью
организации, а особенно для оценки
профессионального уровня своих
подчиненных. Руководителю необходимо
знать, как уметь подойти к
каждому из своих сотрудников, как
правильно направить
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Проведенное
исследование показывает, что отдельный
тип стиля руководства не встречается
в чистом виде. В реальности в
поведении каждого руководителя
наблюдаются общие черты, различных
стилей при преобладающей роли какого-либо
одного из них. Возможность и
целесообразность сочетания различных
компонентов стилей руководства
определяется наличием в каждом стиле
определенных черт, ролевых функций
которые меняются в зависимости
от ситуации.
На
формировании стиля руководства
сказывается также уровень
Если
обратиться к историческому прошлому,
то в период социалистической экономики
при недостаточной